Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:28, реферат
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. 
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью
Пифагор 
и его школа 
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА 
Школа была основана Пифагором в Кротоне 
(Южная Италия) и просуществовала до начала 
IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались 
практически сразу после смерти Пифагора 
в 500 г. По сути, это была первая философская 
школа, религиозно-философское аристократическое 
братство; она имела большое влияние на 
греческие полисы Южной Италии и Сицилии. 
Союз отличался строгими обычаями и высокой 
нравственностью. Образ жизни пифагорейцев 
вошел в историю: как рассказывают легенды, 
учеников Школы всегда можно было узнать 
по их внешнему облику и благородному 
поведению. 
 
Однако и облик, и поведение были лишь 
следствием взглядов философов на человеческую 
душу и ее бессмертие, подразумевавших 
в здешней, земной жизни определенное 
воспитание. В этом они близки к своим 
предшественникам - орфикам, последователям 
учения, проповедывавшего чистейшую нравственность 
и суровый аскетизм; основателем его считается 
легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, 
душа человека проходит в своем развитии 
несколько этапов, в частности ряд воплощений 
на физическом плане, смысл которых - приобретение 
внутреннего опыта, достижение катарсиса, 
очищения от наследия ранних этапов развития. 
 
Этому служили нравственные принципы, 
которым следовали пифагорейцы: "Быть 
всегда в словах и поступках стремись 
справедливым", "Пусть - что важнее 
всего - твоим главным судьей станет совесть". 
Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие 
для размышлений - следовало окинуть мысленным 
взором все, что сделано и что предстоит 
еще сделать: "В успокоительный сон 
не должно тебе погружаться прежде, чем 
снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем 
деле, в чем провинился? Что мог совершить? 
И чего не исполнил?" 
Пифагорейская школа положила начало 
математическим наукам. Числа понимались 
как суть всего существующего, им придавался 
мистический смысл. Основу пифагорейской 
математики составляет учение о декаде: 
1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все 
процессы, происходящие в мире. В частности, 
декада отображает законы музыкальной 
гармонии: через нее выражаются основные 
музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта 
(3:2), кварта (4:3). Математический метод в 
современной науке в этом смысле является 
следствием популяризации и демистификации 
пифагорейского учения. 
 
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке 
сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем 
гармонию Солнечной системы, где каждой 
планете соответствует определенная нота, 
а все вместе они создают интервалы музыкальной 
гаммы. Ими же положено и начало музыкальной 
психологии: музыка использовалась как 
средство воспитания и исцеления души 
и тела. 
 
В пифагорейской школе начали развиваться 
астрономия и медицина. Ею создано множество 
аллегорических комментариев Гомера, 
а также грамматика греческого языка. 
Таким образом, пифагорейцев можно считать 
родоначальниками гуманитарной, естественной, 
точной и систематической наук
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.
Философия доклассического периода
Милетская школа
Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".
Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть.Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).
Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
Анаксимен - ученик 
Анаксимандра. Считал, что все вещи 
возникли из воздуха и представляют 
его модификации благодаря 
Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).
Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.
Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами".
Основные идеи Гераклита:
1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку",
2. "постоянство 
в изменении, тождество в 
3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,
4. идея меры - 
обобщена у Гераклита в 
5. идея релятивности 
(относительности свойств и 
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
31
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
• атомы находятся в вечном движении;
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Левкипп (ок. 500—440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил из Элей, согласно же другим сведениям — или из Абдер, или из Милета.
Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы — атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Он учил, что «сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл несущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее» . В этом фрагменте освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное, что существует,— атомы и пустота. Атомы, как увидим далее, характеризуются (и у Левкиппа, и у Демокри-та) величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Левкипп в данном случае соединяет неизменное сущее элеатов с постоянной изменчивостью Гераклита.
Понятие атома выступает качественно новым элементом в античном материализме. Оно является следствием абстракции совсем другого, чем у ионических философов, направления — Эмпедокла или Анаксагора. При этом атомы характеризуются так же, как сущее в предшествующих философских направлениях, — полнотой. Однако Левкипп в отличие от упомянутых философов (возможно, первым в античной философии) допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте.
Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема, которая предшествующей философии доставляла значительные трудности, — проблема движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.
  ЭЛЕЙСКАЯ 
ШКОЛА, школа древнегреческой 
 
 
Это учение получило дальнейшее развитие 
и систематизацию у ученика Ксенофана, 
Парменида, который в собственном дидактическом 
эпосе О природе придал ему метафизическое 
звучание. Парменид - первый греческий 
философ, противопоставивший мышление 
мнению. Он утверждал, что истинно лишь 
одно неизменное бытие, в то время как 
множественность и изменение - лишь иллюзия. 
Истина пребывает в мысли, ощущения же 
ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют 
фундаментальную оппозицию, они внутренне 
противоречивы, а поскольку небытие не 
существует, бытие едино и возникновение 
невозможно. Иными словами, мышление указывает, 
что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной 
ощущениями иллюзии множественности и 
изменчивости.
Как было принято тогда, Парменид написал поэму “О природе”, где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах, говорил он, точности нет: недоверните чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.