Медицина в Византийской империи (395–1453)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов сборник" и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Файлы: 1 файл

Медицина в Византийской империи.doc222222.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Медицина  в Византийской империи (395–1453)м

Термин "средние  века", точнее "средний век" (лат. medium aevum), возник в Италии в XV–XVI вв. в среде гуманистов, которые  отделили таким образом свое время  от истории древнего мира.

Средние века явились  временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, поэтому хронологические рамки средних веков (так же, как и других периодов истории) являются весьма условными. Так, в Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 г. – год падения Западной Римской империи. В странах Востока феодализм зародился значительно раньше. В Китае он укреплялся в III в., в странах Закавказья – в IV в., в Византии и государствах Средней Азии – в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в.

В Европе эпоху  средневековья условно делят  на три периода: раннее средневековье (V–XI вв.), развитое средневековье (XI–XV вв.) и позднее средневековье (XV–XVII вв.).

Конец средних  веков современная историческая наука определяет временем первых буржуазных революций, среди которых общеевропейское значение имела английская буржуазная революция 1640–1649 гг. Год ее начала условно считается границей между историей средних веков и новым временем.

Медицина  в Византийской империи (395–1453)

История

В истории мировой  культуры византийская цивилизация  явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она  была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Предыстория ее начинается во времена правления  императора Великой Римской империи  Константина (306– 337), который известен, в частности, введением христианства в качестве государственной религии  и созданием новой столицы, которую  он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой древнегреческий городок Византии на западном берегу Босфора. В годы его правления в г. Византии было построено 30 дворцов и храмов, более 4 тыс. здании для знати, два театра, цирк, ипподром, более 150 бань и 8 акведуков. В мае 330 г. состоялось торжественное открытие новой столицы, которая впоследствии была названа Константинополем, т. е. "градом Константина" (ныне Стамбул).

В конце IV в., под  натиском "великого переселения  народов" Римская империя, сотрясаемая постоянными кризисами, ослабела еще больше. Ее восточные провинции (включавшие в себя Грецию, Центральные и Восточные Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет) уже при Диоклетиане (284–305) получили самостоятельное управление, а в 395 г. окончательно отделились от Рима как Восточная Римская (Византийская) империя.

Западная Римская  империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная  восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством  Одоакра свергли последнего Западно Римского императора Ромула Августула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

Иная судьба была у Восточной Римской империи  со столицей Константинополем. Экономическая  прочность ее более развитых провинций  обеспечивалась . высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных- изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией, странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

В период своего существования Восточная Римская  империя называлась Империей Ромеев,. или Романией. "Византия", или "Византийская империя" – условное научное название, введенное историками уже после того, как Империя Ромеев, завоеванная турками, перестала существовать. Происходит оно от первоначального названия столицы империи г. Византия и в настоящее время является общепринятым в мировой литературе.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла  традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства  дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык – язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Своего наивысшего могущества Византийская империя достигла во времена Юстиниана I (527–565). В VI в. в состав Византии входили. Балканы  и. Малая Азия, острова Эгейского моря и некоторые, районы Северного Причерноморья, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка. Даже после того, как в VII в. Византия потеряла завоеванные арабами Сирию, Палестину и Египет, она продолжала Оставаться крупной державой- эпохи раннего средневековья (рис. 62). Вплоть до XII в. она являлась самым К5'льтур-ным государством Европы и оказывала большое влияние на развитие соседних стран. Торговый флот Византии господствовал в Средиземноморье до XI столетия. Ее столица Константинополь была "золотым мостом между Востоком и Западом", "царем городов" и "Римом. Востока".

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки –  кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской Русью, началось взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи– Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

Медицина в  Византийской империи (395–1453)

Санитарно-технические сооружения

Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Каменистая  почва, на которой располагался древний  г. Византии, не давала населению необходимого количества воды. Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была непригодна для питья. Поэтому одной из важнейших, задач при создании новой столицы, которое длилось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах–цистернах. Наибольшее число гидротехнических сооружений Константинополя было построено при Константине Великом, Валенте (364–378) и Юстиниане I.

Двухъярусный акведук Валента (рис. 63) является одним из самых древних среди сохранившихся византийских сооружений Константинополя. Его строительство началось во II в. при императоре Адриане и завершилось в IV в. при императоре Валеите. Аркады акведука высотой 23 м протянулись на 625 м, пересекая город из конца в конец и проходя над крышами домов и улицами. К выдающимся гидротехническим сооружениям этого периода относится также акведук, построенный во времена Юстиниана. Его четырехъярусные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м.

В силу своего географического  положения и исторического значения в решении судеб Востока и  Запада Константинополь часто подвергался  длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись (и имеются сегодня) в подземных цистернах города. Архитектурное и техническое решение этих подземных водохранилищ сделало их уникальными памятниками византийского зодчества. Некоторые цистерны сохранились до наших дней, в частности цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого – Дворец, провалившийся под землю, рис. 64). Размеры его огромны: длина 1!2 м, ширина 61 м, высота 13,5 м. Своды спираются на 336 колонн. И по сей день в цистерне частая вода/ (В настоящее время Йеребатан-сарай является филиалом музея храма св. Софии, рядом с которым он находится.)

Константинополь

В ранневизантийских  городах повсеместно существовали бани, а в таких крупных центрах, как Константинополь и Антиохия, их было великое множество. Однако со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни, как это имело, место в древнем Риме. Старые термы казались слишком роскошными и переделывались под христианские храмы. Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались. В них подавалась горячая вода. Провинциальные бани имели очень убогий вид и топились "по-черному". "Дым идет в помещение, – писал монах Михаил Хониат, – сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в.шапке, чтобы не простудить голову". При монастырях строились небольшие баньки. Как часто в них мылись, сказать трудно: моностырские уставы содержали разные указания (от двух раз в месяц до нескольких раз в год, а иногда "от Пасхи до Пасхи"). В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1–2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).

Византийская наука и религия

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые  были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Долгое время  язычество существовало наряду с  христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV–V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы. Так, видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (ок. 330–379) получил образование в высшей языческой школе в Афинах. В своих сочинениях он с большим уважением отзывался об античном культурном наследии и убедительно доказывал, что античная литература во многом предвосхитила появление христианства. Более того, Василий Великий и другие ранне христианские писатели указывали на необходимость получения христианами светского образования: по их мнению, оно способствовало бы лучшему пониманию "Писания" и истолкованию его с помощью приемов и средств античной образованности. Называя себя ромеями, а свою империю – Ромейской, византийцы-христиане гордились .тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, – столь могущественна была историческая инерция античного мира. Однако из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля ("Физика", "История животных", "О частях животных", "О движении животных", "О душе" и др.). Все они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики.

Своеобразными энциклопедиями естествознания в ранневизантийский  период стали так называемые "Шестодневы", основанные на библейском сказании о  сотворении мира в шесть дней. Основная цель "Бесед на Шестоднев" заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда – тезис о непорочном зачатии и т. п.).

Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге "Христианской топографии" (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (т. е. "Плавателя в Индию"). Наряду с этим в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.

Став идеологией средневековья, христианство оказывало  определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Медицина в  Византийской империи (395–1453)

Развитие медицинских знаний

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов  сборник" и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Основными источниками  знаний о растительном мире были труды "отца ботаники" Феофраста . (Theophrastus, 372–287 гг. до н. э.) и римского врача (грека  по. происхождению) Диоскорида (см. с. 127). Его сочинение "О врачебной, материи" на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником, по. лекарственному врачеванию.

Информация о работе Медицина в Византийской империи (395–1453)