Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:52, реферат
В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества различных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э., согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых ярких и загадочных ранних греческих философов. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости»), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 3 стр.
БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА……………….………………………………………………. 4 стр.
ОБЗОР ХРАМОВОЙ И СВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ДР. ГРЕЦИИ……………………. 5 стр.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКТРИНЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ ……………………… 6 стр.
- система питания………………………………………………………………………… 7 стр.
- эмоциональная сфера……………………………………………………………………. 8 стр.
- интеллектуальная сфера………………………………………………………………….. 9 стр.
- лечение музыкой и стихами………………………………………………………………10 стр.
- о подготовке к деторождению и воспитанию детей…………………………………….11 стр
ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ……………………....12 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...13 стр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 14 стр.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Путь к здоровой и добродетельной жизни Пифагор советовал начинать с правильного питания. Каждый продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души, поэтому нельзя было есть пищу, во-первых, чуждую богам, и, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем и то, и другое Пифагор разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй - мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях и бобы.
Трудно сказать, почему бобы считались священной пищей, однако ученики Пифагора вспоминали случай, когда Пифагор силой внушения "отговорил" быка жевать бобы. Бык этот впоследствии содержался при школе Пифагора и считался чуть ли не священным животным. Второй случай произошел с последователями Пифагора, неожиданно натолкнувшимися на вражескую засаду. Так как враги значительно превосходили пифагорейцев по численности, последние вынуждены были спасаться бегством и спаслись бы, если бы дорогу им не преградило бобовое поле. Не смея топтать священные растения, пифагорейцы остановились, приняли неравный бой и погибли.
Пифагор, кроме того, не рекомендовал есть пищу, которая мешает предвидению будущего, чистоте души и ясности сновидений. По-видимому, это, прежде всего, относится к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и особенно судьям накануне судебных разбирательств.
Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.
Когда Пифагор удалялся в храм Бога для молитв и медитаций, то брал с собой заготовленный запас пищи и питья: равные части мака и кунжута, шкурки морского лука для выдавливания сока, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень и горох. Сюда же добавлялся дикий мед. Для приготовления питья Пифагор использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это - диета Геркулеса, а рецепт Геркулесу был дан самой богиней Церерой.
В состав этой диеты входили и наркотические вещества, прежде всего, мак и, очевидно, мальва, что, вероятно, способствовало процессам медитации.
Однако заметим, что даже на пифагорейцев, не говоря уже о пифагористах, Пифагор не накладывал никаких строгих запретов по приему пищи. Все его советы носили исключительно рекомендательный характер. Единственное, о чем Пифагор предупреждал строго, - о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье. Пифагорейцы всегда должны были заботиться о том, чтобы их тело не было бы ни слишком тощим, ни тучным.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного настроения. Пифагорейцы не должны были быть ни слишком веселыми, ни излишне мрачными. Поддерживаемое ими эмоциональное состояние можно характеризовать как умеренно радостное.
Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы считались состояния раздражения и гнева. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Один из учеников Пифагора, Архит из Тарента, после возвращения из военного похода обнаружил, что управляющий его имением и подчиненные ему рабы во время отсутствия хозяина не занимались земледелием, а проводили время в праздности и разгуле. Архит был разгневан, но, как истинный пифагореец, в гневе даже не отругал управляющего и рабов. Лишь через несколько дней Архит выгнал управляющего, а рабов простил.
Чем выше поднимались пифагорейцы по ступеням знания, тем строже становились требования к контролю над эмоциями. Пифагор, мнение которого чрезвычайно ценили ученики и похвала которого приводила их в восторг, вынужден был даже отказаться от критических замечаний в их адрес. Известен случай, когда один из учеников Пифагора был так расстроен сделанным ему замечанием, что покончил с собой. Это произвело на Пифагора глубочайшее впечатление, и он стал чрезвычайно строго относиться к каждому своему слову и жесту.
Вслед за контролем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется. Желания человека разнообразны и бесконечны. Желания могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения - постоянные спутники малых и больших заблуждений. Начинать же контролировать свои желания нужно с простого: с контроля за пищей и питьем, которые принимает человек, с контроля над эмоциями. Вслед за этим идет контроль за оценкой похвал в свой адрес и контроль за оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
Культивируемое пифагорейцами умеренно радостное состояние эмоциональной сферы должно было, по замыслу Пифагора, готовить учеников к тому, чтобы ни одно из несчастий человеческой жизни не обрушилось на них неожиданно. Но, естественно, этого было мало. Для преодоления невзгод необходимо было иметь ясный ум и способность спокойного, не отягощенного эмоциями анализа случившегося. Путь же к ясности ума лежал через тренировку памяти.
Пифагором был разработан комплекс упражнений для тренировки памяти. До нас дошло одно и, по-видимому, самое простое упражнение. Пифагореец, пробудившись утром ото сна, должен был не вставать с постели до тех пор, пока не припомнит в подробностях всю последовательность событий дня минувшего, а если позволяло время, то и предшествовавшего ему дня. Пифагор также считал полезным, чтобы человек ежедневно размышлял о Боге (богах), о том, что Он существует и что Он любит человека и наблюдает за ним.
В результате контроля над эмоциональной и интеллектуальной сферой человек может стать таким, что без посторонней помощи и совета сможет предвидеть, что пойдет ему на пользу. Это трудно, но существует промежуточная ступенька, достигнув которую человек сможет на примере того, что случилось с другим, установить полезные для себя действия. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы не оказаться худшим человеком (по классификации Пифагора), т.е. человеком, совершающим дурные поступки и при этом надеющимся на лучшее.
ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ И СТИХАМИ
Пифагор, составивший гармонический ряд и заложивший основы музыкальной грамоты (Платон, который продолжил исследования в этой области, считал это теорией музыки), придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить мелодию на более медленную и спокойную, и разъяренный ревнивец присмирел, одумался, забрал свой хворост и ушел.
В школе Пифагора с профилактической целью по утрам и вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами. ”Отходя ко сну, они освобождали разум от смятения и шума, царящего в нем после проведенного дня, некоторыми напевами и специальными мелодиями и таким путем обеспечивали себе спокойный, с немногочисленными, но приятными сновидениями, сон, а, встав ото сна, снимали сонную вялость и оцепенение с помощью другого рода мелодий.
“Некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, против злобных и гневных порывов, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания”
Лечение музыкой впоследствии использовал и Гиппократ. Он, в частности, лечил радикулит и нервные болезни громкой игрой на трубе перед пациентом.
Однако Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам и предупреждал своих учеников, чтобы они не прислушивались, даже мимолетно, к звукам флейты и цимбал.
Помимо музыки Пифагор использовал в медицинских целях и декламацию стихов Гомера из "Илиады" или "Одиссеи", причем для каждого типа заболевания также подбирал соответствующие отрывки. Однако в этих средствах основным, по-видимому, являлось эмоциональное воздействие, способствующее повышению общего жизненного тонуса больного.
О ПОДГОТОВКЕ К ДЕТОРОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Пифагор считал плохую заботу о потомстве главной и очевиднейшей причиной того, что многие люди дурны и порочны. Более того, он говорил, что никто из живых существ не уделяет так мало внимания заботе о потомстве, как человек.
Пифагор утверждал, что нужно уделять исключительное внимание выбору спутника или спутницы жизни. Одна из его акусмат гласит: "Никогда не вступай в связь для деторождения с богатой женщиной". Смысл у этой пословицы может быть различным, поэтому мы воздержимся от ее комментариев.
Родители будущих детей должны были вести разумный и здоровый образ жизни, совсем не пить вина, не есть мяса, питаться в установленное время и ни в коем случае не переедать.
Поскольку самой большой несправедливостью на свете Пифагор считал разлучение детей и родителей, родители должны были постоянно присматривать за детьми и воспитывать их в соответствии с законами добродетельной жизни. Детям же полагалось вторыми после Бога чтить родителей.
Воспитывавшиеся таким образом дети до 20 лет не должны были стремиться к половой близости, а, пройдя путь добродетельной юности, создать на тех же началах новую семью.
ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Остановимся на некоторых результатах пифагорейцев-медиков, самым известным из которых был уже упоминавшийся Алкмеон из Кротона. Именно Алкмеону принадлежит развитие и обобщение одной из основных философских идей Пифагора о том, что мир возник не из одного начала. В противовес Анаксиманд-ру, который ввел понятие беспредельного, Пифагор использовал и антагонистическое понятие предела и утверждал, что эти категории едины (в философском смысле). По-видимому, можно говорить о том, что Пифагором был сформулирован философский закон о единстве и борьбе противоположностей. В соответствии с этой идеей Алкмеон учил, что здоровье человека сохраняется при равновесии противоположных сил (компонент), среди которых Алкмеоном назывались пары "влажное и сухое", "теплое и холодное", "горькое и сладкое" и т.п. Превалирование любой из этих категорий над другой приводило, по мнению Алкмеона, к болезни [7]. Отметим, что Алкмеон был непосредственным учеником Пифагора, достиг зрелости еще при жизни учителя и не мог не обсуждать с ним результатов своих медицинских умозаключений.
Алкмеон был первым или одним из первых врачей, занимавшихся анатомированием, хотя анатомировать человеческое тело в Древней Греции запрещалось. Анатомические опыты разрешалось проводить на домашних животных и обезьянах. Разумеется, некоторые знания по физиологии человеческого тела врач мог получить и во время хирургических операций. Лишь в первой половине III в. до н.э. в Александрии Герофил и Эрасистрат начали проводить вскрытие, причем делали это публично. Тем не менее, результаты, полученные Алкмеоном, позволяют говорить с том, что он занимался анатомированием, причем в наибольшей степени его интересовала анатомия органов чувств и в этой сфере ему принадлежит открытие нервов, идущих от органов чувств к мозгу. Не будем упрекать Алкмеона за то, что нервы он считал полыми трубками, заполненными жидкостью. Главное, что он обнаружил нервы и определил их основное функциональное назначение - передачу информации от органов чувств к мозгу, который, по мнению Алкмеона, был центром чувственной и сознательной жизни. При этом Алкмеон не ставил знака равенства между ощущением и мышлением, а считал, что мышление лишь зависит от ощущений.[ Аристотель, Метафизика, Собр. сочинений в 4-х т., Т. 1, Мысль, Москва (1976), с. 76 - 77.]
Кроме того, при анализе органов слуха Алкмеон открыл евстахиеву трубу, "переоткрытую" затем лишь в XVI в.
Алкмеон умел отличать вены от артерий и знал, что в мертвых телах кровь находится только в артериях, а вены пусты. Это, видимо, дало толчок к возникновению гипотезы сна: