1. Возрождение и Реформация — 
самые крупные и знаменательные 
события позднего западноевропейского 
Средневековья. Несмотря на хронологическую 
принадлежность эпохе феодализма, они 
по своей социально-исторической сути 
представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные 
Явления, подрывавшие устои старого средневекового 
мира. Разрыв с господствовавшим, но уже 
превращающимся в анахронизм феодальным 
укладом жизни, утверждение принципиально 
новых стандартов человеческого бытия 
— вот что составляло основное содержание 
Возрождения и Реформации. Естественно, 
что это содержание видоизменялось и развивалось, 
приобретая в каждой из стран Западной 
Европы специфические черты, национально-культурную 
окраску.
Когда говорят о Возрождении, имеют 
в виду период кризиса римско-католической 
церкви и защищаемой ею ортодоксальной 
религии, формирования антисхоластического 
типа мышления, гуманистической культуры, 
искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой 
облеченное в религиозную форму и буржуазное 
по социальной природе движение против 
феодального строя, выступление против 
защищавшего этот строй католицизма, борьбу 
против непомерных притязаний римской 
курии.
Для Возрождения и Реформации характерны 
такие общие моменты, как ломка 
феодальных и возникновение раннекапи-талистических 
отношений, усиление авторитета буржуазных 
прослоек общества, критический пересмотр 
(в отдельных случаях — отрицание) 
религиозных учений, серьезный сдвиг в 
сторону секуляризации, «обмирщения» 
общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому 
смыслу антифеодальными, пробуржуазными 
явлениями, Возрождение и Реформация в 
своих высших (точнее, наивысших) результатах 
превзошли дух буржуазности, вышли за 
его пределы. Благодаря этому обрели жизнь 
такие образцы социокультуры, которые 
стали органичными и непреходяще актуальными 
компонентами всего последующего поступательного 
развития цивилизованного человечества. 
В ряд подобных замечательных образц
ов включается также известная 
совокупность политико-юридических ценностей 
и идей.
В процессе выработки последних 
деятели Возрождения и Реформации 
постоянно обращалась к духовному 
наследию античности, интенсивно его использовали. 
Конечно, такого рода обращения знало 
и западноевропейское Средневековье. 
Однако сами фрагменты античной культуры, 
которые отбирались и переносились в современный 
феодальному Средневековью контекст, 
а главное — способы, мотивы и цели их 
использования были существенно иными, 
чем в практике Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации 
не просто черпали требовавшиеся 
им представления о государстве, 
праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы 
духовной культуры античной цивилизации. 
Демонстративное обращение к эпохе античности 
являлось у них прежде всего выражением 
неприятия, отрицания господствовавших 
и санкционированных католицизмом политико-юридических 
порядков и доктрин феодального общества. 
Именно эта установка определяла в конечном 
счете направление поиска в античном наследии 
государство-ведческих идей, теоретико-правовых 
построений (моделей), нужных для решения 
новых исторических задач, которые встали 
перед людьми Возрождения и Реформации. 
Данная установка обусловливала и характер 
трактовок соответствующих политико-юридических 
воззрений, влияла на выбор форм практического 
приложения таковых.
В борьбе со средневековой консервативно-охранительной 
идеологией возникла система качественно 
иных социально-философских взглядов. 
Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости 
утверждения Самоценности личности, Признания 
Достоинства и автономии всякого индивида, 
Обеспечения условий для свободного развития 
человека, предоставления каждому возможности 
собственными силами добиваться своего 
счастья. Такой гуманистический настрой 
складывающейся системы социально-философских 
взглядов побуждал находить и в античном 
мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому 
настрою, «работающие» на него.
В миропонимании Возрождения считалось, 
что судьба человека должна предопределяться 
не его знатностью, происхождением, званием, 
конфессиональным статусом, а исключительно 
его личной доблестью, проявляемой активностью, 
благородством в делах и помыслах. Приобрел 
актуальность тезис о том, что одно из 
главных слагаемых достоинства индивида 
- Гражданственность, Бескорыстное инициативное 
служение общему благу. В свою очередь, 
под понятие общего блага стало подводиться 
представление о государстве с республиканским 
устройством, опирающемся на принципы 
равенства (в смысле ликвидации сословных 
привилегий и ограничений) и справедливости. 
Гарантии же равенства и справедливости, 
залог свободы личности усматривались 
в издании и соблюдении законов, содержание 
которых согласуется с естеством человека. 
В рамках возрожденческого миропонимания 
была обновлена стародавняя концепция 
общественного договора. С ее помощью 
объяснялись как причины возникновения 
государства, так и легитимность государственной 
власти. Причем ударение ставилось на 
значении свободного изъявления своей 
воли всеми организующимися в государство 
людьми, обычно добрыми по природе.
Несколько по-иному обстояло дело 
в идеологии Реформации. В ней, правда, 
признавалась известная ценность земной 
жизни и практической деятельности людей. 
Признавалось право человека самому принимать 
решения по важным для него вопросам, отчасти 
отдавалось должное определенной роли 
светских учреждений. Такие и аналогичные 
им положения позволяют говорить о том, 
что дохристианские и внехристианские 
авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую 
мысль Реформации. Но все же главным ее 
источником было
Священное Писание, Библия (в особенности 
Новый Завет).
Возвращаясь к общей оценке социально-исторического 
значения политических и правовых идей 
Возрождения и Реформации, необходимо 
пояснить, какое конкретно содержание 
подразумевается, когда эти идеи аттестуются 
как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя 
буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых 
экономических порядков, ПОЛИТИКО-юридических 
институтов, духовных ценностей с позиций 
более высоко стоящего на исторической 
лестнице общества - с позиций буржуазного 
строя. Во-вторых, она предполагает совпадение 
по ряду пунктов жизненных интересов разнородных 
социальных групп, подвергавшихся в феодальную 
эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, 
ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» 
предполагает неразвитость (либо вообще 
отсутствие) тех специфических экономических, 
политических, социальных и других отношений, 
которые вызревают и становятся господствующими 
с победой буржуазного способа производства, 
буржуазного образа жизни. Своеобразие 
и величие многих идей Возрождения и Реформации, 
сопровождавших и ускорявших начало возникновения 
новой эпохи всемирной истории, как раз 
и состоит в том, что они еще открыты для 
восприятия Общечеловеческих Социокультурных 
ценностей и благоприятствования им.
§ 1. Введение 
Возрождение и Реформация – самые 
крупные и знаменательные события 
позднего западноевропейского средневековья. 
Несмотря на хронологическую принадлежность 
эпохе феодализма, они по своей 
социально-исторической сути представляли 
собой антифеодальные, раннебуржуазные 
явления, подрывавшие устои старого, 
средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, 
но уже превращающимся в анахронизм 
феодальным укладом жизни, утверждение 
принципиально новых стандартов 
человеческого бытия – вот 
что составляло основное содержание 
Возрождения и Реформации. Естественно, 
что это содержание видоизменялось 
и развивалось, приобретая в каждой 
из стран Западной Европы специфические 
черты, национально-культурную окраску.
Когда говорят о Возрождении, имеют 
в виду период кризиса римско-католической 
церкви и защищаемой ею ортодоксальной 
религии, формирования антисхоластического 
типа мышления, гуманистической культуры, 
искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой 
облеченное в религиозную форму 
и буржуазное по социальной природе 
движение против феодального строя, 
выступление против защищавшего 
этот строй католицизма, борьбу против 
непомерных притязаний римской курии.
Для Возрождения и Реформации характерны 
такие общие моменты, как: ломка 
феодальных и возникновение раннекапиталистических 
отношений, усиление авторитета буржуазных 
прослоек общества, критический пересмотр 
(в отдельных случаях – отрицание) 
религиозных учений, серьезный сдвиг 
в сторону секуляризации, «обмирщения» 
общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому 
смыслу антифеодальными, пробуржуазными 
явлениями, Возрождение и Реформация 
в своих высших (точнее, наивысших) 
результатах превзошли дух буржуазности, 
вышли за его пределы. Благодаря 
этому обрели жизнь такие образцы 
социокультуры, которые стали органичными 
и непреходяще актуальными компонентами 
всего последующего поступательного 
развития цивилизованно-
162 Глава 8. Политические и правовые 
учения эпохи Возрождения и 
Реформации
го человечества. В ряд подобных 
замечательных образцов включается 
также известная совокупность политико-юридических 
ценностей и идей.
В процессе выработки последних 
деятели Возрождения и Реформации 
постоянно обращалась к духовному 
наследию античности, интенсивно его 
использовали. Конечно, такого рода обращения 
знало и западноевропейское средневековье. 
Однако сами фрагменты античной культуры, 
которые отбирались и переносились 
в современный феодальному средневековью 
контекст, а главное – способы, 
мотивы и цели их использования были 
существенно иными, чем в практике 
Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации 
не просто черпали требовавшиеся 
им представления о государстве, 
праве, политике, законе и т.п. из сокровищницы 
духовной культуры античной цивилизации. 
Демонстративное обращение к 
эпохе античности являлось у них 
прежде всего выражением неприятия, 
отрицания господствовавших и санкционированнных 
католицизмом политико-юридических 
порядков и доктрин феодального 
общества. Именно эта установка определяла 
в конечном счете направление 
поиска в античном наследии государствоведческих 
идей, теоретико-правовых построений (моделей), 
нужных для решения новых исторических 
задач, которые встали перед людьми 
Возрождения и Реформации. Данная 
установка обусловливала и характер 
трактовок соответствующих политико-юридических 
воззрений, влияла на выбор форм практического 
приложения таковых.
В борьбе со средневековой консервативно-охранительной 
идеологией возникла система качественно 
иных социально-философских взглядов. 
Ее сердцевиной сделалась мысль 
о необходимости утверждения 
самоценности личности, признания достоинства 
и автономии всякого индивида, 
обеспечения условий для свободного 
развития человека, предоставления каждому 
возможности собственными силами добиваться 
своего счастья. Такой гуманистический 
настрой складывающейся системы 
социально-философских взглядов побуждал 
находить и в античном мировоззрении 
прообразы, созвучные упомянутому 
настрою, «работающие» на него.
В миропонимании Возрождения считалось, 
что судьба человека должна предопределяться 
не его знатностью, происхождением, 
званием, конфессиональным статусом, а 
исключительно его личной доблестью, 
проявляемой активностью, благородст-
§ 1. Введение 163
вом в делах и помыслах. Приобрел 
актуальность тезис о том, что 
одно из главных слагаемых достоинства 
индивида – гражданственность, бескорыстное 
инициативное служение общему благу. В 
свою очередь, под понятие общего 
блага стало подводиться представление 
о государстве с республиканским 
устройством, опирающемся на принципы 
равенства (в смысле ликвидации сословных 
привилегий и ограничений) и справедливости. 
Гарантии же равенства и справедливости, 
залог свободы личности усматривались 
в издании и соблюдении законов, 
содержание которых согласуется 
с естеством человека. В рамках 
возрожденческого миропонимания была 
обновлена стародавняя концепция 
общественного договора. С ее помощью 
объяснялись как причины возникновения 
государства, так и легитимность 
государственной власти. Причем ударение 
ставилось на значении свободного изъявления 
своей воли всеми организующимися 
в государство людьми, обычно добрыми 
по природе.
Несколько по-иному обстояло дело 
в идеологии Реформации. В ней, 
правда, признавалась известная ценность 
земной жизни и практической деятельности 
людей. Признавалось право человека 
самому принимать решения по важным 
для него вопросам, отчасти отдавалось 
должное определенной роли светских 
учреждений. Такие и аналогичные 
им положения позволяют говорить 
о том, что дохристианские и внехристианские 
авторы оказали некоторое влияние 
на политико-юридическую мысль Реформации. 
Но все же главным ее источником 
было Священное Писание, Библия (в 
особенности– Новый Завет).
Возвращаясь к общей оценке социально-исторического 
значения политических и правовых идей 
Возрождения и Реформации, необходимо 
пояснить, какое конкретно содержание 
подразумевается, когда эти идеи 
аттестуются как раннебуржуазные. 
Во-первых, «ранняя буржуазность» 
означает отрицание феодально-средневековых 
экономических порядков, политико-юридических 
институтов, духовных ценностей с 
позиций более высоко стоящего на 
исторической лестнице общества – 
с позиций буржуазного строя. 
Во-вторых, она предполагает совпадение 
по ряду пунктов жизненных интересов 
разнородных социальных групп, подвергавшихся 
в феодальную эпоху эксплуатации, 
угнетению, притеснениям, ограничениям. 
В-третьих, «ранняя буржуазность» 
предполагает неразвитость (либо вообще 
отсутствие) тех специфических экономических, 
политических, социальных и других 
отношений, которые вызревают и 
становятся господствующими с победой 
буржуазного способа
164 Глава 8. Политические и правовые 
учения эпохи Возрождения и 
Реформации
производства, буржуазного образа 
жизни. Своеобразие и величие 
многих идей Возрождения и Реформации, 
сопровождавших и ускорявших начало 
возникновения новой эпохи всемирной 
истории, как раз и состоит 
в том, что они еще открыты 
для восприятия общечеловеческих социокультурных 
ценностей и благоприятствования 
им. 
 
§ 2. Новая наука о политике. Н. 
Макиавелли 
 
В истории концепций государства 
и права немного найдется таких, 
которые вызывали бы столь яростные 
споры их приверженцев и противников, 
доброжелателей и радикальных критиков, 
как политические идеи знаменитого 
итальянского мыслителя Никколо 
Макиавелли (1469–1527). Большой знаток 
античной литературы, дипломат и политик 
(в частности, 14 лет работы на посту 
секретаря Флорентийской республики), 
он вошел в историю политико-юридической 
мысли как автор ряда замечательных 
трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения 
о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История 
Флоренции» (первое издание– 1532)и др.
Исследователи согласны в том, что 
творческое наследие Макиавелли по своему 
духовному содержанию весьма противоречиво. 
Объяснение этому ищут в характере 
самой личности писателя, во влиянии 
на него драматически сложной эпохи, 
современником и вдумчивым аналитиком 
которой он был. Отмечают его пламенную 
любовь к отечеству, тяжко страдавшему 
от внутренних междуусобиц, неистовства 
мелких тиранов, вмешательства церкви 
в светские дела, вторжений иноземных 
держав. Также не без оснований 
подчеркивают его симпатии республиканскому 
строю, отдельным демократическим 
институтам.