Мир во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.

Файлы: 1 файл

Мир во второй половине XX в.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

Однако большая часть  новых государств достигла независимости мирным путем. Дело в том, что сохранение прямого политического контроля становилось для ведущих держав финансово обременительным. К концу 1950-х — началу 1960-х гг. правящие круги Великобритании, Франции и других метрополий отказались от содержания огромного аппарата колониальных чиновников, а уж тем более от проведения карательных экспедиций против повстанцев, поскольку они требовали немалых финансовых затрат, к тому же вызывали протесты миролюбивой общественности Европы и Америки.

В связи с этим основной формой получения независимости  азиатских и особенно африканских  стран в 1960—1980-е гг. стала мирная передача политической власти от колониальной администрации национальным политическим лидерам при условии сохранения крупнейшими западными компаниями практически не ограниченного права эксплуатации природных богатств. Эта политика получила наименование неоколониализма. Наиболее показательным стал 1960 г., названный современниками Годом Африки, когда сразу 17 зависимых территорий Черного континента получили независимость, а ООН приняла резолюцию безотлагательной ликвидации оставшихся колоний.

Однако завершение процесса деколонизации растянулось на целых три десятилетия. Только с обретением национального суверенитета Намибией (1990) и падением режима апартеида в Южно-Африканской Республике (1991) стало наконец возможным говорить о ликвидации колониальной системы, создававшейся западными державами на протяжении нескольких столетий.

Структура и состав группы развивающихся стран. К началу 1970-х гг. процесс деколонизации привел к образованию около 100 самостоятельных государств Азии, Африки и Центральной Америки. За последнюю четверть века их количество увеличилось примерно до 130. Это означает, что сегодня на долю этих стран приходится большинство населения и территории планеты.

Общим для азиатских, африканских и латиноамериканских стран, с одной стороны, стали  незавершенность индустриализации, традиционный уклад сельского хозяйства, неразвитость транспорта и связи, практическое отсутствие современных систем образования и здравоохранения, невысокий уровень жизни населения, племенная рознь, сохранение порой довольно жестоких по европейским понятиям обрядов и культов.

С другой стороны, развивающиеся  государства отличаются широким  разнообразием политических, экономических  и культурных условий, связанных с их географическим положением, этническим составом и историческим опытом. Используя основные критерии — размер территории, численность населения, хозяйственную специализацию, объем годового дохода на душу населения, выделяют новые индустриальные страны (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Тайвань, Южная Корея и некоторые другие), наиболее динамично продвигающиеся вперед по пути прогресса, нефтедобывающие монархии и республики бассейна Персидского залива (Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Ирак и др.), государства-гиганты, такие, как Индия, Индонезия, Китай, Нигерия, беднейшие страны Центральной Африки (Чад, Мали, Нигер, Заир) и некоторых частей Азии (Бангладеш, Мьянма, Бутан), жители которых находятся на грани вымирания от голода и эпидемий.

Проблема выбора моделей развития. Обретение независимости поставило перед развивающимися странами много серьезных вопросов. Главным из них было умение управлять современным государством. Это было важным для обществ, не имевших подобного опыта. С целью решения задачи сплочения молодых наций многие лидеры выбирали однопартийную систему, нередко приводившую к диктатуре.

Другим препятствием для преодоления социально-экономической отсталости являлась зависимость бывших колоний от метрополий, основанная на экспорте только одного продукта (бананов, кофе, арахиса, металлических руд). Любые колебания цен на мировых рынках могли полностью подорвать национальную экономику.

Это, в свою очередь, приводило  к поляризации богатства и  власти. На фоне процветания немногочисленной элиты, часто коррумпированной и обслуживавшей интересы одной семьи или племени, большинство населения жило в ужасающей бедности, усугублявшейся быстрым ростом численности населения. С этим связана частая смена политических режимов, обычно в ходе военных переворотов и кровопролитных конфликтов разной продолжительности. В результате власть оказывалась у патриотически настроенных военных. Они стремились навести порядок в стране под флагом националистической идеологии, но не были способны провести эффективные экономические преобразования. Такова была обычная схема развития событий в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Однако гораздо большее  число развивающихся стран, особенно получивших независимость из рук колониальной администрации, а не в ходе вооруженной борьбы, предпочло сохранить и даже укрепить традиционные экономические связи с западными державами или переориентировать их на США и Японию. Распад СССР и крах коммунистических режимов окончательно сняли вопрос о выборе модели развития для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные вехи социально-экономических преобразований. В 1950—1960-е гг. на первом этапе власть получили местные лидеры. Нередко они довольно смутно представляли себе характер и масштабы стоявших перед ними проблем. В это время европейские державы и США оказывали развивающимся странам значительную материальную помощь.

На следующем этапе  в 1970—1980-е гг. углубилась дифференциация среди бывших колоний, выделилась группа новых индустриальных стран, были предприняты попытки преодолеть экономическую зависимость от метрополий (пример — ограничение экспорта «черного золота» на Запад членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в первой половине 1970-х гг.), вырос внешний долг (до 1 трлн. долларов). Значимым фактором международных отношений 1970—1980-х гг. стало Движение неприсоединения. Оно объединило более 100 развивающихся стран. В то же время ряд молодых государств — Ангола, Эфиопия, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Танзания — провозгласили ориентацию на советскую модель структурной перестройки экономики, получив финансовую помощь Москвы.

В последние десятилетия XX в. обострились старые и возникли новые социально-экономические и политические проблемы.

В это время большая  группа государств Азии, Африки и Латинской Америки достигла успехов в некоторых сферах общественной жизни — в образовании, здравоохранении, сокращении количества голодающих, строительстве современных объектов инфраструктуры (дорог, аэропортов, отелей).

Вместе с тем увеличилось  отставание многих стран «третьего мира» («первым миром» специалисты называют индустриально развитые страны, а «вторым» — бывшие социалистические страны) по уровню доходов на душу населения не только от Европы, Северной Америки и Японии, но и от Сингапура, Тайваня или Кувейта. Это порождало чувства разочарования и апатии у молодежи, составляющей до 2/3 местных жителей.

Развивающиеся страны испытывают серьезные экономические трудности. Усиливаются племенная рознь {трайбализм1)., соперничество политических и религиозных группировок, сплотившихся вокруг ярких личностей, претендующих на роль спасителей нации. Заговоры, мятежи и военные перевороты следуют один за другим.

Демографическая, продовольственная, экологическая и другие глобальные проблемы современности особенно болезненно ударили по государствам Африки и Азии. Не случайно сотни

тысяч молодых людей  из этих стран покидают их в поиске лучшей жизни, направляясь в Европу или Северную Америку. Китайская Народная Республика. Провозглашение КНР 1 октября 1949 г. означало полную победу коммунистов во главе с Мао Цзэдуном, установивших на всей обширной территории страны, за исключением острова Тайвань, тоталитарный политический режим. Первым государством, признавшим новую власть, стал СССР. Он заключил в 1950 г. с Китаем договор о дружбе, союзе и взаимопомощи.

Именно этот документ открыл период тесного сотрудничества Пекина и Москвы в 1950-е гг. Тогда Коммунистическая партия Китая (КПК) осуществила серию глубоких социально-экономических реформ, опираясь на финансовую, техническую, дипломатическую и военную помощь Советского Союза. Были национализированы частные предприятия, конфискована собственность иностранных компаний, на селе возникли народные коммуны, репрессии обрушились на предпринимателей, земельных собственников и представителей интеллигенции.

К 1958 г. Мао Цзэдун разработал программу ускоренного завершения модернизации страны. Она получила название «большой скачок». Основной акцент делался на резкое увеличение производства стали. С целью повышения продуктивности сельского хозяйства остававшиеся вне коммун крестьянские дворы были объединены в несколько тысяч крупных государственных пред приятий по образцу совхозов. Эта политика вызвала голод в стране, тысячи людей умерли. Очевидный провал «большого скачка» заставил КПК в начале 1960-х гг. пересмотреть проекты «великого кормчего», как именовали Мао в Китае. Одновременно произошло ухудшение советско-китайских отношений, которое к 1969 г. привело к вооруженному столкновению на Дальнем Востоке. 

В 1966 г. Мао Цзэдун выдвинул лозунг беспощадной борьбы с капиталистическим влиянием в партии и стране, стремясь заодно поднять собственный авторитет и ликвидировать скрытых противников культа личности. Период второй половины 1960-х — первой половины 1970-х гг. вошел в историю Китая как период «великой пролетарской культурной революции». Добровольцы, в основном молодые рабочие-комсомольцы, по всей стране искали «классовых врагов», распространяя среди населения красные книжки с цитатами из произведений Мао. Многие государственные деятели подверглись гонениям, были закрыты тысячи учебных заведений, государственных и общественных учреждений, миллионы людей отправились в деревню «на перевоспитание тяжелым физическим трудом».

После смерти Мао Цзэдуна  в 1976 г. его сторонники потеряли власть. Новый лидер Китая Дэн Сяопин провозгласил политику рыночных реформ в экономике при сохранении руководства коммунистической партии в политической сфере. В итоге за прошедшие 30 лет страна добилась впечатляющих успехов в хозяйственном развитии. Это позволило Китаю выйти на второе место после США по стоимости производимых товаров, заполнивших полки магазинов и вещевые рынки многих государств. В этот же период отношения между СССР — Россией и КНР улучшились. Однако наметившийся процесс демократизации общественной жизни оказался прерванным во время подавления властями массовой мирной манифестации молодежи на столичной площади Тяньаньмэнь в апреле 1989 г. Ее участники выступали за демократизацию китайского общества по западной модели.

Заметным внешнеполитическим событием 1997 г. стало для Китая восстановление суверенитета над бывшей британской колонией Гонконгом — крупнейшим финансовым центром Восточной Азии, а в 1999 г. последнее колониальное владение на территории КНР — Макао (Аомынь) — после более чем 300-летнего господства португальцев вернулось в состав КНР. Однако окончательное воссоединение страны невозможно без возвращения под юрисдикцию Пекина острова Тайвань, провозгласившего себя Китайской Республикой.

Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Развитие стран этого региона после Второй мировой войны сопровождалось многочисленными войнами и конфликтами на политической, этнической и религиозной почве.

Особенно длительной оказалась борьба народов Индокитая: сначала против колониального господства Франции, а затем экспансии США. Освобождение Вьетнама и Лаоса завершилось в 1975 г. Положение в Камбодже, население которой сократилось на 1 млн. человек в период бесчеловечного режима красных кхмеров во главе с Пол Потом — Йене Сари (1975—1979), было урегулировано только к середине 1990-х гг. Но ситуация продолжает оставаться сложной.

Другая группа государств этого региона избрала вариант  создания рыночной модели экономики, взяв за образец Японию. Политические режимы в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, на Филиппинах были далеки от демократических в понимании Запада. В то же время модернизация традиционного хозяйства принесла свои плоды уже к середине 1980-х — началу 1990-х гг. Эти страны вошли в первый эшелон новых индустриальных стран, получив образное наименование «азиатские тигры (или драконы)», а некоторые их товары — бытовая и оргтехника, одежда, обувь и т. д. — потеснили на мировых рынках продукцию японских, западноевропейских и американских корпораций.

Бурное экономическое  развитие стран ЮВА прервал острый финансовый кризис 1997—1998 гг., вызвавший  падение курса национальных валют (особенно в Индонезии и Таиланде), отток иностранных капиталов, банкротство  крупных предприятий и, как результат, смену политических режимов (Индонезия).

Индостан. К середине 1940-х гг. Британская колониальная империя  оказалась в состоянии глубокого  кризиса. В большинстве колоний были партии и организации, ориентировавшиеся на независимость от метрополий. На полуострове Индостан существовала старейшая и самая богатая из всех британских колоний. В августе 1947 г. был принят закон о независимости Индии. Он предусматривал создание по религиозному признаку двух государственных образований — Индийского Союза, в котором подавляющее большинство населения исповедовало индуизм, и Пакистана, большинство населения которого являлось мусульманами.

В 1949 г. на заседании Учредительного собрания была принята конституция Индии. Индийский национальный конгресс, ведущая и старейшая партия Индии, победил на парламентских выборах. Республика Индия стала первым крупным независимым государством из числа бывших британских колоний. В Пакистане становление государственности затянулось. В междоусобных столкновениях верх начала одерживать Мусульманская лига. В 1955 г.. Учредительное собрание приняло конституцию. Вскоре была создана Республика Пакистан, объявленная с 1979 г. Исламской Республикой Пакистан. Территориально она располагалась в западной и восточной частях полуострова Индостан, ввиду чего восточная часть государства нередко называлась Восточным Пакистаном. В 1970-х гг. Восточный Пакистан провозгласил свою независимость. Так возникло государство Бангладеш.

В новых независимых  государствах произошли социально-политические и экономические изменения. В Индии была проведена аграрная реформа (большинство земельных владений было передано крестьянам). Экономика страны основана на рыночных принципах.

Информация о работе Мир во второй половине ХХ века