1. Возрождение и Реформация —
самые крупные и знаменательные
события позднего западноевропейского
Средневековья. Несмотря на хронологическую
принадлежность эпохе феодализма, они
по своей социально-исторической сути
представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные
Явления, подрывавшие устои старого средневекового
мира. Разрыв с господствовавшим, но уже
превращающимся в анахронизм феодальным
укладом жизни, утверждение принципиально
новых стандартов человеческого бытия
— вот что составляло основное содержание
Возрождения и Реформации. Естественно,
что это содержание видоизменялось и развивалось,
приобретая в каждой из стран Западной
Европы специфические черты, национально-культурную
окраску.
Когда говорят о Возрождении, имеют
в виду период кризиса римско-католической
церкви и защищаемой ею ортодоксальной
религии, формирования антисхоластического
типа мышления, гуманистической культуры,
искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой
облеченное в религиозную форму и буржуазное
по социальной природе движение против
феодального строя, выступление против
защищавшего этот строй католицизма, борьбу
против непомерных притязаний римской
курии.
Для Возрождения и Реформации характерны
такие общие моменты, как ломка
феодальных и возникновение раннекапи-талистических
отношений, усиление авторитета буржуазных
прослоек общества, критический пересмотр
(в отдельных случаях — отрицание)
религиозных учений, серьезный сдвиг в
сторону секуляризации, «обмирщения»
общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому
смыслу антифеодальными, пробуржуазными
явлениями, Возрождение и Реформация в
своих высших (точнее, наивысших) результатах
превзошли дух буржуазности, вышли за
его пределы. Благодаря этому обрели жизнь
такие образцы социокультуры, которые
стали органичными и непреходяще актуальными
компонентами всего последующего поступательного
развития цивилизованного человечества.
В ряд подобных замечательных образц
ов включается также известная
совокупность политико-юридических ценностей
и идей.
В процессе выработки последних
деятели Возрождения и Реформации
постоянно обращалась к духовному
наследию античности, интенсивно его использовали.
Конечно, такого рода обращения знало
и западноевропейское Средневековье.
Однако сами фрагменты античной культуры,
которые отбирались и переносились в современный
феодальному Средневековью контекст,
а главное — способы, мотивы и цели их
использования были существенно иными,
чем в практике Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации
не просто черпали требовавшиеся
им представления о государстве,
праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы
духовной культуры античной цивилизации.
Демонстративное обращение к эпохе античности
являлось у них прежде всего выражением
неприятия, отрицания господствовавших
и санкционированных католицизмом политико-юридических
порядков и доктрин феодального общества.
Именно эта установка определяла в конечном
счете направление поиска в античном наследии
государство-ведческих идей, теоретико-правовых
построений (моделей), нужных для решения
новых исторических задач, которые встали
перед людьми Возрождения и Реформации.
Данная установка обусловливала и характер
трактовок соответствующих политико-юридических
воззрений, влияла на выбор форм практического
приложения таковых.
В борьбе со средневековой консервативно-охранительной
идеологией возникла система качественно
иных социально-философских взглядов.
Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости
утверждения Самоценности личности, Признания
Достоинства и автономии всякого индивида,
Обеспечения условий для свободного развития
человека, предоставления каждому возможности
собственными силами добиваться своего
счастья. Такой гуманистический настрой
складывающейся системы социально-философских
взглядов побуждал находить и в античном
мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому
настрою, «работающие» на него.
В миропонимании Возрождения считалось,
что судьба человека должна предопределяться
не его знатностью, происхождением, званием,
конфессиональным статусом, а исключительно
его личной доблестью, проявляемой активностью,
благородством в делах и помыслах. Приобрел
актуальность тезис о том, что одно из
главных слагаемых достоинства индивида
- Гражданственность, Бескорыстное инициативное
служение общему благу. В свою очередь,
под понятие общего блага стало подводиться
представление о государстве с республиканским
устройством, опирающемся на принципы
равенства (в смысле ликвидации сословных
привилегий и ограничений) и справедливости.
Гарантии же равенства и справедливости,
залог свободы личности усматривались
в издании и соблюдении законов, содержание
которых согласуется с естеством человека.
В рамках возрожденческого миропонимания
была обновлена стародавняя концепция
общественного договора. С ее помощью
объяснялись как причины возникновения
государства, так и легитимность государственной
власти. Причем ударение ставилось на
значении свободного изъявления своей
воли всеми организующимися в государство
людьми, обычно добрыми по природе.
Несколько по-иному обстояло дело
в идеологии Реформации. В ней, правда,
признавалась известная ценность земной
жизни и практической деятельности людей.
Признавалось право человека самому принимать
решения по важным для него вопросам, отчасти
отдавалось должное определенной роли
светских учреждений. Такие и аналогичные
им положения позволяют говорить о том,
что дохристианские и внехристианские
авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую
мысль Реформации. Но все же главным ее
источником было
Священное Писание, Библия (в особенности
Новый Завет).
Возвращаясь к общей оценке социально-исторического
значения политических и правовых идей
Возрождения и Реформации, необходимо
пояснить, какое конкретно содержание
подразумевается, когда эти идеи аттестуются
как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя
буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых
экономических порядков, ПОЛИТИКО-юридических
институтов, духовных ценностей с позиций
более высоко стоящего на исторической
лестнице общества - с позиций буржуазного
строя. Во-вторых, она предполагает совпадение
по ряду пунктов жизненных интересов разнородных
социальных групп, подвергавшихся в феодальную
эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям,
ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность»
предполагает неразвитость (либо вообще
отсутствие) тех специфических экономических,
политических, социальных и других отношений,
которые вызревают и становятся господствующими
с победой буржуазного способа производства,
буржуазного образа жизни. Своеобразие
и величие многих идей Возрождения и Реформации,
сопровождавших и ускорявших начало возникновения
новой эпохи всемирной истории, как раз
и состоит в том, что они еще открыты для
восприятия Общечеловеческих Социокультурных
ценностей и благоприятствования им.
§ 1. Введение
Возрождение и Реформация – самые
крупные и знаменательные события
позднего западноевропейского средневековья.
Несмотря на хронологическую принадлежность
эпохе феодализма, они по своей
социально-исторической сути представляли
собой антифеодальные, раннебуржуазные
явления, подрывавшие устои старого,
средневекового мира. Разрыв с господствовавшим,
но уже превращающимся в анахронизм
феодальным укладом жизни, утверждение
принципиально новых стандартов
человеческого бытия – вот
что составляло основное содержание
Возрождения и Реформации. Естественно,
что это содержание видоизменялось
и развивалось, приобретая в каждой
из стран Западной Европы специфические
черты, национально-культурную окраску.
Когда говорят о Возрождении, имеют
в виду период кризиса римско-католической
церкви и защищаемой ею ортодоксальной
религии, формирования антисхоластического
типа мышления, гуманистической культуры,
искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой
облеченное в религиозную форму
и буржуазное по социальной природе
движение против феодального строя,
выступление против защищавшего
этот строй католицизма, борьбу против
непомерных притязаний римской курии.
Для Возрождения и Реформации характерны
такие общие моменты, как: ломка
феодальных и возникновение раннекапиталистических
отношений, усиление авторитета буржуазных
прослоек общества, критический пересмотр
(в отдельных случаях – отрицание)
религиозных учений, серьезный сдвиг
в сторону секуляризации, «обмирщения»
общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому
смыслу антифеодальными, пробуржуазными
явлениями, Возрождение и Реформация
в своих высших (точнее, наивысших)
результатах превзошли дух буржуазности,
вышли за его пределы. Благодаря
этому обрели жизнь такие образцы
социокультуры, которые стали органичными
и непреходяще актуальными компонентами
всего последующего поступательного
развития цивилизованно-
162 Глава 8. Политические и правовые
учения эпохи Возрождения и
Реформации
го человечества. В ряд подобных
замечательных образцов включается
также известная совокупность политико-юридических
ценностей и идей.
В процессе выработки последних
деятели Возрождения и Реформации
постоянно обращалась к духовному
наследию античности, интенсивно его
использовали. Конечно, такого рода обращения
знало и западноевропейское средневековье.
Однако сами фрагменты античной культуры,
которые отбирались и переносились
в современный феодальному средневековью
контекст, а главное – способы,
мотивы и цели их использования были
существенно иными, чем в практике
Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации
не просто черпали требовавшиеся
им представления о государстве,
праве, политике, законе и т.п. из сокровищницы
духовной культуры античной цивилизации.
Демонстративное обращение к
эпохе античности являлось у них
прежде всего выражением неприятия,
отрицания господствовавших и санкционированнных
католицизмом политико-юридических
порядков и доктрин феодального
общества. Именно эта установка определяла
в конечном счете направление
поиска в античном наследии государствоведческих
идей, теоретико-правовых построений (моделей),
нужных для решения новых исторических
задач, которые встали перед людьми
Возрождения и Реформации. Данная
установка обусловливала и характер
трактовок соответствующих политико-юридических
воззрений, влияла на выбор форм практического
приложения таковых.
В борьбе со средневековой консервативно-охранительной
идеологией возникла система качественно
иных социально-философских взглядов.
Ее сердцевиной сделалась мысль
о необходимости утверждения
самоценности личности, признания достоинства
и автономии всякого индивида,
обеспечения условий для свободного
развития человека, предоставления каждому
возможности собственными силами добиваться
своего счастья. Такой гуманистический
настрой складывающейся системы
социально-философских взглядов побуждал
находить и в античном мировоззрении
прообразы, созвучные упомянутому
настрою, «работающие» на него.
В миропонимании Возрождения считалось,
что судьба человека должна предопределяться
не его знатностью, происхождением,
званием, конфессиональным статусом, а
исключительно его личной доблестью,
проявляемой активностью, благородст-
§ 1. Введение 163
вом в делах и помыслах. Приобрел
актуальность тезис о том, что
одно из главных слагаемых достоинства
индивида – гражданственность, бескорыстное
инициативное служение общему благу. В
свою очередь, под понятие общего
блага стало подводиться представление
о государстве с республиканским
устройством, опирающемся на принципы
равенства (в смысле ликвидации сословных
привилегий и ограничений) и справедливости.
Гарантии же равенства и справедливости,
залог свободы личности усматривались
в издании и соблюдении законов,
содержание которых согласуется
с естеством человека. В рамках
возрожденческого миропонимания была
обновлена стародавняя концепция
общественного договора. С ее помощью
объяснялись как причины возникновения
государства, так и легитимность
государственной власти. Причем ударение
ставилось на значении свободного изъявления
своей воли всеми организующимися
в государство людьми, обычно добрыми
по природе.
Несколько по-иному обстояло дело
в идеологии Реформации. В ней,
правда, признавалась известная ценность
земной жизни и практической деятельности
людей. Признавалось право человека
самому принимать решения по важным
для него вопросам, отчасти отдавалось
должное определенной роли светских
учреждений. Такие и аналогичные
им положения позволяют говорить
о том, что дохристианские и внехристианские
авторы оказали некоторое влияние
на политико-юридическую мысль Реформации.
Но все же главным ее источником
было Священное Писание, Библия (в
особенности– Новый Завет).
Возвращаясь к общей оценке социально-исторического
значения политических и правовых идей
Возрождения и Реформации, необходимо
пояснить, какое конкретно содержание
подразумевается, когда эти идеи
аттестуются как раннебуржуазные.
Во-первых, «ранняя буржуазность»
означает отрицание феодально-средневековых
экономических порядков, политико-юридических
институтов, духовных ценностей с
позиций более высоко стоящего на
исторической лестнице общества –
с позиций буржуазного строя.
Во-вторых, она предполагает совпадение
по ряду пунктов жизненных интересов
разнородных социальных групп, подвергавшихся
в феодальную эпоху эксплуатации,
угнетению, притеснениям, ограничениям.
В-третьих, «ранняя буржуазность»
предполагает неразвитость (либо вообще
отсутствие) тех специфических экономических,
политических, социальных и других
отношений, которые вызревают и
становятся господствующими с победой
буржуазного способа
164 Глава 8. Политические и правовые
учения эпохи Возрождения и
Реформации
производства, буржуазного образа
жизни. Своеобразие и величие
многих идей Возрождения и Реформации,
сопровождавших и ускорявших начало
возникновения новой эпохи всемирной
истории, как раз и состоит
в том, что они еще открыты
для восприятия общечеловеческих социокультурных
ценностей и благоприятствования
им.
§ 2. Новая наука о политике. Н.
Макиавелли
В истории концепций государства
и права немного найдется таких,
которые вызывали бы столь яростные
споры их приверженцев и противников,
доброжелателей и радикальных критиков,
как политические идеи знаменитого
итальянского мыслителя Никколо
Макиавелли (1469–1527). Большой знаток
античной литературы, дипломат и политик
(в частности, 14 лет работы на посту
секретаря Флорентийской республики),
он вошел в историю политико-юридической
мысли как автор ряда замечательных
трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения
о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История
Флоренции» (первое издание– 1532)и др.
Исследователи согласны в том, что
творческое наследие Макиавелли по своему
духовному содержанию весьма противоречиво.
Объяснение этому ищут в характере
самой личности писателя, во влиянии
на него драматически сложной эпохи,
современником и вдумчивым аналитиком
которой он был. Отмечают его пламенную
любовь к отечеству, тяжко страдавшему
от внутренних междуусобиц, неистовства
мелких тиранов, вмешательства церкви
в светские дела, вторжений иноземных
держав. Также не без оснований
подчеркивают его симпатии республиканскому
строю, отдельным демократическим
институтам.