Медицина в Византийской империи (395–1453)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов сборник" и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Файлы: 1 файл

Медицина в Византийской империи.doc222222.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Основополагающий  канон тибетской медицины – "Чжуд-ши" ("Тайное восьмичленное учение тибетской медицины") в его первоначальном виде (VII в.) также является переводом на тибетский язык с санскрита древне-зндийского аюрведического сочинения, во многом сходного с восьмичленным трактатом Чараки (см. с. 72). Одна-но, согласно преданию, автором оригинала текста "Чжуд-ши" на санскрите считается прославленный индийский врач Дживака (тибет. Цо-чжед Шон-ну), современник Будды, живший в VI в. до н. э. (см. с. 77). Перевод этого текста на тибетский язык был сделан в период правления Тисрон-Дэвцзана (790–845) индийским врачом Чандранандой и переводчиком Вайрочаной.

"Чжуд-ши" записан  в стихотворной форме, согласно  литературным традициям Индии  и Тибета того времени, и  предназначен для заучивания  наизусть. Он состоит из четырех  частей (156 глав). Первая – "Цза-чжуд" (тибет.– исходная основа) раскрывает сущность тибетской медицины, ее теоретические и практические устои. Вторая – "Шад-чжуд" (тибет. – объяснительная основа) содержит теоретические представления о жизнедеятельности организма, его строении и развитии, о формировании болезней и подходах к их лечению, а также об этике врача. Самый обширный третий том "Манаг-чжуд" (тибет.– основа наставлений) представляет собой практическое руководство по лечению внутренних болезней; в его 92 главах описаны 404 группы заболеваний, различаемых по их происхождению, развитию, локализации, полу и возрасту больного, признакам болезней и их лечению. Четвертая часть "Чимэй-чжуд" (тибет.– дополнительная основа) посвящена диагностике по пульсу, исследованию мочи, способам заготовки лекарственного сырья, а также направлению, которое сегодня мы называем рефлексотерапией.

Сложность трактата "Чжуд-ши" обусловила появление  многочисленных комментариев к отдельным  его разделам. Наиболее полным и  популярным среди них является сочинение "Вайдурья-онбо" ("Голубой лазу-рик"), составленное в 1688–1689 гг. и ставшее основным учебным пособием в медицинских школах при буддийских монастырях. Его автор Дэсрид Санчжай-Чжамцо (1653–1705)–потомок тибетских царей, был врачом и государственным деятелем при дворе далай-ламы V – Агван-Лобсан-Чжамцо. По своей структуре "Вай-дурья-Онбо" полностью повторяет трактат "Чжуд-ши", однако по объему превышает его почти в три с половиной раза, т. к. содержит подробные толкования специальных терминов и понятий, идей и принципов трактата "Чжуд-ши", дополнения к его тексту, а также взгляды авторов более древних медицинских сочинений.

Трактат "Вайдурья-онбо" дополнен уникальным "Атласом тибетской  медицины", выполненным по заказу автора (Дэсрид Санчжай-Чжамцо) в буддийском монастыре Сэртог-манбо в j Восточном Тибете. Полный комплен. атласа (ныне он хранится в Республиканском краеведческом музее г. Улан-Уде) состоит из 77 листов,, на которых представлено более 10 тысяч цветных иллюстраций, изображающих лекарственные средства Тибета и способы их использования (рис. 79).

В течение нескольких веков тибетская медицина развивалась  только з Тибете. В XIII в. вместе с  буддизмом она проникла в Монголию, к XVII в.– в Туву, Калмыкию, Забайкалье. Причем в каждом из этих регионов она развивалась на базе своего местного лекарственного сырья: так, тибетские ламы-лекари нашли заменители индийскому привозному сырью во флоре Тибета, а в Монголии аналогичной переработке подвергались труды тибетских авторов. В Европе первые сведения о тибетской медицине появились в конце XVIII в. (после экспедиции английского посольства ко двору Те-шо-ламы). В России первый перевод трактата "Чжуд-ши" был выполнен в 1908 г. А. М. Позднеевым.

Таким образом, медицина народов Востока в период классического средневековья, с одной стороны, способствовала взаимному обогащению культур региона, а с другой – оказывала влияние на развитие медицины и образования в странах Европы и Азии.

 минеральных  веществ – железо, ртуть, сера  и т. д.

Медицина в  западной Европе в периоды раннего развитого средневековья (5 – 15 века)

История

Началом истории  средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно  считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской  империи – Ромул Аугустул.

В то время в  Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения.'

В первые века нашей  эры Евразию, охватило "великое  переселение народов": в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. Ослабевшая к тому времени Западная Римская империя не смогла сдержать натиска варваров; и в V в. они расселились по всей ее территории: вестготы– в Испании, остготы – в Италии, франки – в Галин, англы и саксы – в Британии, вандалы – в Северной Африке. Рабы и колоны (лат. colonus – земледелец, зависимый от своего хозяина) переходили на сторону завоевателей.

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств – процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантичных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества – западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых – с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

Средневековая схоластика и медицина

В период классического  средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего  церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась  на западную (или католическую) и  восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в."откровении" и содержащееся в текстах "Библии", и естественное – отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole-–школа) –тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ  и Ибн Сина {лат. Avicerma). Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанинеских усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215–1294) – выдающегося  мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

Деятельность  Р. Бэкона, получившего прозвище "чудесный доктор", теснейшим образом связана  с развитием средневековой алхимии.

Часто алхимию  называют лженаукой. На самом деле это  закономерный исторический этап становления  современной химии, которая прошла в своем развитии несколько периодов (алхимия, ятрохимия, флогистика и др.).

Медицина в  западной Европе в периоды раннего развитого средневековья (5 – 15 века)

Как уже отмечалось, истоки алхимии восходят к искусству  древнеегипетских жрецов, которые изготовляли  сплавы различных металлов (в них  входило и золото). "Металлические  земли" использовались в древнем Египте для изготовления орудий труда, ювелирных изделий и предметов погребального культа. В Лейденском и Стокгольмском папирусах, найденных в 1828 г. при раскопках в г. Фивы . и относящихся к 300 г. н. э., описано 250 рецептов для выделения и обработки химических веществ. Искусство древних египтян было воспринято древними греками, которые переводили слово "chymeia" как "настаивание", или "наливание". В VII в. арабы прибавили к нему приставку "а!" (см. с. 157), которая была отброшена лишь в начале XVI в.

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский  язык, начавшийся в XI в., подготовил "алхимический бум" в Западной Европе. В период с XII по XVI в. европейские алхимики открыли  железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и ее соединения, освоили способы приготовления бумаги и пороха. Ставя перед собой определенные практические задачи, они разработали много химических методов и создали соответствующую своему времени теорию вещества.

Однако мертвящее  влияние схоластики сказалось и  на алхимии, а вместе с ней – на фармации. Главной целью европейской средневековой алхимии стало превращение "неблагородных" металлов в "благородные" (золото и серебро). Полагали, что оно происходит под влиянием "философского камня", на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. "Философскому камню" приписывались также чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. Алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи и даже люди без определенных занятий.

Тем не менее  подлинные ученые периода развитого  средневековья стремились подойти  к вопросу о превращении веществ  с естественных позиций. Среди них  были Арнольд из Виллановы (см. ниже), написавший трактат "О ядах", и  Роджер Бэкон – автор трудов "Могущество алхимии" и "Зеркало алхимии". "Не надо прибегать к магическим иллюзиям,– писал Р. Бэкон,– когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие". Одним из первых он выступил с критикой схоластики и провозгласил опыт единственным критерием знания. В понятие "алхимия" он включал изучение растений, почв, животных, а также и медицину. В то время алхимия и врачебное искусство тесно соприкасались друг с другом, замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и великими алхимиками.

Образование и медицина

Первые высшие школы в Западной Европе появились  в Италии. Старейшая среди них  – Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа). По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212–1250) ей – единственной в стране – было право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний:

Каждый согласен: по праву Салерно – бессмертная слава. Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье. Я полагаю, что верно учение школы Салерно.

Архипиит (XII в.).  
Перевод Ю. Ф. Шульца

Салернская  школа оказала большое положительное  влияние на медицину средневековой  Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики (рис. 80). Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма "Салернский кодекс здоровья" ("Regimen sanitatis Saler-nitanum"). Ее автор – Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235–1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии – магистр университета в Монпелье. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей. Вот каким он видел сангвиника:

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон, и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось,– но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый; щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Медицина в  западной Европе в периоды раннего  развитого средневековья (5 – 15 века)

Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские  языки и переиздавался более 300 раз.

В средние века объединения (сообщества) людей одной  профессии (купцов, ремесленников и  др.) назывались universitas (лат. совокупность). По аналогии с ними так стали называть а корпорации преподавателей и учеников– universitas magistrorurn et sco-larium. Так появился термин университет. Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом' городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.

Информация о работе Медицина в Византийской империи (395–1453)