Пифагор и пифогирейцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации.

Файлы: 1 файл

история полит.учений.docx

— 86.90 Кб (Скачать)

По способу осуществления власти Боден делит все государства  на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен  – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу  и собственность. Вотчинные государства  суть те, в которых суверен силой  оружия сделался обладателем имущества  и людей и правит ими как  отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает  естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое  государство, в котором суверенитет  принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический  характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным  для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к  провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим  в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 183

Боден стремится к гармонической  справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний  и того, что принадлежит каждому  как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия. В  данной связи уместно заметить, что  в отличие от Макиавелли, рассматривавшего право преимущественно как средство для достижения тех или иных государственных  целей, у Бодена само право выступает  целью бытия государства.

Политико-теоретические взгляды  Бодена по своему интеллектуальному  содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Наука о политике, власти, государстве и праве в последующие  столетия ушла далеко вперед от рубежей XVI в. Однако в том, что такое движение состоялось, бесспорно велика заслуга  Бодена, который в контексте того времени убедительно доказывал  необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы  деятельности государственной власти и возвышал достоинство права. 

 

§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 

 

Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права  приобретает в рамках такого общественного  движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать самостоятельное  и достаточно заметное место в  умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические  институты, способные адекватно  воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной  собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими  формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего  извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования  отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом

184 Глава 8. Политические и правовые  учения эпохи Возрождения и  Реформации

признается рациональность, в иных случаях – свобода, в третьих  – равенство и т.д. В таких  проектах преломляется весьма различный  социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы д политико-юридических  институтов, пригодной – с их точки зрения – для грядущего  общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения  политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

Наиболее видными писателями социалистического  направления в рассматриваемый  период были Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop–автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный «Город Солнца» (1602, первая публикация – 1623 г.).

Сочинения подобного профиля обычно начинаются с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Страницы таких произведений пронизывает  ненависть к общественному устройству, политико-юридическим установлениям, порожденным частной собственностью и оберегающим ее. В ней видят  корень всех социальных зол. Ей ставятся в вину нищета масс, преступность, всяческие  несправедливости и т.д. Т. Мор утверждает в «Утопии», что, пока существует частная  собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Больше того:

«Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и  успешное течение государственных  дел». Выход у человечества один – «совершенное уничтожение частной  собственности».

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство  же – их простое орудие. Они его  используют в целях угнетения  народа, для защиты своих корыстных  материальных интересов. Силой, хитростью  и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и v с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.

В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной  собственности и сопутствующих  ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет  частной собственности. Земля там  – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно.

§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 185

Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейноремесленная организация  составляет производственную структуру  утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Утопийцы живут, не зная нужды; люди в Утопии пребывают в достатке. Однако достаток этот достигается весьма специфическим образом. Во-первых, принудительным привлечением к труду почти всех мужчин и женщин. Во-вторых (что очень  важно заметить), сокращением потребностей, связанным с крайней невзыскательностью утопийцев; жители Утопии довольствуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеждой, неведомы им никакие  излишества и роскошь.

Парадоксальным представляется наличие  в Утопии института рабства. По Т. Мору, в этой идеальной стране есть (и главное – должны быть) рабы, к тому же еще обязанные носить кандалы. Для автора «Утопии» было немыслимо, чтобы радость бытия утопийцев  омрачалась необходимостью выполнять  разные неприятные работы: забивать скот, вывозить нечистоты и т.п. Добровольцев на такие работы почти не находилось. Отсюда потребность в рабах, на плечи  которых взваливался сей тяжкий непривлекательный труд. Рабами становились  военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные  к смерти в других государствах и  выкупленные утопийцами. Рабство  в Утопии не передается по наследству, сын раба – свободный человек. Да и сами рабы могли быть высвобождены из своего рабского состояния.

Господство общественной собственности, если верить Т. Мору, исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный  на частной собственности. Именно она, полагал писатель, питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жадность, всемерное стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место  в Утопии, и борьба с ней есть, по убеждению Т. Мора, одна из главных  забот государства.

Утопия – государственно-организованное общество. Правда, не совсем ясно показано Т. Мором, какой является утопийская государственность: федеративной или  унитарной. Зато вполне обозначена им структура публичной власти и  порядок ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо – филарха. 10 филархов – одного протофиларха. Филархи на

186 Глава 8 Политические и правовые  учения эпохи Возрождения и  Реформации

специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные  лица и сенат, который состоит  из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в  Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. К  числу таких дел относятся: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение (с общественных складов) произведенной продукции.

Пользующаяся симпатией Т. Мора форма правления едва ли может  быть отнесена лишь к какой-то одной  традиционной форме: демократической, олигархической либо монархической. Это  скорее некое «смешанное правление», которому надлежало вобрать в  себя позитивные черты упомянутых выше традиционных форм. Впрочем, неоднозначным  в целом ряде отношений, «смешанным»  выступает весь социальный проект, предложенный Т. Мором.

В отличие от Мора Т. Кампанелла в  «Городе Солнца» прямо и открыто  не занимается бичеванием неприемлемых для него социально-экономических  и политико-юридических порядков. Их острая критика дается итальянским  социалистом как бы «за кадром», в подтексте. На первый план он выставляет панораму жизнеустройства города-государства  соляриев. Сначала о системе публичной  власти в нем. Она складывается из трех ветвей, создаваемых применительно  к трем основным видам деятельности и «заведующих» каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное  дело; во-вторых, наука: в-третьих, воспроизводство  населения, обеспечение его пищей  и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят  три правителя, именуемые соответственно:

Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно  подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается  тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный  правитель – Метафизик, превосходящий  всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он– глава как  светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту верховного правителя Метафизик  пребывает отнюдь не пожизненно, а  лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий  его в знаниях, научных успехах, в способностях управлять государ-

187 § 5 Политико-правовые идеи  европейского социализма XVI–XVII вв

ством. Коль скоро такой человек  появился. Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик  осуществляет верховную власть, опираясь на трех высших своих советников, правителей: Мощь, Мудрость, Любовь. Они тоже обладают незаурядным умом, выдающимися организаторскими способностями, высокими моральными достоинствами.

Эти четверо – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения  которых между собой народ  не оказывает влияния. Остальные  начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру  избрания.

В «Городе Солнца», где нет более  частной собственности, земледелие, ремесла и т.д. являются делом  совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, «они получают от общины, и должностные  лица тщательно следят за тем, чтобы  никто не получал больше, чем ему  следует». Не только обеспечение каждого  солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц «Города Солнца». Они также планомерно обучают  и воспитывают членов общины, заботятся  о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство  вмешивается (конечно, в интересах  общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые  они должны облекать свое вдохновение.

Содержание «Города Солнца»  отчетливо демонстрирует присутствие  в ранних социалистических доктринах  двух практически несовместимых  начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т.п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками  на авторитарность, аскетизм, с небрежением  отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих  организационных и правовых условий  для ее свободного всестороннего  развития.

Вот один из самых разительных примеров указанного противоречия. Солярии участвуют  в политическом процессе, но участвуют  скорее в качестве статистов, поскольку  голос их не решающий, а в лучшем случае лишь совещательный. Вершат же, по существу, все дела в государстве  правитель-первосвященник (Метафизик) и помогающие ему три соправителя (Мощь,

188 Глава 8 Политические и правовые  учения эпохи Возрождения и  Реформации

Любовь, Мудрость). Жизнь соляриев, взятая фактически во всех ее проявлениях, заранее скрупулезно расписана. Каждый мало-мальски значимый шаг  граждан «Города Солнца» направляется и контролируется. Даже имена подбираются  «не случайно, но определяются Метафизиком». Солярии удовлетворены своим  бытием: никто из них не терпит, по мнению Т. Кампанеллы, никакого недостатка ни в необходимом, ни в утехах. Они  не ощущают – скажем от себя –  сковывающего их духа однообразия. Этот дух царит над всем. У соляриев одинаковое жилье, одежда и пища, одинаковые занятия, развлечения, строй мыслей, обыкновения и проч. Неповторимость каждого отдельного человека, его  самостоятельность, инициативность, наличие  у него собственных своеобразных потребностей, стремлений в «Городе  Солнца» особой ценности не имеют. Доминируют интересы государства, а интересы частных  лиц – лишь постольку, поскольку  они являются частями государства. Не раз повторится потом в политических доктринах социалистов такое  оттирание на далекую периферию  потребностей и интересов «частных лиц».

Типичная для политико-юридических  воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться  в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о  правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких  прав и свобод и т.д. Это, кстати говоря, очень характерно и для последующих  поколений социалистов.

2. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в серединеXIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Информация о работе Пифагор и пифогирейцы