Пифагор

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:34, реферат

Краткое описание

Практически одновременно с Милетской школой зарождается философия и на юге Италии, в другом конце великой Эллады. Первым представителем италийской философии является Пифагор. Он родился на острове Самос, у побережья Ионии. Затем, как говорят, по совету Фалеса, Пифагор уехал в Египет набираться мудрости. Говорят, что путешествовал он и по Вавилонии.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 33.69 Кб (Скачать)

Биография Пифагора.

Практически одновременно с Милетской школой зарождается  философия и на юге Италии, в другом конце великой Эллады. Первым представителем италийской философии является Пифагор. Он родился на острове Самос, у побережья Ионии. Затем, как говорят, по совету Фалеса, Пифагор уехал в Египет набираться мудрости. Говорят, что путешествовал он и по Вавилонии.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что  он сделался одним из самых образованных людей своего времени. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплатить ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы: их убивали или брали в плен. Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в персидский плен - в Вавилон, где проводит еще 12 лет. В Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть к древней магии наследников Зороастра. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний философии и математике Пифагора.

Через двенадцать лет Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже пятьдесят, он решает вернуться на родину.

С тех пор  как Пифагор покинул Грецию, там  произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Приблизительно в 530 году Пифагор возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон.

В Кротоне (около 532г.) Пифагор создает собственную  школу - пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона. Кротонская школа имела многочисленные филиалы по всему итальянскому побережью. Ее выпускники проникли в высшие органы власти городов,.

Популярность  Пифагора в Кротоне объясняется  незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников.

О Пифагоре известно еще меньше, чем о милетских  философах; это практически легендарная личность: от него не дошли ни произведения, ни фрагменты, неясно даже, писал ли вообще что-нибудь. Однако у Пифагорейского союза было множество врагов, и когда к власти пришли противники пифагорейцев, то их стали беспощадно уничтожать. Говорят, что их даже сжигали вместе с домами. По одной из версий, когда в одном доме сгорели самые близкие друзья Пифагора, то он покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пифагор удалился в Метапонт, где и умер. Пифагорейский союз существовал длительное время и после смерти Пифагора, напоминая некий монашеский союз: это были общины, членами которых могли быть и женщины, что для Древней Греции было не совсем обычным и являлось значительным  

Ритуал     посвящения. 

   Ритуал     посвящения     в     члены пифагорейского    братства    был    окружен множеством  таинств,   разглашение   которых сурово    каралось. Когда     к     Пифагору приходили   младшие    и    желающие    жить совместно,он  не сразу давал согласие,  а ждал,  пока  их не  проверит  и не  вынесет о них   свое суждение.  Но  и,  попав в   орден   после строгого     отбора     и испытательного периода,   новички   могли   только    из-за занавеса  слушать  голос   учителя,   видеть же  его самого  разрешалось только   после нескольких   лет    очищения    музыкой    и аскетической   жизнью.   Впрочем,   это   не был    суровый    христианский     аскетизм, умерщвляющий     плоть. Пифагорейский аскетизм  для   новичка   сводился,   прежде всего,    к    обету    молчания. Первое упражнение   мудреца, - состояло   у   Пифагора   в   том, чтобы  до  конца   смирить   свой   язык   и слова,   те   самые   слова,    что    поэты называют   летучими. Иначе говоря,  вот  к   чему   сводились   зачатки мудрости:       научиться        размышлять, разучиться  болтать.

Нравственные     принципы     и     заповеди Пифагора.

Система   морально-этических   правил, завещанная  своим  ученикам  Пифагором, была собрана  в  моральный  кодекс  пифагорейцев-  “Золотые  стихи”.   Они   переписывались и    дополнялись    на    протяжении    всей тысячелетней  истории. Вот  некоторые  извлечения  из книжки, содержащей  325  Пифагоровских  заповедей:

Сыщи  себе  верного друга,  имея  его,   ты можешь  обойтись  без богов.

Юноша!   Если   ты   желаешь   себе    жизни долгоденственной,  то   воздержи   себя   от пресыщения  и  всякого  излишества

Юные  девицы!  Памятуйте,  что   лицо   лишь тогда   бывает   прекрасным,    когда    оно  изображает  изящную  душу.

Не   гоняйся   за   счастьем:   оно   всегда находится  в  тебе  самом.

Сегодня     абсолютно     невозможно сказать,   какие    из    сотен     подобных заповедей  восходят   к   самому   Пифагору. Но  совершенно   очевидно,   что   все   они выражают       вечные       общечеловеческие ценности,   которые   остаются   актуальными всегда,  пока   жив  человек.

Образ  жизни  пифагорейцев.

Пифагорейцы  вели  особый  образ  жизни,   у них  имелся  свой особый  распорядок  дня.  День  пифагорейцам надлежало  начинать  со  стихов: Прежде,  чем  встать от  сладостных  снов, навеваемых  ночью, Думай,  раскинь, какие  дела   тебе   день приготовил. Проснувшись,     они     проделывали     упражнения,     помогающие запоминать  нужные  сведения,  а  затем  шли на  берег  моря  встречать  восход  солнца, обдумывали  дела  предстоящего  дня,  после чего  делали   гимнастику   и   завтракали. Вечером  совершалось   совместное   купание, прогулка,   ужин,   после   чего   возлияние богам   и   чтение.   Перед   сном    каждый давал   себе   отчет   о   прошедшем    дне, заканчивая  его  стихами.

Большое   внимание    пифагорейцы    уделяли медицине,      психотерапии. Они разрабатывали  приемы  улучшения  умственных способностей,    умение     слушать     и наблюдать, развивали   память,   как механическую,  так  и  смысловую.  Последняя возможна  лишь  в том   случае,   если   в системе знаний  найдены  начала.  Как   видим,   пифагорейцы   с   равным усердием  заботились  и о  физическом,  и  о духовном   развитии.    Именно    у    них родился  термин  “калокагатия”, обозначавший греческий  идеал  человека,  сочетающего  в себе    эстетическое   (прекрасное)     и этическое    (добро)    начала,     гармонию физических  и  духовных  качеств. Образ   жизни   пифагорейцев   включал учение  о  различных  способах  обращения  с людьми  в  зависимости  от  их  статуса   в обществе. Смысл такого   образа   жизни – подчинение    человека     авторитету.     В пифагорейском идеале  не   трудно   увидеть гибкую,   приспособленную    к    исполнению правящими   группами   общества   социально- политическую   концепцию.   Построенная   на авторитете   общества    и    закона,    она требует  держаться   отцовских   обычаев   и законов,  даже, если  они  хуже  других. 
 

Религиозно-философское  учение.

Пифагорейцы     имели     множество символических   изречений.   Собрание   этих изречений,  называемых  акусмами,   заменяло собой устав общества.  Вот некоторые   из пифагорейских  акусм  и их  толкования:

- Сердце не   ешь  

-  Огня   ножом    не   вороши 

-  Уходя   не   оглядывайся 

- Не  садись  на  хлебную  меру 

Есть   мнение,   что   первоначально пифагорейские  акусмы  понимались  в прямом смысле,  а их  толкования  были   надуманы позднее.     Например,     первая     акусма отражала  общий пифагорейский   запрет   на животную  пищу,  тем более сердце – символ всего живого.  Но  в начальном виде  это чистая  магия:   оборона   от   колдовства, как   например,   разгладить   и    свернуть постель  надо  для  того,   чтобы   на   ней не  осталось  отпечатков  тела,  на  которые мог  бы  воздействовать   колдун   и,   тем самым,     повредить     человеку.      Или, например,   запрещалось   касаться    бобов, все   равно,   как    человеческого    мяса. Согласно  одному  мифу  бобы  произошли   из капель    крови    растерзанного    Диониса- Загреба,  поэтому  их  и  запрещалось   есть. В  целом   же   все   эти   истории   только лишний  раз   нам   напоминают,   что   жили пифагорейцы    очень    давно   –   два    с половиной тысячелетия назад,   что   ясный ум   и   высокая   нравственность    окутаны были   в    сознании    древнего    человека красивой  сказочной  пеленой.  

Научное     мировоззрение      пифагорейцев.

Космогония  и космология.

Что  же  касается  собственных  знаний, то  Пифагору   приписывают   геометрические открытия,  такие,  как   известная   теорема Пифагора   о   соотношении   гипотенузы    и катетов     прямоугольного     треугольника, учение   о   пяти   правильных   телах,    в арифметике – учение  о  четных  и   нечетных числах,        начала        геометрического истолкования  числа  и  т.д. Пифагор   впервые   употребил    слово космос  в   его   сегодняшнем   смысле   для определения   всего   мироздания    и    его важнейшую    сторону   –    упорядоченность, симметрию,    а    значит,    и     красоту. Пифагорейцы     исходили      из      своего главнейшего  тезиса  о  том,  что   “порядок и   симметрия   прекрасны   и   полезны,   а беспорядок   и   асимметрия   безобразны   и вредны”.   Но   красота    макрокосмоса    - Вселенной,       считали        пифагорейцы, открывается    лишь    тому,    кто    ведет правильный,   прекрасно   устроенный   образ жизни,  т.е.  кто   в   своем   микрокосмосе поддерживает     порядок     и      красоту. Следовательно,  пифагорейский  образ   жизни имел   прекрасную   “космическую    цель   – перенести  гармонию   мироздания   в   жизнь самого  человека”. Космогонию     пифагорейцев     можно описать    так:    мир,    слагающийся    из предела  и   беспредельного,   есть   сфера, возникающая  в   беспредельной   пустоте   и “вдыхающая”   ее   в   себя,   тем    самым, расширяясь  и  расчленяясь.  Так   возникает мировое   пространство,    небесные    тела, движение   и   время.   В   середине    мира находится   огонь,   дом   Зевса,  связь   и мера  природы.  Далее   идут   Противоземля, Земля,  Луна,  Солнце,  пять планет  и   мир неподвижных звезд.   Противоземля   введена  для    круглого    счета,    как     десятое небесное  тело,  с ее  помощью объяснялись лунные    затмения.    Космические    тела произошли    из    центрального    огня    и вращаются  вокруг  него,   прикрепленные   к хрустальным   сферам.   Планеты,    в    том числе   Земля,   вращаются   с   запада   на восток,  обращенные  к   центральному   огню всегда  одной  стороной,  поэтому   мы   его не  видим.    Наше   полушарие   согревается отраженными  Солнцем   лучами   центрального огня. Космология  пифагорейцев  представляет значительный   шаг   вперед.   Отказ    от геоцентризма,     признание     шарообразной формы   Земли,   ее   суточного    обращения вокруг   центрального    огня,    объяснение солнечных   затмений    прохождением    Луны между  Солнцем  и  Землей,  а  времен   года наклоном  земной  орбиты  по   отношению   к солнечной,     представляли     значительное приближение  к  истине. Но  этой  физической   картиной   дело не   ограничивается.   Пифагореизм   создает определенную  логическую  схему  мироздания, соотнесенную   с   нравственной   оценкой. Эта  сторона  дела  представлена  в   учении о  противоположностях,  что представляется так:  предел  и   беспредельное,   нечетное и  четное,  единое  и  многое,   мужское   и женское,  покоящееся и движущееся,   светлое и     темное,     хорошее     и      дурное, четырехугольное  и  разностороннее. Дело  не  просто  в  противопоставлении -  противоположности  соединяются.   Говоря о  Пифагоре  как   основателе   гражданского воспитания,  Ямвлих  приписывал  ему   мысль о том,  что   ни   одна   из   существующих вещей не  является  чистой,  все   смешано, и с землею  огонь,  и огонь с водой,  и воздух  с  ними,  и  они  с   воздухом,   и даже    прекрасное    с    безобразным,    и справедливое  с  несправедливым.

Следующая  идея  пифагорейцев  -  идея гармонии. 

Ее  истоки  можно  искать,  если не  у  самого  Пифагора,  то   у   Алкмеона Кротонского,   представителя   пифагорейской медицины.   Этот   врач   рассматривал   все сущее  как  продукт  соединения,   смешения, гармонического  слияния  противоположностей. Он   считал,    что    сохраняет    здоровье равновесие     сил     влажного,     сухого, холодного,  теплого,  горького,  сладкого  и пр.,  а  господство  одного  из  них   есть причина   болезни.     Здоровье    –    есть соразмерное  смешение   таковых   сил.   Это соразмерное   смешение    и    получило    у пифагорейцев   название   “гармония”,   став одним  из  основных   понятий   их   учения: все   на   свете   обязательно   гармонично. Гармоничны  боги,  гармоничен  космос,  т.к. все  составляющие  его   моменты   абсолютно согласованы   в   единое   и    нераздельное целое.  Гармоничны   государство   и   царь, потому   что   от    него    зависит    сила скрепления  всех  людей  в  единое  целое. Поразительны  физиологические  догадки и  открытия  Алкмеона:  он  установил,  что орган  душевных  и  мыслительных  процессов -  не  сердце,  как полагали  до  него,  а мозг,    установил     различие     между способностью      к      восприятиям       и способностью   к   мышлению,   принадлежащей только  человеку,  а  также   доказал,   что ощущения  доводятся  до  мозга   посредством особых  путей,  соединяющих  органы   чувств с  мозгом.

Учение  о  переселении  душ.

 Было   в    учении    Пифагора    и    много мистического,  туманного и  просто  смешного  не  только  для   наших современников,  но   и   для   современников  Пифагора.   Среди   такого   рода    доктрин было   учение   о   бессмертии    души,    о посмертном  переселении   души   человека   в животных,   о   том,  “что   все   рожденное вновь     рождается     через     промежутки времени,  что   ничего   нового   на   свете нет  и  что  все  живое   должно   считаться родственным  друг  другу”. У   пифагорейцев   были   специфические представления  о  природе  и  судьбе   души. Душа   -    существо    божественное,    она заключена   в   тело    в    наказание    за прегрешения.    Высшая    цель    жизни    - освободить  душу  из  телесной   темноты   и не  допустить  переселения   ее   в   другое тело.    Для    достижения     этой     цели необходимо   выполнять   моральный    кодекс “пифагорского  образа  жизни”.Из   учения    о    переселении    душ следовали   и    предписания,    запрещающие убивать  животных  и  питаться   их   мясом, так  как  в  животном  могла  обитать   душа умершего  человека. Многие   весьма   прохладно   принимали эту  часть  пифагорейского  учения  и  часто его  осмеивали  и  приписывали  иностранное влияние.

Информация о работе Пифагор