Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:23, контрольная работа
Византийская империя была централизованным государством, во главе стоял император. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Население делилось на сословия, различающиеся по своему правовому статусу. Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. Высшим церковным судом был суд константинопольского патриарха. Первым византийским кодексом явилась Эклога.
Если
в Эклоге и Земледельческом законе
защищалась крестьянская община и статус
свободного крестьянина, то Прохирон,
Эпаналога и особенного Базилики
закрепощали свободных
После
Базилик издавались лишь императорские
новеллы, получившие название хрисовул
(золотопечатных грамот), в которых
нередко указывались
В
1345 г. появилась частная кодификация
судьи Арменопуло под названием
"Шестикнижие", содержащее нормы
гражданского и уголовного права
Византии и имевшее широкое
Византийское право в целом сохранило римскую характеристику обязательств. Однако с сокращением гражданского оборота и развитие феодальных отношений многие наиболее сложные институты обязательственного права не получили дальнейшего развития.
В византийском праве согласно римской традиции обязательства делились на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договоры купли – продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и т. д. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки – 12 % годовых. Но, несмотря на все последующие изменения, основные институты права, регламентированные в Кодексе Юстиниана, были сохранены.
Сохраняются
институты собственности,
сервитутов, залога,
наследственной аренды.
В IX-X вв. появляется
феодальное условное
владение за военную
службу – прония. Первоначально
оно давалось на определенный
срок, чаще всего пожизненно.
Позднее оно переходит
в наследственную собственность.
Прониар осуществлял
на вверенной ему территории
судебные и административные
функции. Крестьяне,
жившие на земле прониаров,
должны были платить
оброк и нести барщину.
5.2. Брачное и семейное право
В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижения определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступить трижды. Развод допускался, но в ограниченных условиях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.
Завещание составлялось в письменном виде и подписывалось завещателем и свидетелями. Завещатель должен был быть в твердой памяти и свободно выражать свою волю. Завещания лиц моложе 14 лет, глухонемых, пьяных, находившихся под опекой за расточительство, отрекшихся от христианства не считалось действительным. Дети имели право на обязательную долю в наследстве.
Наследовали по закону родственники. Ближайшая степень родства устраняла от наследования последующую. При отсутствии родственников к наследованию призывался переживший супруг.
Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения.
Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственность за преступления не несли.Не влекли за собой наказания неумышленные преступления. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецедив усиливал наказания.
Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды:
По
мере развития феодального
общества усиливается
репрессивный характер
уголовного законодательства.
В системе наказаний
денежные взыскания
отступают на второй
план, одновременно
увеличивается количество
преступлений, караемых
смертной казнью. Распространены
были телесные и членовредительные
наказания. В качестве
дополнительных наказаний
упоминаются острижение
и изгнание. Тюремное
заключение в качестве
самостоятельного наказания
в византийских источниках
не упоминалось.Уголовный
процесс в Византии
носит инквизиционный
характер, в следствии
применяется пытка,
исключается представительство
как со стороны потерпевшего,
так и со стороны обвиняемого.
Свидетели по уголовным
делам были обязаны
явится по вызову суда.
Показаний одного свидетеля
было недостаточно.
Закон оговаривал круг
лиц, не несовершеннолетние,
слабоумные, наемники,
слуги, родственники,
домочадцы и некоторые
другие категории.Сторона,
недовольная решением
суда, могла обратиться
с апелляцией в вышестоящий
суд.
История
Византийской империи VI-IX
вв. составляет такое
отдаленное прошлое,
что о нем можно
говорить с полным
беспpистpaстиeм. С
экономической стороны
мелкому землевладению
был нанесен сильнейший
удар изменениями
в условиях сельского
хозяйства, последовавшими
при Каролингской
династии. Начинает
практиковаться система
больших запашек,
расчистки лесов,
Поднятия новин, требовавшая
более сложных
орудий обработки
и вызывавшая искусственную
организацию хозяйства
с помощью труда
зависимого населения.
Было бы несправедливо
утверждать, что крестьянская
община не нашла в
самой себе средств
приспособления к
изменившимся условиям.
Замечаются частные
и соединенные предприятия
крестьян, относящиеся
к увеличению запашек
и обработке незанятых
земель, которые могли
бы развиться до крупных
размеров, если бы само
правительство не положило
тому предела. С другой
стороны, происходит
изменение в старой
системе поселений небольшими
погостами или отдельными
хуторами: крестьяне
скучиваются в больших
деревнях. Значение
Византийской империи
в истории человечества
трудно переоценить.
В тёмные века варварства
и раннего Средневековья
она донесла до потомков
наследие Эллады и Рима,
сохранила христианскую
культуру. Достижения
в области науки(математика),
в литературе, изобразительном
искусстве, книжной
миниатюре, декоративно-прикладном
искусстве( изделия
из слоновой кости, металла,
художественные ткани,
перегородчатые эмали),
архитектуре, в военном
деле оказали значительное
влияние на дальнейшее
развитие культуры Западной
Европы и Киевской Руси.Да
и жизнь современного
общества невозможно
представить без византийского
влияния. Иногда Константинополь
называют «золотым мостом»
между Западом и Востоком.
Это верно, но еще правильнее
считать державу ромеев
«золотым мостом» между
древностью и Новым
временем.
1. Исмаилова С.Т.Энциклопедия «Всемирная история» , М.,1996 г.
2. Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии (V –VII вв.)., М., 1989 г
3. Батыр К. С. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. М., 2000 г.
4.Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство. М., 1993 г.
5.
Черниловский З.
М. Всеобщая история
государства и
права. М. 1997 г.
Информация о работе Судебно-правовася система византийской империи