Медицина в Византийской империи (395–1453)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов сборник" и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Файлы: 1 файл

Медицина в Византийской империи.doc222222.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Древнерусское государство существовало в течение  трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125– 1132)–сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208–1255), внука Чингиз-хана.

Развитие врачеваний

На Руси издавна  развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них  говорится в "Русской Правде" – древнейшем из дошедших до нас  своде русских законов, который  был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. "Русская Правда" законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых "семейных школах".

Большой популярностью  пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Медицина в  средневековой Руси. Медицина в древнерусском  государстве (IX–XIV вв.)

Нашли свое место  в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода".

Впоследствии  опыт народной медицины был обобщен  в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее – в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры–первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники ("Киево-Пе-черский патерик", XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них – пришедший из Афона "пречудный врач" Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее "зелье"; преподобный Алимпий в.4), тапетивавший мазяжа ирсжаженных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) –ближайший ученик преподобного Антония.

Агапит бесплатно  лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным  по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В то же время  врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя  народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Во дворах князей. "бояр по всей вероятностное XII в.) служили  светские лечцы как русские, так  и иноземные. Так, при дворе Владимира' Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой  популярностью в народе. Однажды  он исцелил Владимира Мономаха *, когда тот был еще черниговским князем,– послал ему "зелья", от которого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжеские поларки неимущим людям.

"И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали".

Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения о врачебной  этике в древней Руси: лечец  должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выделять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.

Некоторые, древнерусские  монастырские больницы являлись также  и центрами просвещения: в них  обучали медицине, собирали греческие  и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

Одной из самых  популярных книг XI в. был "Изборник Святослава". Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. "Изборник" по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи – связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали" – и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о витании (например, "силы в овощи велики", или "питье безмерное" само по себе "бешенство есть") и рекомендации содержать . тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

Медицина в  средневековой Руси. Медицина в древнерусском  государстве (IX–XIV вв.)

В "Изборнике" говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые уме-.7Н "разрезать ткани", ампутировать конечности, другие больные или : мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны . гаже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской  литературе XII в. имеются сведения о  женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о  привлечении женщин для ухода  за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X–XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и  изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X–XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы – одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Неотъемлемой  составной частью медико-санитарного  быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Первое описание русской  паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744–1812) писал: "Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою… бане" (1783).

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В  русских летописях наряду с многочисленными  описаниями болезней князей и отдельных  представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие  картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". Так, в 1092 г. в Киеве "многие человеки умирали различными недугами". В центральной части Руси "в лето в 6738 (1230)… бысть мор в Смоленске, створиша 4 скуделницы в две положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два летг. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада (голода). И инии люди резж ху своего брата и ядаху". Гибель ! тысяч жителей Смоленска свидетель ствует о том, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождала высокой смертностью. Летопись сообщает также о "великом море" на I си в 1417 г.: "..мор бысть страшен зло на люди в Великом Новгороде и э Пскове, и в Ладозе, и в Руси".

В народе бытовало мнение, что яровые поветрия возникают от сверх естественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены:-годы. В русских народных сказках тьма изображалась женщиной огромного роста с распущенными волос в белой одежде, холера – в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии :: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий – эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240–1480).

Монголо-татарское иго  разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней  Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

Одним из центров русской  медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский  монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря  в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337–1427) перевел с греческого "Галиново на Иппократа" (комментарии Галена к "Гиппократову сборнику"). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

В XIII–XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва.

Медицина народов  средневековья Востока (VII–XVII вв.)

Медицина в Арабоязычных Халифатах (VII-X вв.)

История

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая  культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами – Индией и Эфиопией.

В VI в. юго-западная Аравия стала  объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие  там караванные торговые пути между  Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства  юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем – Сасанидского Ирана (572–628).

В VI–VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама (в переводе с араб. – покорность). – религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник–Мухаммед (ок. 570– 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (ума), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Халифат.

В истории Халифата выделяют три" периода.

Первый период (632–750) истории  Халифата связан с правлением первых четырех халифов ("наместников" пророка)–Абу-Бекра . (632–634), Омара (634–644), Османа (644– 656) и Али (656–661) и династии Омейядов (661–750).

Информация о работе Медицина в Византийской империи (395–1453)