Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
В Румынии в декабре 1989 г. поднялось народное восстание. Коммунистический диктатор Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску, игравшая значительную роль в управлении государством, были свергнуты и казнены.
В Албании после смерти в 198й г. Э. Ходжи, находившегося у власти более 40 лет, к руководству партией и страной пришел его ставленник Р. Алия. Он начал реформы, сходные с теми, которые проводились в СССР.
В Чехословакии в 1989 г. произошла так называемая «бархатная революция», т. е. бескровная смена коммунистического режима на либеральный, демократический. Она привела к распаду Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию в 1993 г.
В Польше и Венгрии переход от коммунизма к демократическому строю проходил мирно и достаточно быстро.
В Югославии попытка
реформировать режим
Однако объективный характер развития Союзной Югославии поставил на повестку дня вопрос о реформировании ее государственной системы. В результате переговоров, проведенных между президентом Югославии Воиславом Коштуницей, президентом Черногории Мило Джукановичем и премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем, при посредничестве Европейского сообщества было заключено соглашение о создании нового государства Сербия и Черногория. Провозглашение хотя и формально независимых, но слабых государств в лице этих республик было попыткой усилить, с одной стороны, самостоятельность двух республик — Сербии и Черногории, а с другой — избежать окончательной дезинтеграции Югославии. В 2006 г. Черногория после проведения референдума объявила о своей самостоятельности.
В 1989 г., после падения Берлинской стены, объединение Германии стало лишь вопросом времени. Вскоре ГДР была включена в ФРГ. Восточный блок перестал существовать. С ликвидацией в 1991 г. СССР и образованием СНГ коммунизм рухнул как мировая система. К концу XX в. на карте планеты продолжают существовать две коммунистические страны: Республика Куба и Корейская Народно-демократическая Республика. Даже в Китае и Вьетнаме при сохранении общего политического контроля со стороны коммунистической партии предпринимаются реформы экономики в направлении создания рыночного хозяйства.
Общие черты демократических преобразований. Характерными мероприятиями на этом этапе перехода от коммунизма к демократическому обществу стали: создание многопартийной системы; возрождение функций представительной власти (парламентов и органов местного самоуправления); конституционная реформа, предоставление гражданам прав в соответствии с демократическими нормами; курс на формирование открытого общества и рыночной экономики; проведение приватизации и реституции1; денационализация отдельных отраслей промышленности.
После самороспуска Варшавского договора и СЭВ большинство из стран, входивших в них, обратило свой взор к НАТО, европейским политическим и экономическим структурам.
Однако интеграция в
общеевропейские организации
Роспуск СССР и образование СНГ. Искусственность такого государственного образования, как СССР, заметная на протяжении всего периода его существования, особенно проявилась при демонтаже общественно-политической тоталитарной системы. Попытки реформировать государственный механизм, предпринятые президентом СССР М. С. Горбачевым в конце 1980-х — начале 1990-х гг., были порождением объективного процесса распада этого государства. Серьезные различия между составлявшими его 15 республиками свидетельствовали о невозможности сохранения СССР по объективным историческим причинам. Новый союзный договор, в соответствии с которым усиливалась бы роль союзных республик, лишь растянул бы процесс самоликвидации Советского Союза. Реформам активно противостояли оппозиционные силы в руководстве СССР. Они стремились оставить все без изменений и ужесточить внутриполитический режим, ликвидировав демократические свободы и установив под видом «спасения страны» диктатуру. Предпринятый ими государственный переворот 19—21 августа 1991 г. и отстранение от власти президента М. С. Горбачева окончательно поставили точку в судьбе СССР. Поражение путчистов было закономерным, так как ни они сами, ни их программа не были поддержаны народом, который встал на другую сторону. Однако часть руководителей национальных республик заняла выжидательную позицию, что было воспринято путчистами как поддержка.
На протяжении второй половины августа и вплоть до начала декабря 1991 г. бывшие советские республики практически приобретали статус независимых государств. 8 декабря 1991 г. руководители Белоруссии, России и Украины — С. Шушкевич, Б. Ельцин и Л. Кравчук — встретились в бывшей правительственной резиденции в Беловежской Пуще (Белоруссия) и подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в которое первоначально вошли Россия, Украина и Белоруссия. Данный документ предусматривал образование новой межгосударственной общности, открытой для всех бывших союзных республик. Советский Союз перестал существовать. 21 декабря 1991 г. был заключен очередной договор, имевший целью обеспечить военно-политическую стабильность на территории бывшего СССР. Его подписали все бывшие советские республики, за исключением трех государств Балтии — Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии. Балтийские государства, в которых как общественное мнение, так и избранные демократические правительства считали пребывание своих стран в СССР на протяжении последних пятидесяти лет насильственным, а советский режим — оккупационным, не сочли возможным иметь что-либо общее со структурами, хотя бы отдаленно напоминающими о существовании СССР.
На протяжении 1990-х гг. в рамках СНГ были заключены различные межгосударственные договоры. В соответствии с ними создавались объединения и союзы. К их числу относятся Союз России и Беларуси; организация государств Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ)2, экономическое объединение стран Центральной Азии, организация Договора о коллективной безопасности и т. д.
Входящие в СНГ страны различаются по уровню экономического развития; политическим режимам, существующим в них; характеру взаимоотношений между собой и входящими в их состав автономными образованиями. Часть государств СНГ оказалась на грани гражданской войны или войн со своими соседями. В отдельных из них (Таджикистане, Грузии и Азербайджане) гражданские войны сочетались с межнациональными конфликтами.
В ряде случаев на территории бывшего СССР образовались непризнанные, но существующие государства. Во многом данная ситуация была порождением советского периода истории, когда коммунистический режим в собственных интересах проводил произвольно и целенаправленно межреспубликанские административные границы.
Россия, выступившая одной из первых за ликвидацию искусственного в своей основе Советского Союза и являющаяся самой большой по территории и населению бывшей советской республикой, сумела избежать военных конфликтов при ликвидации СССР и не допустить явлений, сходных с кризисом в бывшей Югославии. В большой степени этому способствовали демократические ориентиры ее общества, стремление к созданию стабильных взаимоотношений между новыми государствами так называемого ближнего зарубежья — бывшими республиками СССР.
Балтийские страны — Латвия, Литва и Эстония — оказались в силу исторических традиций и политической культуры готовыми к самостоятельному развитию, укреплению демократических институтов. Их курс нацелен на полную интеграцию с Европой. Они стали членами НАТО.
Политическая ситуация во второй половине 1940-х гг
Уже в период, предшествовавший Второй мировой войне, на территории некоторых колониальных и зависимых стран Азии и Африки возникли группы сторонников скорейшего достижения национального освобождения и суверенитета. Во второй половине 1940-х гг. во главе их встали наиболее авторитетные политические и общественные деятели: М. Ганди- в Индии Хо Ши Мин — во Вьетнаме, Кваме Нкрума (Гана) и Джомо Кениата (Кения) — в Африке. Основной формой борьбы оставалось ненасильственное сопротивление (бойкот товаров из метрополии, демонстрации и митинги протеста, голодовки и забастовки). Но в период обострения социально-экономических трудностей или при репрессиях колонизаторов патриоты прибегали и к вооруженной борьбе. Время шло, а расширение самоуправления и предоставления гражданских прав коренным жителям колоний откладывалось на далекую перспективу.
Ситуация изменилась после 1945 г. Жители большинства стран Азии и Африки вели борьбу против войск Германии, Италии и Японии, оккупировавших обширные территории двух континентов, а также сражались в вооруженных силах Великобритании, Франции, США. Так, например, около 50 000 африканцев, служивших в английской и французской армиях, привыкли к равенству в отношениях с белыми военнослужащими. Они не хотели вновь оказаться в подчинении колониальных властей.
В период войны некоторые страны — Бирма, Малайя, Филиппины — получили фиктивную независимость под контролем японских оккупантов. Те поощряли национальные движения антизападной направленности. Поэтому при известии о капитуляции Японии лидеры этих движений заявляли о прекращении колониального господства (деколонизации). Именно так в 1945 г. обрели суверенитет Вьетнам, Индонезия, Бирма. Год спустя под давлением национально-освободительных сил, включавших предпринимателей, интеллигенцию, военных, часть широких городских и сельских слоев, США объявили о предоставлении независимости Филиппинам, Великобритания — Иордании, а Франция — Сирии и Ливану.
Большое значение для развития процесса деколонизации имело временное ослабление самих метрополий и их связей с колониями. Ни Великобритания, ни Франция, ни тем более Бельгия или Голландия отныне были не в состоянии удерживать контроль над обширными, густонаселенными территориями Азии и Африки. Кроме того, необходимо было выполнять обещания, данные народам этих стран европейскими правительствами о внимании к их требованиям взамен содействия в борьбе против фашизма. Поэтому, например, Великобритании ничего не оставалось, как провозгласить независимость своей колониальной «жемчужины» — Индостана — в 1947 г., правда разделив его на два государства по религиозно-этническому принципу — Индию и Пакистан.
Что касается итальянских колоний в Африке (Ливии и Сомали), то сразу же после войны над ними был установлен режим опеки ООН. Независимость они получили соответственно в 1951 и 1960 гг. Несколько иная ситуация сложилась вокруг бывших тихоокеанских владений Японии — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов, которые ООН передала под опеку США. Самый непростой расклад сил возник после войны на Корейском полуострове, фактически разделенном по линии 38-й параллели на две оккупационные зоны — советскую на севере и американскую на юге.
Значительную роль в начавшемся процессе деколонизации сыграл V Панафриканский конгресс (1945), лидеры которого К. Нкрума, Дж. Кениата и другие выступили с «Обращением к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран». Этот документ содержал призыв к созданию в будущем объединения независимых африканских государств.
Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны». Резкое обострение международной обстановки в связи с конфронтацией между Западом и Востоком наложило свой отпечаток на развитие национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Европейские державы стремились восстановить свои политические и особенно экономические позиции в Азии и Африке. Они видели угрозу в соединении идеологии национального освобождения с коммунистическими идеями и опытом преобразований в социалистических странах. Нередко это толкало западные правительства на путь жесткого силового подавления патриотически настроенных партий и группировок.
Поэтому история крушения колониальной системы наполнена примерами длительных кровопролитных конфликтов между метрополиями и белыми поселенцами, с одной стороны, и силами национального освобождения — с другой. Причем, как правило, они сопровождались гражданской войной между религиозными и этническими группами различной политической ориентации. Именно по этому сценарию в конце 1940 — в 1950-х гг. происходили события в Индонезии и Вьетнаме, Алжире и Кении, Марокко и Тунисе, на протяжении 1960-х гг. — в Конго и Родезии, 1970-х гг. — в Анголе и Мозамбике, а в 1980-е гг. — в Намибии.
Достижение независимости в ходе национально-освободительных войн обычно становилось возможным при финансовой поддержке местных деловых кругов, содействии религиозных лидеров и помощи социалистических стран, прежде всего СССР. Советские руководители вынашивали планы создания обширной сферы влияния среди молодых государств, «идущих по некапиталистическому пути развития». В 1970-х — первой половине 1980-х гг. насчитывалось более десятка таких стран (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Ирак, Сирия, Египет, Ливия, Алжир, Бенин, Конго, Ангола, Эфиопия).