Медицина в Византийской империи (395–1453)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов сборник" и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Файлы: 1 файл

Медицина в Византийской империи.doc222222.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Другой энциклопедический  труд Ар-Рази "Медицинская книга" в 10 томах ("Al-Kitab al-Mansuri"), посвященная  правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру  ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат "Об оспе и кори" ("Al-"gudar! wa-1-hasba"), который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. "De variolis et morbilis or Liber de pestilentia".

Известно, что  исламские традиции не допускают  вскрытия человеческого тела. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (Ibn al-Haitam, 965–1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза.и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама "Трактат по оптике" ("Kitab al-Manazir") прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе – "Opticae thesaurus Alhazeni arabis" ("Сокровища оптики араба Альхазена").

К плеяде замечательных  арабских окулистов принадлежит  и Аммар ибн Али ал-Маусили (cAmmar ihn cAli al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название "операция Аммара".

Большой вклад  в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса (CA1I ibn cIsa), живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге "Меморандум для окулистов" ("Tadkirat al-Kahhalin") Иса отметил, что испытал значительное влияние Галена и Хунай-на. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья– болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в. оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе.

Лечение глазных  болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы  ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафйс (Ibn an Nafis), т. е. на три столетия раньше Мигеля Сервета (см. с. 185). Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в "Каноне" Ибн Сины.

Хирургия в  средневековом ара-боязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой (как  это имело место в древнем  мире). Объяснялось это мусульманской  традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

Медицина народов  средневековья Востока (VII–XVII вв.)

В XII в. "Канон" был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с "Библией" и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества. В XV в. он издавался 16 раз, в XVI в.– 20 (рис., 76), не считая изданий отдельных его частей. Тяготение к нему ученых различных эпох объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт древности и раннего средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал "счерпывающее оригинальное для своего нремени изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины сказалось во всех исламских землях и через мусульманскую Испанию достигло Европы, где оно ощущалось в течение многих веков.

В области медицины народы средневекового арабоязычного  Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе.

Средневековая арабоязычная культура в течение  столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние  на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья,– "вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий",– писал С. Г. Ковнер.

МЕДИЦИНА В ГОСУДАРСТВАХ ЗАКАВКАЗЬЯ (X–XVII вв.)

Одним из древнейших центров мировой цивилизации  была Армения После свержения  власти Халифата (IX в.) армянский народ  восстановил свою государственность. В XI–XIII вв. в ряде городов Армении: Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре и др.– возникли школы высшего типа, в которых изучались анатомия (в Армении того времени производились анатомические вскрытия), внутренняя медицина, лекарствоведение, хирургия.

Крупнейшим представителем медицины средневековой Армении  был философ, врач и астроном Мхитар Гера-ци (рис. 77). В 1184 г. он составил свой основной труд "Утешение при лихорадках", в котором описал причины, развитие и лечение острых заразных заболеваний, а также, на пять веков раньше Бериардино Рамаццини (см. с. 310) рассуждал о связи заболеваний с профессиями – кузнецов, стеклодувов и т. п.

Большой вклад  в развитие армянской медицины внес Амирдовлат Ама-сиаци (XV в.) –автор трактатов "Польза медицины", "Ненужное для  неучей" и "Лекарствоведение".

В средние века центры национальной армянской культуры существовали и за пределами Армении. Среди них наиболее известны три: в г. Кес-сария (Византийская империя), где уже в IV в. славилась больница (Basi-lea), основанная в 370 г. епископом Кессарии Василием Великим (см. с. 143); медицинская школа в Гунди-шапуре (юг Ирана, территория Халифата), где в VIII–IX вв. работала знаменитая династия армянских врачей Бахтишуа (см. с. 161), и центр врачевания в г. Себастии (недалеко от Кессарии), где жили и работали видные армянские врачи Авасап (XVI в.) – автор "Отменного лечебника кбрдинальных влаг", Буниат (XVI–XVII вв.), составивший "Книгу о медицине" (ее рукопись хранится в Матенадаране им. Маштоца, Ереван), и Асар (XVII в.) – автор известной "Книги о врачебном искусстве".

В Грузии после  освобождения от арабского владычества (X в.) главным очагом медицинской культуры была Гелатская академия, основанная царем Давидом IV в XII в. при монастыре недалеко от Кутаиси. Наряду с церковно-монастырской существовали профессиональная и народная медицина.

Выдающимися представителями медицины феодальной Грузии были: К.а-нанели (XI в.) – автор медицинского сочинения "Несравненный карабадин"; глава Гелатской академии философ Иоаннэ Петрице (XI–XII вв.); Ходжа Копили (XIII в.), написавший "Книгу медицинскую"; Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.), составивший "Лечебную книгу", и Давид Батониш-вили (XVI в.) – автор "Книги царя Давида".

Монголо-татарское  нашествие, а затем вторжение  персов и турок значительно задержали  развитие медицины в феодальной Грузии.

Медицина народов  средневековья Востока (VII–XVII вв.)

МЕДИЦИНА В  ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ  АЗИИ (IV-XVII вв.)

Традиции этого  региона в значительной степени  сохраняли стабильность на протяжении столетий.

В Китае феодальный строй начал утверждаться в III–IV вв. и сохранялся до начала XX в. Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившиеся в древнем (рабовладельческом) Китае, в средние века достигли наивысшего расцвета.

Первая в истории  Китая государственная Императорская  медицинская школа была основана во времена династии Суй (681–618) (до этого наг выки традиционного метода чжэнь-цзю передавались от учителя к ученику). В школе обучалось 20 учеников; преподавание чжэнь-цзю вели: один преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работали 20 мастеров по изготовлению игл.

В целях облегчения преподавания и практики иглоукалывания в средневековом Китае начали создавать цветные таблицы, изображавшие каналы и точки на поверхности  тела человека в трех проекциях. Первый в Китае иллюстрированный трактат "Цянь цзинь яо фан" ("Тысяча золотых прописей") составил известный врач эпохи Тан– Сунь Сымяо (581–682). Первые бронзовые фигуры для обучения методу чжэнь-цзю были отлиты также в средние века. Их автор врач Ван Вейи (XI в.) тщательно изучил опыт своих предшественников, дополнил его своими наблюдениями и в Ю26 г. составил трактат, который впоследствии получил название-"Иллюстрированное руководство о точках для акупунктуры и прижигания на бронзовой фигуре". Работая над текстом, Ван Вейи организовал производство двух бронзовых фигур в человеческий рост, которые были готовы в 1027 г. На поверхности фигур были обозначены 354 точки и их названия; каждой точке соответствовал глубокий канал для введения игл. Снаружи фигура покрывалась воском,, а изнутри заполнялась водой,– если ученик вводил иглу правильно, вода появлялась на поверхности фигуры. Двести лет спустя бронзовые фигуры были перевезены в новую столицу династии Юань – г. Даду (ныне Пекин) я установлены в храме Трех императоров, который располагался на территории Императорской школы. Копирование фигур началось в XIII в. (рис. 78).

Китайский эмпирический метод чжэнь-цзю распространился  в различных государствах Азии (Япония, Корея, Вьетнам). В XIII–XVII вв он проник в  Европу (Франция, Германия, Англия). В 1828 г. о нем писал русский профессор П. А. Чаруковскнй.

Со временем преподавание медицины совершенствовалось. В государстве Цзинь (1115–1234) подготовкой  врачей ведала Главная медицинская  палата (тайиюань). Во врачебной школе, которая входила в состав университета (гоцзыцзянь), обучали общей медицине, хирургии и чжэнь-цзю. Имелась и более узкая специализация: детские болезни, родовспоможение и женские болезни, болезни глаз, болезни рта, зубов и горла, переломы и ранения, опухоли и язвы, внушения и заклинания. Обучение велось с демонстрацией больных. Лучшие выпускники принимались на государственную службу, остальным разрешалась частная практика.

Таким образом, в XII в. элементы государственной медицины в Китае были достаточно развиты.

Сильной стороной медицины средневекового Китая было лекарствоведение. Ему посвящены два капитальных труда: уже упоминавшийся 30-томный трактат Сунь Сымяо "Тысяча золотых прописей" (который до наших дней не сохранился) и широко известный мо-' нументальныи труд Ли Шичжэня (1518–1593) в 52 томах "Бянь -цао ган му" ("Великий травник"). Работа над ним продолжалась более 26 лет, причем написанное проверялось еще в течение 10 лет. Эта книга явилась бесценным вкладом в дело изучения и классификации растений Китая и по сей день не утратила своей научной ценности. Она содержит описание 1892 лекарственных средств (включая правильные названия, способы заготовки, отличительные особенности и действие на организм), 13096 различных прописей и более тысячи рисунков.

"Великий травник"  частично переведен на латинский (1659), французский (1735), японский (1783), русский (1857), английский (1928–1941) языки.

Из китайской  традиционной медицины вошли в мировую  практику многие лекарственные средства: из растений– жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; изМедицина народов средневековья Востока (VII–XVII вв.)

В Индии феодальный строй начал устанавливаться  в IV в. К VII в. на ее территории было около 70 мелких самостоятельных государств.

На протяжении всего средневековья их территории подвергались вторжению завоевателей, разорявших страну, что серьезно отразилось на развитии культуры. В XVI в. на территории Индии была создана империя Великих  Моголов. Однако традиционная медицина сохранила наследяе древнеиндийских цивилизаций, сочетал его с привнесенной исламской и другими культурами.

Одним из первых европейцев, посетивших Индию, был русский  купен Афанасий Никитин. Его записки "Хо-жениё за три моря" –  Каспийское. Персидский залив и Черное (1466– 1472), содержат сведения о ПЛОТНОСТИ! населения, кастовых различиях и религиях Индии, санитарном быте индийского народа, питании и торговле лекарственными товарами с соседнчми странами, родовспоможении, о погребальном "обряде сожжения мертвых. "А кто у них умрет,– пишет Афанасий Никитин,– тех жгут, а пепел сыплют на воду. А когда у жены родится дитя,; то принимает муж, имя сыну дает отец, а дочери – мать". Записки тверского купца полны уважения к древней культуре индийского народа.

В средние.века опыт индийской традиционной медицины был заимствован тибетскими врачевателями.

Тибетская медицина развивалась на основе древнеиндийской  традиционной системы, в связи с  чем ее нередко называют индо-тибетской. "То, что мы называем "тибетской  медициной",– писал известный востоковед Е. Е. Обе-рмиллер,– в основе своей отнюдь не является оригинальным созданием тибетской почвы. И здесь, как и во всех прочих областях культуры Тибета, первоначальной родиной является Индия. Распространение (начиная с VII в. н. э.) в Тибете буддизма сопровождалось проникновением в Тибет… и индийской медицины". Так, уже в VII в. при дворе основателя Тибетской империи СронцзанТампо (617–698) служил легендарный индийский врач Бхарадваджа (тибет. Жасаа Гонд-жой). Вместе с китайским врачом Хуан Ханом (тибет. Кенто Лонхан) и персом Галеносом (тибет. Данциг Ла-ной), приглашенными ко двору, он перевел на тибетский язык несколько индийских медицинских сочинений.

Информация о работе Медицина в Византийской империи (395–1453)