Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
Страны Южной Европы. В этих странах на протяжении 1940—1990-х гг. наблюдалась совершенно иная картина. В двух из них — Португалии и Испании — долгое время существовали авторитарные режимы в форме военных диктатур. В третьей — Греции — после Второй мировой воины началась гражданская война, после которой наступил период нестабильной демократии, закончившийся в 1967 г. установлением военного режима, просуществовавшего до лета 1974 г. С начала 1980-х гг. Греция, Испания и Португалия начали занимать важное место в общеевропейских делах и влиять на политику единой Европы по широкому кругу вопросов.
Сравнение экономической мощи четырех государств (2005)
Страна |
ВВП, млрд долл. |
Доля в мировом производстве (%) |
Доля в мировом экспорте (%) |
Годовой доход на душу населения |
США |
12 455 |
25,1 |
12,3 |
43 740 |
Япония |
4505 |
6,6 |
7,8 |
38 980 |
Германия |
2781 |
8,0 |
9,1 |
34 580 |
Россия |
763 |
2,5 |
1,9 |
4460 |
Этапы эволюции стран Восточной Европы после Второй мировой войны. С середины 1940-х гг. географическое понятие «Восточная Европа» приобрело и политическое значение. Оно стало синонимом термина «Восточный блок», т. е. группы государств, близких по своему социально-политическому устройству, идеологическим установкам правящих режимов, образовавших вместе с СССР геополитическую общность на востоке Европы. Их развитие определялось как общими чертами, так и особенностями. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период с момента выхода из Второй мировой войны (1944—1945) и до установления однопартийных коммунистических режимов (1948—1949). Второй этап хронологически датируется началом 1950-х гг. до 1989 г., т. е. включает в себя время существования коммунистических режимов, формирования тоталитарной модели социально-политического устройства. Последний, третий этап условно можно определить с момента падения большинства коммунистических режимов в Восточной Европе и СССР (1989—1991) и по настоящее время. Особое значение в этой связи приобрела ориентация государств бывшего Восточного блока на международной арене. Правительства восточноевропейских государств стремились обеспечить для своих стран гарантии в области экономики, национальной безопасности. Учитывая, что Восточная Европа нередко оказывалась одним из очагов военной конфронтации, проблема ее интеграции в общеевропейское сообщество приобрела огромное значение.
Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. После Второй мировой войны большая часть государств Восточной Европы, за исключением Албании и Югославии, оказалась в сфере советского влияния. На их территории находились советские войска и действовала оккупационная администрация. В этих преимущественно аграрных странах были сильны левые настроения, поэтому политические изменения происходили иначе, чем в Западной Европе. В Болгарии и Румынии, входивших в союз с гитлеровской Германией, начались народные восстания, в которых активную роль принимали коммунистические и рабочие партии. Они объединялись со своими антифашистскими союзниками в массовые организации — фронты, получившие название народных, национальных или отечественных. В результате были свергнуты прежние режимы, ориентировавшиеся на страны оси. В Венгрии при поддержке советской стороны и благодаря лучшей организованности большинство мест в органах власти получили коммунисты.
Наиболее сильными оказались югославские коммунисты, которые еще в период партизанской войны начали создавать собственные органы власти в освобожденных районах.
Албания оказалась единственной страной в Восточной Европе, освободившейся от оккупации без помощи союзников. Это было связано с тем, что силы оси начали поспешную эвакуацию из страны осенью 1944 г. Здесь компартия была тоже достаточно сильна.
Создание основ тоталитарных режимов. В 1944—1948 гг. были заложены основы развития Восточной Европы. Произошла ликвидация монархии (Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия). Фактически были признаны законными не эмигрантские правительства, а новые, образовавшиеся или в годы партизанской войны, или после ввода на территорию этих стран советских войск. В 1945—1948 гг. были приняты новые конституции. Они юридически узаконивали политические и социальные изменения: передачу власти в руки так называемых народных правительств, проведение национализации и аграрной реформы с конфискацией крупного землевладения, чистку государственного аппарата от представителей прежней власти.
Все эти мероприятия
проходили под советским
В Югославии и Албании, где компартии уже фактически на протяжении партизанской войны против оккупантов обладали властью в созданных ими местных органах управления, тактика установления новых режимов имела свои особенности. В первую очередь коммунисты стремились выступить законными представителями народа. Их лидеры, помимо военных и руководящих партийных должностей, старались получить и государственные посты.
Приход к власти в регионе коммунистических партий определил характер взаимоотношений между этими странами и Советским Союзом. Это способствовало формированию в государствах Восточной Европы советской общественно-политической модели развития и привело к установлению коммунистической идеологии.
Общие черты эволюции коммунистических режимов. На протяжении 1949—1989 гг. коммунистические режимы в восточноевропейских государствах претерпели определенные изменения. В большинстве из них до середины 1956 г. существовала сталинская модель социализма, полностью скопированная с СССР.
Серьезной вехой для развития коммунистических режимов в Восточной Европе, как, впрочем, и для всего коммунистического движения, стало разоблачение преступлений сталинского режима Н. С. Хрущевым. Для многих руководителей народных демократий такое откровенное осуждение Сталина и его деяний было связано с их собственной практикой. Во многих государствах региона, в частности в Венгрии, Болгарии, Румынии и Польше, в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в различной степени опыт сталинизма был повторен: репрессии, незаконные аресты и казни, преследования инакомыслящих и т. д. Курс на форсированное строительство социализма привел к серьезным социально-политическим и экономическим последствиям. Прежде всего было сведено к нулю значение парламента. Всевластие партийных комитетов, директивный характер производственных отношений, репрессии в отношении несогласных и «борьба с частной собственностью» — такова была действительность Восточной Европы. Отсутствие инвестиций и свободного рынка определило главные особенности экономики стран региона. Огромная помощь СССР, несмотря на то что и Советский Союз должен был восстанавливать разрушенное хозяйство, не могла спасти положение.
Уже в 1950-х гг. в Восточной Европе происходили массовые волнения. Хотя сначала звучали требования демократизации в рамках социалистического выбора, вскоре встал вопрос о ликвидации коммунистических диктатур (ГДР, Венгрия, Польша). Эти выступления подавлялись с помощью СССР. С середины 1950-х и до конца 1960-х гг. в большинстве стран региона сформировались тоталитарные модели общества, принявшие форму коммунистических режимов. Экономика и политика были взаимосвязаны между собой. Для стран Восточной Европы были характерны плановое хозяйство, неэффективность производства.
В Албании, где руководитель Э. Ходжа продолжал настаивать на сталинской модели, ставка делалась на ужесточение режима и развитие экономики на радикальных социалистических принципах. Опираясь сначала на помощь СССР, а затем и Китая, с которыми Ходжа вскоре поссорился, он впоследствии выдвинул тезис о необходимости опоры на собственные силы. «Албанский путь к социализму» — под таким названием вошел в историю этот феномен. Албания вышла из СЭВ и Организации Варшавского договора, начала активно вооружаться, опасаясь интервенции со всех сторон, и изолировалась в политическом и экономическом отношении. К началу 1990-х гг. страна оказалась отброшенной на обочину мирового развития.
Югославия. Из всех стран Восточной Европы Югославия была единственной, которая прервала тесные отношения с СССР еще в конце 40-х гг. Ее партийно-государственное руководство приступило к созданию собственной модели социализма. В начале 1950-х гг. Югославия была членом Балканского пакта военно-политического блока, связанного с НАТО. В этой организации она была единственным государством, руководимым компартией, наряду с двумя странами с антикоммунистическими режимами. Ее независимый внешнеполитический курс, который проводил И. Б. Тито, а впоследствии и ведущая роль в движении неприсоединения обеспечили ей широкие экономические связи. «Югославскому социализму» тем не менее было присуще главное — монополия на власть коммунистической партии.
Основу экономической
системы составила
В течение 1950—1980-х гг. Югославия постепенно улучшила отношения с СССР и государствами Восточного блока, получив статус наблюдателя в СЭВ. Кризис в начале 1970-х гг. был первым вестником этнорегиональных противоречий. Неравномерность экономического развития питала сепаратизм и национализм в отдельных республиках Югославии. Вскоре в связи с мировым кризисом 1970-х гг. экономическое положение в стране вновь ухудшилось. На протяжении следующего десятилетия, уже после смерти бессменного руководителя И. Б. Тито, Югославия пыталась сохранить внутриполитическую стабильность и достигнуть экономического прогресса.
Румыния. К числу стран Восточной Европы, придерживавшихся наряду с Албанией и Югославией подчеркнуто независимой внешней и внутренней политики, относилась и Румыния. Но с конца 1940-х до начала 1960-х гг. она ничем не отличалась от других государств региона: курс на построение социализма, монополия коммунистической партии, директивная экономика и формирование тоталитарного общества.
В середине 1960-х гг. после прихода к власти молодого и энергичного первого секретаря ЦК компартии Румынии Н. Чаушеску ситуация начала меняться. Новый руководитель отказался от односторонней ориентации на Советский Союз и, более того, фактически пошел на укрепление отношений с КНР в момент советско-китайского межпартийного и межгосударственного конфликта. Этим он хотел подчеркнуть самостоятельную позицию Румынии даже в рамках Варшавского договора и СЭВ. Взятый им курс отличался своеобразием: националистические взгляды, тотальный контроль над обществом, репрессии, назначение на руководящие посты в партии и государстве родственников Чаушеску, создание его культа. Подобная ситуация усилила кризис.
Первым серьезным шагом, направленным на демонстрацию самостоятельности Бухареста, был отказ Чаушеску от участия в совместной интервенции стран Варшавского договора в 1968 г. в Чехословакию. К началу 1970-х гг. румынский руководитель усилил курс на проведение политики балансирования между Западом и Востоком. Это позволило ему получить определенные выгоды от торгово-экономических отношений с западными государствами, и прежде всего с США. Последние рассматривали Румынию как слабое звено в Восточном блоке и пытались использовать ее для его раскола.
Однако и эта политика не могла спасти режим коммунистической тоталитарной диктатуры Н. Чаушеску и его семьи от экономического кризиса. Румыния с середины 1970-х гг. превратилась в классическую страну товарного дефицита. Диктатор гордился, что Румыния выплатила все иностранные долги, но при этом в своих многочисленных речах не сообщал, какова была цена этого шага. В стране выросла детская смертность, уровень жизни снизился, свирепствовали органы безопасности, которые вели тотальное наблюдение за всем населением.
Венгрия. По-другому обстояло дело в Венгрии. После прихода к власти в 1956 г. Я. Кадара начали происходить изменения в лучшую сторону, хотя режим запрещал обсуждать «подавление контрреволюции». Постепенно начало развиваться мелкособственническое производство, особенно в сельском хозяйстве. Его эффективность была самой высокой в Восточной Европе. Более того, Кадар проводил политику открытости, т. е. для граждан страны выезд за рубеж и возвращение, как в других странах Восточной Европы, особенно в СССР, не были проблемой. В венгерскую промышленность шли инвестиции ряда западных стран, увидевших в таком сотрудничестве выгоду не только экономического, но и политического порядка. В условиях «холодной войны» на Западе рассчитывали на усиление противоречий внутри Восточного блока. Уровень жизни населения страны в период «кадаровского социализма» во многом был недосягаем для граждан Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы.