Пифагор и медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества различных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э., согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых ярких и загадочных ранних греческих философов. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости»), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 3 стр.
БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА……………….………………………………………………. 4 стр.
ОБЗОР ХРАМОВОЙ И СВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ДР. ГРЕЦИИ……………………. 5 стр.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКТРИНЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ ……………………… 6 стр.
- система питания………………………………………………………………………… 7 стр.
- эмоциональная сфера……………………………………………………………………. 8 стр.
- интеллектуальная сфера………………………………………………………………….. 9 стр.
- лечение музыкой и стихами………………………………………………………………10 стр.
- о подготовке к деторождению и воспитанию детей…………………………………….11 стр
ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ……………………....12 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...13 стр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 14 стр.

Файлы: 1 файл

ПИФАГОР И медицина.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


СПбГПМА

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии

на тему:

«Пифагор и медицина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 217 гр.

Петрик Алина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………  3 стр.

БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА……………….……………………………………………….  4 стр.

ОБЗОР ХРАМОВОЙ И СВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ДР. ГРЕЦИИ…………………….   5 стр.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКТРИНЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ ………………………    6 стр.

- система питания…………………………………………………………………………     7 стр.

- эмоциональная сфера…………………………………………………………………….    8 стр.

- интеллектуальная сфера…………………………………………………………………..  9 стр.

- лечение музыкой и стихами………………………………………………………………10 стр.

- о подготовке к деторождению и воспитанию детей…………………………………….11 стр

ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ……………………....12 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...13 стр

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества различных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э., согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых ярких и загадочных ранних греческих философов. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости»), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней.

Кротонская школа была одной из самых крупнейших медицинских школ. В основу пифагорейской медицины была положена первая в мире система добродетельной жизни, умеренности во всех вещах. Одним из любимых его изречений было: “Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души - невежество, из живота - обжорство, из городов - призывы к бунту, из семьи - раздоры”.

Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу – музыкой. Они избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния и душевной тревоги. Для этого они применяли психотерапию. Они стремились предотвращать болезни, для чего разрабатывали режим питания и отдыха. При лечении пифагорейцы предпочитали наружные средства внутренним, а тем более хирургическому вмешательству, подробнее о школе Пифагора и его учении я расскажу вам в этом реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕМНОГО О БИОГРАФИИ ПИФАГОРА

 

 

Родился Пифагор где-то между 600 и 590 гг. до Рождества Христова и жил около ста лет. Много странных легенд дошло до наших дней о его рождении. Некоторые из них утверждают, что он не был обычным смертным человеком, а был одним из богов, принявших человеческий облик для того, чтобы войти в мир и учить человечество.

“Пифагор был олицетворением величия и силы, и в его присутствии все чувствовали себя смирными и робкими. По мере того как он становился пожилым, его физические силы отнюдь не убывали, и, когда он достиг столетия, он был полон жизни. Влияние этой великой души на окружающих ее людей было столь велико, что похвала Пифагора наполняла его учеников восторгом…” (Из книги “История прорицаний”).

Пифагор был первым, кто назвал себя философом, и мир обязан ему этим термином. До него умные люди называли себя мудрецами, что означало человек, который знает. Пифагор был скромнее. Он ввел в обращение термин философ — тот, кто пытается найти, выяснить. Философия Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических школ: постиг тайные традиции Моисея, был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии, в брамины Элефанта и Эллора.

“Пифагор был Адепт, Посвященный первой степени; он обладал духовной способностью непосредственного восприятия, и у него был ключ к оккультным знаниям и к духовному миру. Таким образом, он черпал из первоисточника Истины, и так как к его способностям интуиции и его высокой духовности присоединялась большая наблюдательность, знакомство с физической природой и высокоразвитое философское мышление, никто не мог лучше его построить здание истинной науки…” (Э.Шюре, Великие Посвященные).

Родиной Пифагора считают остров Самос. В возрасте около 40 лет Пифагор покинул Самос и приехал в Кротон, город в южной Италии, где основал школу. Целью Пифагора было не только передать свое учение группе избранных учеников, но и применить эти учения к воспитанию юношества и жизни государства. В основу Учения Пифагора были положены геометрия, музыка и астрономия. Их изучение считалось существенным для понимания Бога, человека, природы и никто не мог полагать себя учеником Пифагора до тех пор, пока не овладеет в достаточной степени этими науками.

В перечне десяти самых известных врачей V в. до н.э. названы почти исключительно пифагорейцы и лишь один из них, возможно, принадлежит другой школе. Вот этот перечень: Демокед из Кротона, упомянутый в трудах Геродота и Плиния; Каллифонт (отец Демокеда); Алкмеон из Кротона - самый известный из пифагорейских врачей и автор первого дошедшего до нас медицинского трактата; Иккос из Тарента - активно пропагандировал гимнастику и диетику, его рекомендации по воздержанности при потреблении пищи даже породили поговорку "обед Иккоса"; Эмпедокл из Агригента; Акрон из Агригента, прославившийся сочинением "О диете здоровых"; Ксенон, отец Акрона; Гиппон из Метапонта; Менестор из Сибариса, известный и как врач, и как ботаник.

Обращаясь к основам пифагорейской медицины, отметим, что Пифагором была разработана едва ли не первая в мире система добродетельной жизни, органично включавшая в себя и пифагорейскую медицину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕДИЦИНА ХРАМОВАЯ И МЕДИЦИНА СВЕТСКАЯ

 

 

В Древней Греции существовали как светская, так и жреческая, или храмовая медицина, причем, вероятно, храмовая медицина возникла раньше светской, поскольку основные источники знаний находились именно в храмах. По представлениям одной группы ученых возникновение храмовой медицины в Древней Греции связано с именем Асклепия (Эскулапа) - бога-врачевателя, способного не только лечить, но и воскрешать мертвых (Зевс якобы наказал его именно за воскрешение неугодного ему человека) [Г. Кун, Легенды и мифы Древней Греции.]

По представлениям другой, более многочисленной группы исследователей возникновение храмовой медицины связано с именем Гермеса. Клемент Александрийский выделяет в священных текстах, приписываемых Гермесу, специальный раздел "Пастофорус", в котором были изложены основы искусства врачевания. Само же появление имени Гермеса в греческой мифологии, по-видимому, связано с египетским богом Тотом, называемым также Тотом Гермесом Трисмегистом (т.е. трижды великим), который являлся олицетворением Универсального Ума и Космического Принципа Мысли и в обязанности которого входили задачи организации Мира, просветление душ и сопровождение их после смерти к суду верховного божества египтян Озириса. Кроме того, Тот должен был следить за уровнем воды в Ниле, и потому его часто изображали с мерной линейкой в руке и с головой ибиса - птицы, которая появлялась в Египте именно перед разливом Нила.  [Р. Менар, Мифы в искусстве старом и новом, изд. 1900 г., Молодая гвардия, Москва (1992).]

Существует предположение, что египетский Тот Гермес Трисмегист был известен древним евреям под именем Еноха, грекам - под именем Гермеса, а римлянам - под именем Меркурия. Вполне допустимо существование реального прообраза этих богов в лице какого-то древнего мудреца и учителя. [М. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розен-крейцеровской символической философии, Т. 2, Наука, Новосибирск (1992).]

Обратим внимание на то, что и Асклепий, и Гермес были наделены одним совершенно необычным свойством - они были "проводниками" человеческих душ к Богу и могли возвращать к жизни умерших. Это говорит о том, что идея единства духовной и физической природы человека существует в мире по крайней мере с VI в. до н.э.

Лечение же в храмовой медицине осуществлялось, в основном, следующим образом. Больные приходили в храм Асклепия, Гермеса или другого божества (часто Аполлона) и проводили в храме одну или несколько ночей до появления необычных сновидений. Затем жрецы толковали эти сновидения и давали рекомендации по излечению болезни.

 

Однако, наряду с храмовой медициной, которая, естественно, не могла решить всех медицинских вопросов, существовала и светская, практическая медицина. Возникновение этой медицины в Древней Греции обычно связывают с именем Гиппократа (примерно 460 - 370 гг. до н.э.), которому приписывают более 60 сочинений на медицинские темы. Сравнительный анализ этих сочинений показывает наличие во многих из них прямо противоположных рекомендаций, так что вряд ли эти сочинения были написаны одним человеком. Кроме того, исследование знаменитой "Клятвы" Гиппократа, проведенное Л. Эдельштейном показывает, что автор "Клятвы" выше всего ставил диетику, а после нее фармакологию, отвергал хирургию, не рекомендовал применять для лечения яды и давать абортивные средства. Эти черты более свойственны пифагорейской медицинской школе, зародившейся, по крайней мере, столетием раньше, нежели гиппократовской, тем более, что на практике ученики Гиппократа активно использовали запрещенные "Клятвой" приемы, а к принципу "Не навреди" относились весьма свободно. Иначе они вряд ли применяли бы известные из древних источников приемы: подвешивали пациентов вниз головой, приказывали им переплывать бурную реку ночью, пилить дрова в течение месяца для лечения опухоли селезенки.

 

 

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКТРИНЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ

 

 

В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетий. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XVв., спустя две тысячи лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30 семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили свое учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно преданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

 

Пифагорейцы вставали до восхода солнца и шли на морской берег встречать рассвет, обдумывали дневные дела в роще, затем делали гимнастические упражнения и завтракали. Пифагор часто излагал свое учение во время прогулок с учениками. Заканчивался день морскими купаниями, совместным ужином и чтением с комментариями прочитанного. Как видим, жизнь в пифагорейском союзе предполагала заботу о физическом и духовном развитии, и не случайно среди победителей олимпийских игр в то время было много кротонцев.

 

<

Информация о работе Пифагор и медицина