Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
Италия. Как и во Франции, в Италии первые годы ее послевоенного развития проходили под сильным влиянием Движения Сопротивления. Демонтаж тоталитарной фашистской модели совершился достаточно быстро. В 1946 г. в стране провели референдум о судьбе монархии, на котором большинство получили ее противники. Прошедшие выборы в Учредительное собрание подтвердили влияние основных политических партий: христианских демократов, социалистов и коммунистов. Конституция устанавливала в Италии президентскую республику, однако двухпалатный парламент сохранил широкие права. В новый парламент пришли партии — участницы Сопротивления. Большинство оказалось за Христианско-демократической партией (ХДП), так как левые, и прежде всего коммунисты, ввиду своей радикальности вызвали опасения у избирателей.
В соответствии с основным законом страны гражданам гарантировались социальные и политические права. Так, в частности, устанавливалось право на труд, определялась продолжительность рабочего дня, вводились система прогрессивного налогообложения, предоставлялась возможность оплачиваемого отпуска и т. д.
В этот период одной из проблем Италии был вопрос о заключении мирного договора с союзниками по Антигитлеровской коалиции. Ввиду того что фашистская Италия была одной из стран-агрессоров, ей предстояло выплатить компенсации за причиненный ущерб. Подписание договора в 1947 г. сняло многие из этих проблем.
Правительство де Гаспери начало проводить политику экономического восстановления страны. Те отрасли промышленности, которые находились под контролем государства, получили сильную поддержку. Дешевизна рабочей силы в Италии, где продолжало существовать разделение страны на аграрный Юг и промышленный Север, позволяла интенсифицировать экономическое развитие. Особенностью послевоенной Италии была миграция населения из аграрных районов в промышленные. Массовая эмиграция итальянцев в США, несмотря на очевидный отток потенциальных наемных рабочих, тем не менее также оказывала положительное влияние. Эмигранты высылали на родину валюту. Казна страны получала через этот канал необходимые пополнения. С периодом 1946 г. — конца 1950-х гг. связано так называемое «итальянское чудо». Его суть заключалась в высоких темпах экономического развития страны и ее постепенном выходе на международную арену как одной из ведущих держав Западного блока.
Следующий этап развития Италии (конец 1950-х конец 1960-х гг.) был для страны важным во многих отношениях. Прежде всего период экономического развития и модернизации требовал серьезных изменений в социальной и политической сферах. Курс на социальные модели, содержавшиеся в программах неофашистских организаций и правых, оказался неудачным, и ХДП потеряла монополию на власть. На протяжении всего десятилетия страной правила левоцентристская коалиция, в которой ХДП блокировалась с Социалистической партией. Именно в это время были проведены земельная реформа, реформа местного самоуправления, введена система единого социального страхования. Но, добившись определенных результатов, левоцентризм перестал отвечать возросшим запросам общества.
Мировой экономический кризис 1970-х гг. повлиял и на общественно-политическое развитие Италии. Как и в большинстве европейских стран Запада, в ней прокатилась волна 1968 года. На сцене появились ультралевые революционные организации, некоторые из которых, как, например, «красные бригады», перешли к терроризму и вооруженной борьбе. Кризис политики ХДП и усиление левых настроений в обществе — таковы были характерные черты развития Италии в 1970-е гг. Один из лидеров ХДП А. Моро предложил в середине 1970-х гг. объединить усилия своей партии и Итальянской компартии. В это время ИКП стала придерживаться более умеренных взглядов, получивших условное название еврокоммунизм1. Правительство христианского демократа Дж. Андреотти согласилось на проведение социально ориентированного курса. Однако ультралевые группировки объявили войну этому правительству, а «красные бригады» в 1978 г. похитили и убили А. Моро. И без того сложные отношения внутри правительства начали обостряться.
1980-е гг. для Италии
ознаменовались постепенным
Попытка решить многие вопросы
была предпринята в 1994 г. Тогда в
парламентских выборах
Федеративная Республика Германия. Послевоенное развитие Германии отличалось большим своеобразием. Страна, выступившая инициатором Второй мировой войны, к 1945 г. была разрушена и оккупирована войсками союзников.
С 1946 по 1949 г. Германия жила по законам, которые для нее определили союзники. Уже в эти годы начал закладываться фундамент для разделения страны на две части, что и произошло в 1949 г. До 1949 г. в западных частях Германии прошла денежная реформа. Та часть Германии, которая включала западный сектор оккупации, получила помощь по плану Маршалла. В мае 1949 г. Парламентский совет утвердил конституцию Германии, а осенью 1949 г. были проведены выборы в нижнюю палату парламента — бундестаг. Верхнюю палату — бундесрат — составили представители земель. Федеративный характер нового государства подчеркивался большой самостоятельностью его составных частей — земель. Канцлером нового германского государства — Федеративной Республики Германии — стал К. Аденауэр, который проводил курс, способный возродить страну после постигшей ее катастрофы. Он активно поддерживал идею федеральной основы государства как принципа ее демократизации. Рыночная экономика должна была стать основой хозяйственной жизни. Но в то же время государство предоставляло социальные гарантии широким слоям населения. Немалую роль играло государство и в проведении модернизации экономики, поддерживая крупнейшие предприятия.
Период с конца 1940-х и до конца 1950-х гг. для ФРГ ознаменовался складыванием новой партийно-политической структуры и серьезным прорывом в экономической области. В это время существовали три основные политические партии — Христианско-демократический союз, Свободная демократическая партия и Социал-демократическая партия Германии.
В 1960-е гг. ФРГ превратилась в мощную промышленно развитую державу, вошедшую во все общеевропейские структуры. Сочетание неолиберализма с социально ориентированной экономикой и политикой позволило возродить страну. Правительственные коалиции, в которые входили христианские и свободные демократы, правили вплоть до 1966 г. Но вскоре стало ясно, что в условиях обострения ситуации с учетом экономических проблем внутри страны прежний курс невозможен.
В конце 1960-х гг. к власти пришла коалиция СДПГ и свободных демократов. Канцлером ФРГ был избран В. Брандт. Он ориентировался на усиление государственного вмешательства в экономику и регулирующую роль государства в социальной сфере. Это было связано с необходимостью финансирования важных для страны отраслей хозяйства и созданием новых рабочих мест. Внешняя политика Брандта заключалась в улучшении отношений с восточно-европейскими государствами, включая ГДР. Однако вскоре из-за шпионского скандала В. Брандт был вынужден покинуть свой пост, и его место в 1974 г. занял социал-демократ Г. Шмидт. Правительство разработало план экономического развития на 10 лет — с 1975 по 1985 г.
Выйти из кризиса оказалось трудным делом, прежде всего в связи с тяжелым положением в международной экономике. На повестке дня стал вопрос о сокращении социальных расходов и усилении режима экономии. Неудачи в проведении экономической политики в конечном счете привели к отставке правительства социал-демократов в 1982 г. стал канцлером ФРГ. Его правительство столкнулось с проблемами, доставшимися по наследству от прежнего. Поэтому для сохранения единства коалиции, шансы которой удержаться у власти постоянно уменьшались из-за разочарования избирателей, ей приходилось постоянно лавировать и идти на компромиссы с различными группами внутри самой коалиции. На прошедших 18 сентября 2005 г. парламентских выборах победу одержали христианские демократы. 22 ноября 2005 г. впервые в истории Германии пост канцлера заняла женщина — Ангела Меркель, бывшая гражданка ГДР.
На смену им пришел лидер ХДС Г. Коль. Возглавлявшиеся им на протяжении последующих 15 лет правительства проводили неолиберальный курс и добивались ограничения вмешательства государства в экономику. Снижение налогов сопровождалось одновременным сокращением государственных расходов на социальную сферу, была проведена частичная приватизация. Однако наибольших успехов Г. Коль достиг во внешней политике, когда в октябре 1990 г. произошло объединение Германии. Этот шаг имел серьезные последствия для ФРГ. Восточные земли оказались наиболее бедными по сравнению со своими «западными родственниками». Перед страной встали финансово-экономические проблемы, главными из которых были создание новых рабочих мест; возвращение бывшим собственникам их имущества, конфискованного в ГДР при коммунистическом режиме; создание системы социальной защиты для бывших жителей Восточной Германии. Естественно, что эти вопросы не могли быть решены сразу. Надежды на улучшение своего положения избиратели начали связывать с коалицией левых, зеленых и социалистов. Эту неоднородную группу возглавил Г. Шредер, который в 1998 г.
Япония. Итоги Второй мировой войны для Японии были крайне неутешительны. Страна потерпела сокрушительное поражение и была оккупирована войсками Антигитлеровской коалиции, главным образом американцами. Ее политическое влияние в мире сошло на нет, а военно-экономический потенциал оказался под контролем главнокомандующего экспедиционными силами союзников американского генерала Д. Макар-тура.
О трудностях, с которыми столкнулись японцы в первые послевоенные годы, говорит хотя бы тот факт, что уровень промышленной продукции в начале 1946 г. не превышал 14 % довоенного.
Американские оккупационные власти в Японии проводили двойственную политику. С одной стороны, они разработали и ввели в действие новую конституцию страны (1947), предоставившую женщинам право голоса, а рабочим — право создания профсоюзов. Под давлением Д. Макартура император Хирохито согласился на ограничение своей власти. Японии было навсегда запрещено иметь собственную военную промып1ленность и армию. Провозглашалась необходимость коренных преобразований в аграрной сфере (наделение крестьян землей). В то же время запрещались забастовки государственных служащих (1948). Репрессии в отношении коммунистов и членов левых политических организаций были обычным явлением. В 1950 г. Япония стала базой для снабжения войск США сначала на Корейском полуострове, а затем и в Индокитае.
Эти факторы, а также финансовая помощь США обусловили высокие темпы развития экономики Японии в послевоенные десятилетия (до 10—15 % ежегодного прироста). Уже к 1951 г. страна смогла восстановить довоенный уровень хозяйства, а к началу 1970-х гг. превратиться в экономического гиганта мирового значения. По мнению специалистов, в основе японского «экономического чуда» лежит несколько причин. Прежде всего следует отметить особые черты национального характера японцев: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, высокую образованность и скромность в быту. К этому следует добавить ставку правящих кругов на развитие экспортных производств и передовых, наукоемких отраслей хозяйства: сначала судостроения и металлургии, затем автомобилестроения, наконец, электроники и робототехники. Кроме того, не испытывая необходимости в поддержании высокой обороноспособности под американским «ядерным зонтиком» в соответствии с договором о союзе между Японией и США, заключенным в 1951 г., Япония смогла сэкономить значительные материальные и людские ресурсы, направив их на развитие высоких технологий.
Важнейшим внешнеполитическим достижением Японии послевоенных лет стало подписание мирного договора в Сан-Франциско (1951). К сожалению, советские дипломаты, которые участвовали в конференции наряду с представителями других стран, отказались присоединиться к тексту договора, покинув форум. Тем самым территориальные изменения между Японией и СССР, произошедшие в 1945 г., не получили юридического закрепления. Только спустя пять лет были восстановлены дипломатические отношения Токио и Москвы (1956), однако до настоящего времени спорный вопрос о принадлежности Южно-Курильских островов (так называемых северных территорий, по терминологии Токио) остается камнем преткновения между Японией и Россией.
Окончательная нормализация отношений Токио с Китаем, Северной и Южной Кореей произошла несколько позже — в начале 1970-х гг.
Практически все послевоенные
десятилетия ведущей
Номинальным главой Японии является 125-й император Хризантемовой династии Акихито. В конце XX столетия перед Японией вновь встали важные проблемы. Серьезную конкуренцию ее товарам составляет продукция стран Европейского союза, Китая и молодых «азиатских тигров» — Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда. Трудности, которые переживает японская экономика, связаны с кризисными явлениями мировой валютно-финансовой системы. Одна из проблем — нестабильность военно-политической ситуации в Восточной Азии и низкие темпы интеграции государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Особенности развития государств Северной и Южной Европы в 1940—1990-е гг. Исторически сложилось так, что политические и социально-экономические особенности стран Северной и Южной Европы связывались с их географическим положением. Основу развития национальной экономики составили новые технологии, запасы полезных ископаемых, опора на собственную индустрию. Из четырех стран три — Норвегия, Дания и Швеция — конституционные монархии.
Финляндия — президентская республика. В то же время особенности быта, национальной психологии и традиции способствуют тому, что общественно-политическая жизнь этих государств во многом зависит от давно сложившихся устоев местного самоуправления и довольно высокой самостоятельности административных территорий. С социальной ориентированностью жизни северных стран связана и главенствующая роль социал-демократов на внутриполитической сцене.
Скандинавские страны. Развитие экономики и традиционно тесные связи между североевропейскими странами, три из которых — Дания, Норвегия и Швеция — составляли некогда единое государство, способствовали формированию на севере европейского континента собственного рынка товаров и услуг. В 1952 г. этот факт получил юридическое оформление. Был создан Северный совет. Постепенно экономический уровень этих стран стал на несколько порядков выше уровня континентальных европейских государств. Политика находившихся у власти социал-демократов была направлена на государственное регулирование экономики. И действительно, расходы на социальную сферу были столь высоки, что многие заговорили о скандинавской модели социализма. Однако налоги при этом в странах Северной Европы были намного выше, чем на континенте.