Мир во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.

Файлы: 1 файл

Мир во второй половине XX в.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

Страны Южной  Европы. В этих странах на протяжении 1940—1990-х гг. наблюдалась совершенно иная картина. В двух из них — Португалии и Испании — долгое время существовали авторитарные режимы в форме военных диктатур. В третьей — Греции — после Второй мировой воины началась гражданская война, после которой наступил период нестабильной демократии, закончившийся в 1967 г. установлением военного режима, просуществовавшего до лета 1974 г. С начала 1980-х гг. Греция, Испания и Португалия начали занимать важное место в общеевропейских делах и влиять на политику единой Европы по широкому кругу вопросов.

 

 

 

 

 

 

Сравнение экономической  мощи четырех государств (2005)

 

Страна

ВВП, млрд долл.

Доля в мировом  производстве (%)

Доля

в мировом

экспорте

(%)

Годовой доход  на

душу

населения

США

12 455

25,1

12,3

43 740

Япония

4505

6,6

7,8

38 980

Германия

2781

8,0

9,1

34 580     

Россия

763

2,5

1,9

4460


 

Глава 4

Страны Восточной Европы с середины 1940-х гг. до конца 1990-х  гг.

§   9

Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х — первой половине 1980-х гг.

 

Этапы эволюции стран Восточной Европы после  Второй мировой войны. С середины 1940-х гг. географическое понятие «Восточная Европа» приобрело и политическое значение. Оно стало синонимом термина «Восточный блок», т. е. группы государств, близких по своему социально-политическому устройству, идеологическим установкам правящих режимов, образовавших вместе с СССР геополитическую общность на востоке Европы. Их развитие определялось как общими чертами, так и особенностями. Этот процесс можно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период с момента выхода из Второй мировой войны (1944—1945) и до установления однопартийных коммунистических режимов (1948—1949). Второй этап хронологически датируется началом 1950-х гг. до 1989 г., т. е. включает в себя время существования коммунистических режимов, формирования тоталитарной модели социально-политического устройства. Последний, третий этап условно можно определить с момента падения большинства коммунистических режимов в Восточной Европе и СССР (1989—1991) и по настоящее время. Особое значение в этой связи приобрела ориентация государств бывшего Восточного блока на международной арене. Правительства восточноевропейских государств стремились обеспечить для своих стран гарантии в области экономики, национальной безопасности. Учитывая, что Восточная Европа нередко   оказывалась   одним   из   очагов   военной   конфронтации, проблема ее интеграции в общеевропейское сообщество приобрела огромное значение.

Положение в  странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. После Второй мировой войны большая часть государств Восточной Европы, за исключением Албании и Югославии, оказалась в сфере советского влияния. На их территории находились советские войска и действовала оккупационная администрация. В этих преимущественно аграрных странах были сильны левые настроения, поэтому политические изменения происходили иначе, чем в Западной Европе. В Болгарии и Румынии, входивших в союз с гитлеровской Германией, начались народные восстания, в которых активную роль принимали коммунистические и рабочие партии. Они объединялись со своими антифашистскими союзниками в массовые организации — фронты, получившие название народных, национальных или отечественных. В результате были свергнуты прежние режимы, ориентировавшиеся на страны оси. В Венгрии при поддержке советской стороны и благодаря лучшей организованности большинство мест в органах власти получили коммунисты.

Наиболее сильными оказались  югославские коммунисты, которые еще в период партизанской войны начали создавать собственные органы власти в освобожденных районах.

Албания оказалась единственной страной в Восточной Европе, освободившейся от оккупации без помощи союзников. Это было связано с тем, что силы оси начали поспешную эвакуацию из страны осенью 1944 г. Здесь компартия была тоже достаточно сильна.

Создание основ  тоталитарных режимов. В 1944—1948 гг. были заложены основы развития Восточной Европы. Произошла ликвидация монархии (Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия). Фактически были признаны законными не эмигрантские правительства, а новые, образовавшиеся или в годы партизанской войны, или после ввода на территорию этих стран советских войск. В 1945—1948 гг. были приняты новые конституции. Они юридически узаконивали политические и социальные изменения: передачу власти в руки так называемых народных правительств, проведение национализации и аграрной реформы с конфискацией крупного землевладения, чистку государственного аппарата от представителей прежней власти.

Все эти мероприятия  проходили под советским контролем  при активной роли компартий этих стран. Населению государств Восточной Европы, где прежде существовали авторитарные и диктаторские режимы, происходившие перемены казались положительными.  Однако уже  к   1948 г.  стало  ясно,  что  коммунисты стремятся всеми способами получить контроль над государственным аппаратом. Механизм прихода к власти коммунистических партий, несмотря на национальную специфику стран Восточной Европы, был для большинства из них общим. Сначала они усиливали свое присутствие в коалиционных правительствах и народных фронтах, формировавших такие правительства. Затем компартии получали контроль над правоохранительными органами, министерствами юстиции и над создаваемыми вооруженными силами. Следующим шагом было укрепление их позиций в министерствах экономики и иностранных дел. Постепенно практически все ключевые должности в правительстве занимали коммунисты или их ставленники. После того как некоммунистическая часть правительства оказывалась в меньшинстве, предпринять что-либо было уже поздно, даже если глава правительства или президент страны (как это имело место в Чехословакии) принадлежали солидной буржуазной партии. В случае, если антикоммунистическая оппозиция пыталась противодействовать и обращалась с призывом к народу о необходимости ограничить наступление компартий, то коммунистическая пропаганда немедленно объявляла ее контрреволюционной и фашистской силой. Финалом подобных действий были репрессии и фальсифицированные процессы над «врагами». В то же время в силу объективных обстоятельств, в частности проводимых социальных реформ, немалая  часть   населения   оказывала   поддержку   коммунистам.

В Югославии и Албании, где компартии уже фактически на протяжении партизанской войны против оккупантов обладали властью в созданных ими местных органах управления, тактика установления новых режимов имела свои особенности. В первую очередь коммунисты стремились выступить законными представителями народа. Их лидеры, помимо военных и руководящих партийных должностей, старались получить и государственные посты.

Приход к власти в  регионе коммунистических партий определил характер взаимоотношений между этими странами и Советским Союзом. Это способствовало формированию в государствах Восточной Европы советской общественно-политической модели развития и привело к установлению коммунистической идеологии.

Общие черты  эволюции коммунистических режимов. На протяжении 1949—1989 гг. коммунистические режимы в восточноевропейских государствах претерпели определенные изменения. В большинстве из них до середины 1956 г. существовала сталинская модель социализма, полностью скопированная с СССР.

Серьезной вехой для  развития коммунистических режимов  в Восточной Европе, как, впрочем, и для всего коммунистического  движения, стало разоблачение преступлений сталинского режима Н. С. Хрущевым. Для  многих руководителей народных демократий такое откровенное осуждение Сталина и его деяний было связано с их собственной практикой. Во многих государствах региона, в частности в Венгрии, Болгарии, Румынии и Польше, в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в различной степени опыт сталинизма был повторен: репрессии, незаконные аресты и казни, преследования инакомыслящих и т. д. Курс на форсированное строительство социализма привел к серьезным социально-политическим и экономическим последствиям. Прежде всего было сведено к нулю значение парламента. Всевластие партийных комитетов, директивный характер производственных отношений, репрессии в отношении несогласных и «борьба с частной собственностью» — такова была действительность Восточной Европы. Отсутствие инвестиций и свободного рынка определило главные особенности экономики стран региона. Огромная помощь СССР, несмотря на то что и Советский Союз должен был восстанавливать разрушенное хозяйство, не могла спасти положение.

Уже в 1950-х гг. в Восточной  Европе происходили массовые волнения. Хотя сначала звучали требования демократизации в рамках социалистического выбора, вскоре встал вопрос о ликвидации коммунистических диктатур (ГДР, Венгрия, Польша). Эти выступления подавлялись с помощью СССР. С середины 1950-х и до конца 1960-х гг. в большинстве стран региона сформировались тоталитарные модели общества, принявшие форму коммунистических режимов. Экономика и политика были взаимосвязаны между собой. Для стран Восточной Европы были характерны плановое хозяйство, неэффективность производства.

В Албании, где руководитель Э. Ходжа продолжал настаивать на сталинской модели, ставка делалась на ужесточение режима и развитие экономики на радикальных социалистических принципах. Опираясь сначала на помощь СССР, а затем и Китая, с которыми Ходжа вскоре поссорился, он впоследствии выдвинул тезис о необходимости опоры на собственные силы. «Албанский путь к социализму» — под таким названием вошел в историю этот феномен. Албания вышла из СЭВ и Организации Варшавского договора, начала активно вооружаться, опасаясь интервенции со всех сторон, и изолировалась в политическом и экономическом отношении. К началу 1990-х гг. страна оказалась отброшенной на обочину мирового развития.

Югославия. Из всех стран Восточной Европы Югославия была единственной, которая прервала тесные отношения с СССР еще в конце 40-х гг. Ее партийно-государственное руководство приступило к созданию собственной модели социализма. В начале 1950-х гг. Югославия была членом Балканского пакта военно-политического блока, связанного с НАТО. В этой организации она была единственным государством, руководимым компартией, наряду с двумя странами с антикоммунистическими режимами. Ее независимый внешнеполитический курс, который проводил И. Б. Тито, а впоследствии и ведущая роль в движении неприсоединения обеспечили ей широкие экономические связи. «Югославскому социализму» тем не менее было присуще главное — монополия на власть коммунистической партии.

Основу экономической  системы составила самостоятельность  производителей, вошедшая в историю  под названием «система самоуправления». Однако по мере развития этой системы выявились и ее негативные качества, обусловленные невозможностью соединения рыночной экономики с социализмом. Это выразилось прежде всего в стремлении производителей сбывать свою продукцию или за твердую валюту, или по высоким ценам. Ни того ни другого югославский' потребитель не мог предложить.

В течение 1950—1980-х гг. Югославия постепенно улучшила отношения  с СССР и государствами Восточного блока, получив статус наблюдателя  в СЭВ. Кризис в начале 1970-х гг. был первым вестником этнорегиональных противоречий. Неравномерность экономического развития питала сепаратизм и национализм в отдельных республиках Югославии. Вскоре в связи с мировым кризисом 1970-х гг. экономическое положение в стране вновь ухудшилось. На протяжении следующего десятилетия, уже после смерти бессменного руководителя И. Б. Тито, Югославия пыталась сохранить внутриполитическую стабильность и достигнуть экономического прогресса.

Румыния. К числу стран  Восточной Европы, придерживавшихся наряду с Албанией и Югославией подчеркнуто независимой внешней и внутренней политики, относилась и Румыния. Но с конца 1940-х до начала 1960-х гг. она ничем не отличалась от других государств региона: курс на построение социализма, монополия коммунистической партии, директивная экономика и формирование тоталитарного общества.

В середине 1960-х гг. после  прихода к власти молодого и энергичного первого секретаря ЦК компартии Румынии Н. Чаушеску ситуация начала меняться. Новый руководитель отказался от односторонней ориентации на Советский Союз и, более того, фактически пошел на укрепление отношений с КНР в момент советско-китайского межпартийного и межгосударственного конфликта. Этим он хотел подчеркнуть самостоятельную позицию Румынии даже в рамках Варшавского договора и СЭВ. Взятый им курс отличался своеобразием: националистические взгляды, тотальный контроль над обществом, репрессии, назначение на руководящие посты в партии и государстве родственников Чаушеску, создание его культа. Подобная ситуация усилила кризис.

Первым серьезным шагом, направленным на демонстрацию самостоятельности Бухареста, был отказ Чаушеску от участия в совместной интервенции стран Варшавского договора в 1968 г. в Чехословакию. К началу 1970-х гг. румынский руководитель усилил курс на проведение политики балансирования между Западом и Востоком. Это позволило ему получить определенные выгоды от торгово-экономических отношений с западными государствами, и прежде всего с США. Последние рассматривали Румынию как слабое звено в Восточном блоке и пытались использовать ее для его раскола.

Однако и эта политика не могла спасти режим коммунистической тоталитарной диктатуры Н. Чаушеску и его семьи от экономического кризиса.  Румыния с середины  1970-х гг. превратилась   в   классическую   страну   товарного   дефицита. Диктатор гордился, что Румыния выплатила все иностранные долги,  но при этом в своих многочисленных речах не сообщал, какова была цена этого шага. В стране выросла детская смертность, уровень жизни снизился, свирепствовали органы безопасности, которые вели тотальное наблюдение за всем населением.

Венгрия. По-другому обстояло дело в Венгрии. После прихода  к власти в 1956 г. Я. Кадара начали происходить  изменения в лучшую сторону, хотя режим запрещал обсуждать «подавление контрреволюции». Постепенно начало развиваться мелкособственническое производство, особенно в сельском хозяйстве. Его эффективность была самой высокой в Восточной Европе. Более того, Кадар проводил политику открытости, т. е. для граждан страны выезд за рубеж и возвращение, как в других странах Восточной Европы, особенно в СССР, не были проблемой. В венгерскую промышленность шли инвестиции ряда западных стран, увидевших в таком сотрудничестве выгоду не только экономического, но и политического порядка. В условиях «холодной войны» на Западе рассчитывали на усиление противоречий внутри Восточного блока. Уровень жизни населения страны в период «кадаровского социализма» во многом был недосягаем для граждан Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы.

Информация о работе Мир во второй половине ХХ века