Пифагор

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:34, реферат

Краткое описание

Практически одновременно с Милетской школой зарождается философия и на юге Италии, в другом конце великой Эллады. Первым представителем италийской философии является Пифагор. Он родился на острове Самос, у побережья Ионии. Затем, как говорят, по совету Фалеса, Пифагор уехал в Египет набираться мудрости. Говорят, что путешествовал он и по Вавилонии.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 33.69 Кб (Скачать)

Философия  числа.

Основная     философская      направленность Пифагора  состояла  в философии   числа.   Числа  у   пифагорейцев вначале  вообще  не  отличались   от   самих вещей   и,   следовательно,   были    просто числовым   образом.   При   этом    числовым образом  понимались  не  только   физические вещи,  но   и   вообще   все   существующее, как,  например,   добро   или   добродетель. Затем   они    стали    трактоваться     как сущности,  принципы  и  причины  вещей. Пифагорейцы,        предавшись математическим  занятиям,  считали  началами всего  -  числа,  так  как  в   числах  они находили  много   сходства   с   тем,   что существует  и   происходит,   и   в   числах первичные   элементы   всех   математических начал. Вначале    пифагорейцы     формируют сугубо   конкретное   физическое   понимание числа:  числа – особые   протяженные   вещи, из     которых     составляются     предметы чувственного   мира.   Они  -    начало    и элемент  всего  сущего.  Логическая   основа этого      представления -  геометрическое понимание  чисел:   единица  –  это   точка, две  точки  определяют  прямую  линию,   три точки – плоскость.  Отсюда  представления  о треугольниках,  квадратах, прямоугольниках.    Треугольник    -    есть первоисточник    рождения    и    сотворения различных  видов  вещей.  Квадрат  несет   в себе   образ   божественной   природы,   эта фигура  символизирует  высокое  достоинство, ибо  прямые  углы  предают  целостность,  а количество   сторон    способно    устоять перед  силой.  Здесь   нужно   упомянуть   о главном      пифагорском      символе   - пифагорской звезде , которая        образована        диагоналями правильного  пятиугольника. Поразительным  является  и  еще   одно обстоятельство.  Именно звездчатый       пятиугольник       наиболее распространен  в  живой  природе   (вспомним цветы  незабудки,  гвоздики,   колокольчика, вишни,  яблони  и  т.д.)   и   принципиально невозможен  в  кристаллических    решетках    неживой     природы. Симметрию    пятого     порядка     называют симметрией    жизни.    Это     своеобразный защитный  механизм  живой   природы   против кристаллизации,   против    окаменения,    за сохранение   живой    индивидуальности.    И именно     эту     геометрическую     фигуру пифагорейцы  выбирают  в  качестве   символа здоровья  и  жизни. Пифагорейская   звезда   (пентаграмма) была    тайным    знаком,    по     которому пифагорейцы  узнавали  друг  друга.

 Из  множества   чисел  священно   число “36”  :  1  +   2   +   3 . Оно   состоит  из  единицы,  а   без   единицы нет  ни одного  числа  и  она  символизирует“ед.” -  единство  бытия  и  мира. Оно    состоит    из     двойки,     которая символизирует   принципиальную    полярность во   Вселенной:   свет-тьма,   добро-зло   и т.д. Оно  состоит   из   тройки,   совершеннейшей из  чисел,  ибо  имеет  начало,  середину  и конец. Кроме   того,   в   числе   “36”    возможны удивительные  превращения,  например:  36  =1+2+3+4+5+6+7+8. Можно  сделать  вывод,  что   числа   у пифагорейцев   выступают   основополагающими универсальными    объектами,    к    которым предполагалось     свести     не      только  математические   построения,   но   и    все многообразие  действительности.  Физические, этические,   социальные   и    религиозные понятия  получили  математическую   окраску. Науке  о  числах  отводится  огромное  место в  системе  мировоззрения, т.е.  фактически математика  объявляется  философией. Особое     значение      пифагорейцы приписывали  числам  в  деле   познания.  По Филолаю    “число    –    есть     основание оформленности    и    познаваемости    всего сущего.   Все   познаваемое   имеет   число. Ибо   без   него   невозможно   ничего    ни понять,  ни  познать”.

Под пропорциями  пифагорейцы понимали равенства  отношений между измеренными  величинами. Основное свойство пропорций заключалось в том, что произведение средних членов пропорции всегда равно произведению крайних ее членов. Пропорции подразделялись на арифметические, геометрические, гармонические (музыкальные) и непрерывные (то есть такие, у которых средние члены совпадали). Одна из наиболее ярких пропорций, открытых пифагорейцами, была впоследствии названа "золотым сечением" Леонардо да Винчи, который пытался воплотить ее принцип в своих многочисленных изобретениях. Принцип золотого сечения применялся в античной архитектуре, где все произведение смотрелось как единое целое лишь в том случае, когда все его части находятся в непрерывной пропорциональной взаимозависимости.

Пифагорейская наука о числах, переведенная в  пространственную, то есть геометрическую плоскость, позволила ввести в эту  область знания понятие аксиом (отправных  недоказуемых положений, носящих характер самоценной истины) и теорем (выводящих истину из предшествующих логических рассуждений и систем аксиом). "Доказываются теоремы, а аксиомы проверяются сердцем", - говорил Пифагор, подчеркивая разницу между рациональным и интуитивным способом познания.

Пифагорейский принцип "Все есть число" нашел  свое отражение в теории музыки, где были открыты новые пропорции  чисто звукового плана. Пифагорейская  нумерология оказала существенное влияние на представления более поздних эзотерических учений, рассматривающих числовой символизм.В дальнейшем  пифагорейская нумерологическая система была заимствована европейцами, а позднее была перенесена к нам и адаптирована к русскому языку.

Значение      религиозного, научного  и философского  учения  пифагорейцев.

Длительная    и    сложная    история  пифагорейской школы  ставит  немало      вопросов.  Идеология  пифагореизма   включает   три главных       компонента:        религиозно- мифологически- магический; научный, связанный   с   развитием   математики;    и философский.        Последний     демонстрирует  стремление   найти   “начало” всего  существующего  и  с  его  помощью  объяснить мир,  человека  и  его  место  в   космосе. Рассматриваемая  пифагорейцами числовая   закономерность   сущего   -   это  мир    тел,    математические закономерности   движения   небесных    тел, законы    музыкальной    гармонии,     закон прекрасного  устройства  человеческого  тела и   др.   открытия   -  величие   человеческого   разума,   которым человек  обязан  божеству. К  сожалению,  за  тысячу  лет  реальные  сведения были  перемешаны   со   множеством   легенд, сказок  и  небылиц. Можно  было   бы   много чудес  рассказать  о  Пифагоре.  Но  главное чудо,   прославившее   его,   состояло   в том,   что   он   вывел   человечество    из мифологического представления о мире к  точному    знанию о нем . Цель -поиски истины. Пифагор  показал,   что именно   разум,   а   не    органы    чувств  приносят  человеку  истинное   знание.   Вот почему   он   советовал    своим    ученикам переходить    от     изучения     физических объектов     к     изучению      абстрактных математических  объектов.   Так   математика становится  у  Пифагора   орудием   познания мира.   А   за   математикой    следует    и философия, т.к.  философия - распространение   накопленного специального   знания    в    области  мировоззрения.  Так   рождается   знаменитый пифагорейский  тезис:  “Все   есть   число”. И именно в пифагорейской    школе рождаются  математика  и  философия.

    В  новое время, особенно благодаря  бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Коперник и Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира

Информация о работе Пифагор