Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:05, реферат
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Так же мало (и часто спорных) сведений сохранилось о жизни и деятельности основателя этой школы — Пифагора.
Пифагор и пифагорейцы
Следующей выдающейся
философской школой, действовавшей
в западной части «Великой Греции»,
т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы.
Реконструкция их философских взглядов
весьма сложна, так как от этой школы
сохранилось мало материалов. Так
же мало (и часто спорных) сведений
сохранилось о жизни и
Аналогична ситуация
и с трудами Пифагора и пифагорейцев.
Мысли основателя школы дошли
до нас в большинстве случаев
в изложении других авторов. «Его
философское учение подверглось
такому, же искажению, как и история
жизни. С ним связали все, что
только придумали христианская меланхоличность
и склонность к аллегоризму» .
Согласно большинству
сведений, Пифагор происходил с острова
Самос. Его жизнь приходится на период
приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до
н. э.
На острове Самос
он провел значительную часть своей жизни.
Лишь с заметным ограничением власти родовой
аристократии и установлением тирании
он отправляется в Южную Италию. Его уход
тесно связан с его политической ориентацией
и отвращением к тирании. Своей антидемократической
ориентации Пифагор остается верен и в
Кротоне, где он организует из сторонников
местной аристократии пифагорейский союз,
играющий значительную роль в борьбе против
демократической партии и в других областях
Южной Италии. Влияние этого по сути реакционного
союза весьма быстро распространяется
и на Сицилию.
Пифагор и пифагорейский
союз имеют немалую заслугу в
том, что в Кротоне сравнительно
длительное время удерживала политическую
власть аристо-кратия. По их инициативе
аристократический Кротон предпринял
военные действия против города Сйбарис,
в котором победила рабовладельческая
демократия.
Социальные и классовые
конфликты в самом Кротоне
привели в конце концов к ограничению,
а затем и к свержению власти аристократии.
Рабовладельческая демократия приняла
решительные меры против пифагорейского
союза, который вполне справедливо считался
центром аристократической реакционной
идеологии. Подобно тому как в других городах
Греции, в которых победила рабовладельческая
демократия, в Кротоне был распущен пифагорейский
союз, а его сторонники изгнаны из города.
Однако даже такие меры не положили конец
пифагорейскому движению. Еще почти целое
столетие пифагорейская философия сохраняла
определенное влияние и реакционную политическую
направленность в греческих колониях
Южной Италии.
Пифагор был приблизительно
современником Анаксимандра и Анаксимена.
Подобно Фалесу, он предпринимает
путешествие в Египет, где знакомится
с достижениями в математике и
астрономии, с философскими и религиозными
идеями, в значительной степени повлиявшими
на его философские и религиозные
взгляды.
Согласно Диогену
Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании»,
«О делах общины» и «О природе». Ему приписывается
и целый ряд других трудов, которые создавались
пифагорейской школой и, как тогда было
в обычае, были подписаны именем руководителя
школы.
Значительное внимание
Пифагор и пифагорейцы уделяли
развитию математики. Считается, что
Пифагор первым обосновал, что в
прямоугольном треугольнике квадрат
гипотенузы равен сумме квадратов
катетов (теорема Пифагора). В отличие
от других мыслителей, которые в
то время занимались математикой, он
идет дальше решения геометрических
задач, которыми занимались Фалес или
Анаксимен. Пифагор исследует и
взаимоотношения чисел. Можно справедливо
утверждать, что Пифагор и пифагорейская
школа закладывают основы теории
чисел и принципы арифметики. Арифметическим
путем пифагорейцы решают многие
геометрические задачи того времени. Изучение
зависимости между числами, и
в частности между рядами чисел,
требовало весьма развитого уровня
абстрактного мышления, и этот факт
отразился на философских взглядах
Пифагора. Интерес, с которым он и
его последователи изучали
Из античных авторов
наиболее полное изложение взглядов
Пифагора мы находим у Диогена
Лаэрт-ского: «Начало всего — единица;
единице как причине подлежит как вещество
неопределенная двоица; из единицы и неопределенной
двоицы исходят числа; из чисел — точки;
из точек — линии; из них — плоские фигуры;
из плоских — объемные фигуры; из них —
чувственно воспринимаемые тела, в которых
четыре основы — огонь, вода, земля и воздух;
перемещаясь и превращаясь целиком, они
порождают мир — одушевленный, разумный,
шаровидный, в середине которого — земля;
и земля тоже шаровидна и населена со всех
сторон» .
Гегель в «Истории
философии» следующим образом
Все пифагорейское
учение о сущности бытия имеет
отчетливо выраженный спекулятивный
характер. Этот факт отмечает и Гегель.
Пифагорейское учение в начальной
стадии своего развития является, собственно,
исторически первой попыткой (за исключением
некоторых моментов в учении Анаксимена)
постижения количественной стороны
мира. Математический подход к миру
заключается в объяснении определенных
количественных отношений между
реально существующими вещами. В
частности, в области геометрии
отношение между количественно
выраженной взаимосвязью и объективной
реальностью является в значительной
степени наглядным и во многих
случаях даже чувственно идентифицированным.
Арифметизация геометрии
Четко выраженный идеализм
Пифагора - и его последователей
имел свои корни в общественных,
политических, этических и, в частности,
религиозных взглядах. Религию и
мораль Пифагор считал основными
атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский
подход к религии заметно отличается
от тогдашней греческой традиции.
Пифагорейский подход испытывает влияние
элементов персидской и индийской
мистики. Он в определенной степени
является освящением классовой исключительности
(которая приобретает почти
Бессмертных сначала
богов, как велит нам закон, почитай,
Их почитая, также отдай уважение
богоравным умершим!
Религиозные взгляды
пифагорейцев весьма тесно связаны
с их политической ориентацией. То же
можно сказать и о понимании
ими морали. Она была обоснованием
определенной «социальной гармонии»,
опирающейся" на абсолютное подчинение
демоса аристократии. Поэтому ее важнейшей
частью было безусловное подчинение. Религиозное
и нравственное во взглядах Пифагора и
пифагорейцев часто совпадают.
Религиозные и моральные
принципы пифагорейского учения наложили
определенный отпечаток на организацию
структуры, деятельность пифагорейского
союза, в котором классовость
и реакционная партий-ность Пифагоровых
религиозных, социальных и этических взглядов
проявляются более отчетливо, чем в других
моментах.
Большинство принципов
союза носило тайный характер и было
доступно лишь членам союза. Личность
Пифагора имела неограниченный авторитет,
его философия весьма длительное время
преподавалась исключительно членам союза.
Лишь некоторые моральные принципы разрешалось
распространять «в народе» Полностью
противоположной была картина в отношении
пропаганды религиозных взглядов. В пифагорейском
понимании распространение «религии»
являлось основной обязанностью каждого
члена союза.
Из религиозного
и этического учений Пифагора вытекает
и ряд «запретов» и «ограничений»,
которые в большей или меньшей
степени имели мистический
Ученики Пифагора. Пифагорейство
в той или иной форме существовало
вплоть до III столетия н. э. Ближе всего
к учению Пифагора стояли старшие
пифагорейцы, среди которых было
много прямых учеников Пифагора. Самым
видным из них был Алкмеон из Кротона.
Время его деятельности приходится где-то
на первую половину V столетия" до н.
э. В сущности, в своих философских взглядах
он был верен пифагорейским принципам.
Основной сферой
интересов Алкмеона была медицина.
О нем известно, что он «первый отважился
на вскрытие»72. Важнейшим из его медицинских
и физиологических познаний является
осознание взаимосвязи органов чувств
и мозга.
К старшему поколению
пифагорейцев принадлежат, по Диогену
Лаэртскому, еще Эпихарм (550— 460 до н.э.)
и Архит (ок. V в. до н.э.). К младшему поколению
— Гипиас (середина V—IV в. до н.э.), Филолай
(ок. 440 до н. э.) и Эвдокс (ок. 407—357 до н.э.).
После изгнания из Кротона пифагорейцы
разошлись по греческим городам и колониям.
Некоторые из них нашли убежище в Академии
Платона в Афинах.
Пифагорейство является
первым идеалистическим философским
направлением в античной Греции. Пифагорейцы
в идейном и политическом отношениях
сыграли в принципе реакционную
роль, это же относится и к пифагорейской
философии. И хотя пифагорейцы имеют бесспорные
заслуги в разработке некоторых частей
геометрии и, в частности, основ арифметики,
математическая проблематика у них выливается
в мистику и обожествление чисел, которые
они считают единственно истинно сущим.
Пифагорейский способ
философствования является противоположностью
стихийной диалектике милетской
школы и Гераклита. Заметно отличается
он и от строгого рационализма элейской
школы. Конструируемое пифагорейцами
учение о противоположностях «есть лишь
грубое начало более точного определения
противоположностей, начало, в котором,
как в индусских перечислениях первоначал
и субстанций, нет ни порядка ни смысла»73.
Так характеризует Гегель ту часть пифагорейской
философии, которая имеет, хотя и вербальное,
наибольшее сходство с диалектическим
мышлением. Существующие противоположности
подчинены здесь всеобщей универсальной
гармонии космоса, поэтому они теряют
малейшие остатки диалектического заряда,
не сталкиваются, не борются, но подчинены
гармонии сфер.
Пифагорейское учение
представляет собой в зародышевой
форме соединение идеализма с
метафизическим способом мышления. Это
вместе с мистическими элементами образует
предпосылки для его приятия
христианской философией.
В истории философии идеализм обращался к пифагорейству, как правило, лишь тогда, когда он играл открыто реакционную историческую роль (один из крупнейших представителей идеалистической диалектической философии, Гегель, в «Истории философии» оценивает пифагорейство весьма критически). Метафизический подход к вопросу бытия, характерный для пифагорейской философии, был источником появления ряда реакционных философских направлений.