Судебно-правовася система византийской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Византийская империя была централизованным государством, во главе стоял император. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Население делилось на сословия, различающиеся по своему правовому статусу. Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. Высшим церковным судом был суд константинопольского патриарха. Первым византийским кодексом явилась Эклога.

Файлы: 1 файл

к.р. история зарубежных стран.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

     План: 
 

 

     

  1. Введение

     Рождение  византийской империи историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин Великий-первый император-христианин (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древне- греческого города-колонии Византии( отсюда и название, данное историками «христианской империи ромеев» уже после ее падения), расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи.История Византии как самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части.

    В своем развитии Византийское государство, просуществовавшее до 1453 г., прошло несколько этапов. Период IV – сер. VII вв. – период разложения рабовладельческого строя и зарождения феодальных отношений. В это время императорская власть опирается на развитый военно-бюрократический аппарат, но имеются ограничения деятельности некоторых внешних государственных органов. Период VII –XII вв. – период расцвета феодальных отношений и оформление абсолютной монархии. Период XII – XV вв. – Византийское государство вступает в полосу кризиса и постепенного упадка.                                                                                                      

     Византийская  империя была централизованным государством, во главе стоял император. Церковь  играла в Византии весьма важную роль. Население делилось на сословия, различающиеся  по своему правовому статусу. Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. Высшим церковным судом был суд константинопольского патриарха. Первым византийским кодексом явилась Эклога. В 1345 г. появилась частная кодификация судьи Арменопуло под названием "Шестикнижие", содержащее нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшее широкое распространение.

  1. Образование Византийской империи

     Как известно Римская империя по завещанию  императора Феодосия I разделилась  в 395 г. на два самостоятельных государства  — Западную Римскую империю и  Восточную со столицей Константинополь. Тогда как Западная Римская империя  прекратила свое существование в 476 г., Восточная Римская империя, или  Византия, существовала еще почти  целое тысячелетие.

         Большая устойчивость Византии обусловливалась рядом особенностей в экономическом, политическом и историческом ее развитии по сравнению с Западной Римской империей. В состав Византии входили такие экономически развитые страны, как Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров. Эти страны вели оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства чувствовался здесь в меньшей степени, чем в Западной Римской империи, ибо значительная часть населения находилась в свободном состоянии. Большое место в сельском хозяйстве занимали мелкие крестьянские хозяйства. В ремесленном производстве основную роль играли не рабы, а свободные люди.

     Располагая  огромными материальными ресурсами, Восточная Римская империя имела  сильную армию, флот и крепкий  государственный аппарат, что позволяло  ей отражать удары германских племен и подавлять восстания недовольных  народных масс.

     Наибольшего могущества Византия достигла в правление  императора Юстиниана I (527 — 565), при  котором были завоеваны некоторые  территории Западной Римской империи. Была завоевана Северная Африка (Вандальское королевство), Италия (Остготское королевство) и южная часть Испании, входившая в состав Вестготского королевства. Власть Византии была распространена на Крым и частично на Закавказье. На Балканском полуострове Юстиниан построил ряд укреплений для отражения натиска со стороны северных соседей — славян. Таким образом, Юстиниану удалось восстановить большую часть территории Римской империи.

     В начальный период его правления  была осуществлена кодификация римского права. После смерти Юстиниана Византийская империя вступила в длительный кризис, из которого она вышла лишь в начале VIII в. В результате страны, завоеванные при Юстиниане, были потеряны. В конце VII в. арабы, покорив Иран, захватили Египет, Сирию, Палестину и часть Малой Азии. В начале VIII в. почти вся Северная Африка была также захвачена арабами. Таким образом, власть Византии сохранилась лишь в части Малой Азии и Балканского полуострова. Торговые связи с Востоком в этот период были подорваны.

     В начале VIII в. Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего  ее кризиса, благодаря проведению реформ императорами Исаврийской династии(717-802), основателем которой был Лев III.Главная цель реформ — изыскать средства, необходимые для содержания армии и совершенствования государственного управления.

     Во  второй половине IX в. и особенно в X в. Византийская империя достигла нового подъема. В этот период могущественный Арабский халифат распался на ряд  самостоятельных государств, и Византия, воспользовавшись этим обстоятельством  восстановила свою территорию почти  до пределов ранней Византийской империи. В начале XI в. была завоевана Болгария. 

     На  почве оживления торговых отношений, принятия русскими в 988 г. христианства от греков и совместной борьбы с  общими врагами (печенегами, хазарами, половцами) во второй половине X века укрепились связи Киевской Руси и Византии. На Руси распространилась славянская письменность, из Византии ввозились  богословские книги, предметы культа, византийские зодчие работали в Киеве  и других русских городах.

     В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал Европу к очередному крестовому походу, который оказался весьма своеобразным. На этот раз крестоносцы направились  не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. В  этом значительную роль сыграла Венеция, торговавшая выгодно с Египтом, который находился во владениях турецкого султана (куда кстати и предполагалось идти крестоносцами) Венеция была заинтересована в ослаблении Византии.

     Воспользовавшись  междоусобной борьбой в новой  династии Ангелов, крестоносцы захватили  в 1204 г. Константинополь и создали  на южной части Балканского полуострова  государство под названием Латинской  империи.

     Никейский император Михаил VIII Палеолог в июне 1261 г. взял Константинополь; Византийская империя была восстановлена. Но восстановленная  империя мало напоминала империю, какой  она была до латинского завоевания. Четвертый крестовый поход (1202 — 1204 гг.) покончил с Византией как  с великой державой; ее владения ограничились незначительной частью Балканского  полуострова (часть Фракии и Македонии), островами Эгейского моря, узкой  полосой Малой Азии, несколькими  крепостями в Полопоннесе.

     Владычество латинян разрушило и старый механизм ее государственного управления. Константинополь  был полуразрушен; византийская армия  была невелика (15 — 20 тыс.) и состояла в основном из наемников — турок  и монголов, а флот — из 50-75 кораблей.

     Папский престол, по-прежнему добиваясь подчинения византийской церкви и, соответственно, императорской власти своему влиянию, противодействовал всем возможностям укрепления Византии.

     К началу XVI в. новая угроза нависла  над Византией со стороны турок-османов, которые стали распространять свою власть над Малой Азией и дошли  до берегов Мраморного моря.

     С 1352 г. началось турецкое завоевание Византии. В 1362 г. турки захватили Адрианополь, в который была перенесена столица  Османского государства. В 1371 г. турки  разбили сербов; в 1385 г. турецкие войска овладели Софией, а в 1389 г. произошла  знаменитая битва на Косовом поле. В 1393 г. турки овладели последним  болгарским городом. В принципе судьба Балканского полуострова была решена.

     Некоторую передышку в борьбе с турками  Византия получила во время борьбы турок-османов с Тамерланом (1370 — 1405), который летом вступил в  Малую Азию и в битве при  Анкаре турки были разбиты. Но и в  самой Византии феодальные междоусобицы не утихали. В 20-е годы XV в. турки снова  окрепли. Султан Мурад II (1421 — 1451) начал  новое наступление на Византию.

     В 1449 г. на византийский престол вступил  последний император — Константин XI Палеолог (1449 — 1453), а на турецкий —  Мехмед II Фатих (“Завоеватель”).

     29 мая 1453 г. начался последний  штурм Константинополя, и Византийская  империя прекратила свое существование.  Константинополь, переименованный  в Стамбул, сделался столицей  Турецкой империи. 

    1. Иконоборчество

     В начале VIII в. Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего  ее кризиса. В борьбе с трудностями  императоры Исаврийской династии (717 — 802), основателем которой был  Лев III, провели ряд реформ.

     Эта проблема была решена путем так называемого  иконоборчества, которое с 726 г. стало  официальной государственной политикой  правительства. С этим была связана  цель ликвидации монастырского землевладения, составлявшего половину всего лучшего  земельного фонда страны, на который  распространялись многочисленные монастырские привилегии, приносящие духовным феодалам колоссальные доходы.

     Императоры  — иконоборцы издают законы против почитания икон, расценивая это почитание  как идолопоклонство.

     Иконоборчество  в какой-то мере зарождалось и  как протест против городской  церкви с ее пышным культом, бесчисленным городским духовенством и его  античными традициями жизни.

     В ходе иконоборческого движения ликвидировались  монастыри, конфисковывались их земли, а самих монахов под угрозой сурового наказания власти обязывали вступать в брак. В целях обеспечения регулярного поступления в казну дополнительных налогов и усиления армии императоры Исаврийской династии наделяли крестьян землей, отобранной у монастырей. Эта земля не могла отчуждаться, она как бы носила характер общинного землевладения; община отвечала перед государством за уплату налогов. Не менее важным было также наделение феодалов землей на условиях несения ими военной службы. Наконец императоры-иконоборцы наделили землей военных поселенцев,проживавших в приграничных районах. Эти меры укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, что позволило снова распространить власть на Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.

     Благодаря полученным средствам от иконоборческой политике Лев III смог создать армию, которая могла противостоять  арабской коннице. В результате в 740 г. арабы были разгромлены в битве  при Акроине (Малая Азия).

     Когда в начале IX в. арабская опасность  ослабла, процесс феодализации усилился, в результате чего положение крестьян стало резко ухудшаться. Феодалы  захватывали общинные земли и  превращали крестьян в крепостных. В результате в 820 г. произошло массовое выступление византийского крестьянства под предводительством Фомы Славянина. Восстание показало силу народного  недовольства. Но одновременно оно  ускорило и усилило консолидацию класса феодалов.

     Иконоборческие  и иконопочитательские партии, напуганные подъемом народного движения, вскоре после подавления восстания примирились. Восстановление иконопочитания стало  одним из крупнейших праздников православной церкви. Тем самым господствующий класс оформил свое социальное единство духовным и организационным единством  церкви.  
 

  1. Общественный  строй Византии

     По  мере развития феодальных отношений  в Византии все население делилось на сословия, различающиеся по своему правовому статусу.

     Самыми  привилегированными были сенаторы, к  которым относились крупнейшие земельные  и денежные аристократы, высшие государственные  и придворные сановники.

     В большинстве случаев высшие церковные  должности также замещались представителями  сенаторского сословия. Имения сенаторов  освобождались от всех местных поборов  и повинностей; им предоставлялось  право держать свои военные отряды, налагать на население штрафы, а  позднее даже иметь свои тюрьмы. Члены сенаторского сословия были подсудны лишь префекту столицы.

Информация о работе Судебно-правовася система византийской империи