Пифагор и пифогирейцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации.

Файлы: 1 файл

история полит.учений.docx

— 86.90 Кб (Скачать)

1. Возрождение и Реформация —  самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют  в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой  облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка  феодальных и возникновение раннекапи-талистических  отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях — отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому  смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образц

 

ов включается также известная  совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних  деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному  наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное — способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся  им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство-ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной  идеологией возникла система качественно  иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения Самоценности личности, Признания Достоинства и автономии всякого индивида, Обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - Гражданственность, Бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было

Священное Писание, Библия (в особенности  Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического  значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, ПОЛИТИКО-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия Общечеловеческих Социокультурных ценностей и благоприятствования им.

§ 1. Введение 

Возрождение и Реформация – самые  крупные и знаменательные события  позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей  социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные  явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение  принципиально новых стандартов человеческого бытия – вот  что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические  черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют  в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического  типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой  облеченное в религиозную форму  и буржуазное по социальной природе  движение против феодального строя, выступление против защищавшего  этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка  феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях – отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг  в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому  смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря  этому обрели жизнь такие образцы  социокультуры, которые стали органичными  и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного  развития цивилизованно-

162 Глава 8. Политические и правовые  учения эпохи Возрождения и  Реформации

го человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических  ценностей и идей.

В процессе выработки последних  деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному  наследию античности, интенсивно его  использовали. Конечно, такого рода обращения  знало и западноевропейское средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному средневековью  контекст, а главное – способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся  им представления о государстве, праве, политике, законе и т.п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к  эпохе античности являлось у них  прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированнных католицизмом политико-юридических  порядков и доктрин феодального  общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление  поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических  воззрений, влияла на выбор форм практического  приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной  идеологией возникла система качественно  иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль  о необходимости утверждения  самоценности личности, признания достоинства  и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому  возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический  настрой складывающейся системы  социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении  прообразы, созвучные упомянутому  настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а  исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородст-

§ 1. Введение 163

вом в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что  одно из главных слагаемых достоинства  индивида – гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В  свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление  о государстве с республиканским  устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных  привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались  в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется  с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция  общественного договора. С ее помощью  объяснялись как причины возникновения  государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися  в государство людьми, обычно добрыми  по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные  им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские  авторы оказали некоторое влияние  на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в  особенности– Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического  значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность»  означает отрицание феодально-средневековых  экономических порядков, политико-юридических  институтов, духовных ценностей с  позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества –  с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов  разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность»  предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и  становятся господствующими с победой  буржуазного способа

164 Глава 8. Политические и правовые  учения эпохи Возрождения и  Реформации

производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие  многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной  истории, как раз и состоит  в том, что они еще открыты  для восприятия общечеловеческих социокультурных  ценностей и благоприятствования  им. 

 

§ 2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 

 

В истории концепций государства  и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого  итальянского мыслителя Никколо  Макиавелли (1469–1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту  секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической  мысли как автор ряда замечательных  трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание– 1532)и др.

Исследователи согласны в том, что  творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере  самой личности писателя, во влиянии  на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную  любовь к отечеству, тяжко страдавшему  от внутренних междуусобиц, неистовства  мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных  держав. Также не без оснований  подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим  институтам.

Информация о работе Пифагор и пифогирейцы