Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат
Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации.
По способу осуществления
Лучшим, по мнению Бодена, является такое
государство, в котором суверенитет
принадлежит монарху, а управление
имеет аристократический и
§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 183
Боден стремится к гармонической
справедливости. Она для него есть
распределение наград и наказаний
и того, что принадлежит каждому
как его право, совершаемое на
основе подхода, заключающего в себе
принципы равенства и подобия. В
данной связи уместно заметить, что
в отличие от Макиавелли, рассматривавшего
право преимущественно как
Политико-теоретические
§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв.
Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.
Внутри этого движения, выражавшего
извечные устремления общественных
низов к социальной справедливости,
складывались и циркулировали весьма
разные взгляды и представления.
Эти идеологические образования
отличаются друг от друга не только
в силу того, что неодинаковы защищаемые
184 Глава 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
признается рациональность, в иных
случаях – свобода, в третьих
– равенство и т.д. В таких
проектах преломляется весьма различный
социально-исторический опыт. То же надо
сказать и о методологии
Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop–автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный «Город Солнца» (1602, первая публикация – 1623 г.).
Сочинения подобного профиля обычно
начинаются с резкой критики социальных
и государственно-правовых порядков
современной авторам
«Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Выход у человечества один – «совершенное уничтожение частной собственности».
Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и v с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.
В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно.
§ 5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 185
Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейноремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.
Утопийцы живут, не зная нужды; люди
в Утопии пребывают в достатке.
Однако достаток этот достигается весьма
специфическим образом. Во-первых, принудительным
привлечением к труду почти всех
мужчин и женщин. Во-вторых (что очень
важно заметить), сокращением потребностей,
связанным с крайней
Парадоксальным представляется наличие в Утопии института рабства. По Т. Мору, в этой идеальной стране есть (и главное – должны быть) рабы, к тому же еще обязанные носить кандалы. Для автора «Утопии» было немыслимо, чтобы радость бытия утопийцев омрачалась необходимостью выполнять разные неприятные работы: забивать скот, вывозить нечистоты и т.п. Добровольцев на такие работы почти не находилось. Отсюда потребность в рабах, на плечи которых взваливался сей тяжкий непривлекательный труд. Рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами. Рабство в Утопии не передается по наследству, сын раба – свободный человек. Да и сами рабы могли быть высвобождены из своего рабского состояния.
Господство общественной собственности, если верить Т. Мору, исключает те преступления, коими изобилует мир, построенный на частной собственности. Именно она, полагал писатель, питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жадность, всемерное стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место в Утопии, и борьба с ней есть, по убеждению Т. Мора, одна из главных забот государства.
Утопия – государственно-
186 Глава 8 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
специальном собрании избирают тайным
голосованием правителя государства
(принцепса) из четырех кандидатов,
названных народом. Принцепс избирается
пожизненно. Но он может быть смещен,
если будет заподозрен в стремлении
к тирании. Остальные должностные
лица и сенат, который состоит
из старых и умудренных опытом граждан,
избираются ежегодно. Важные дела в
Утопии решаются принцепсом с участием
сената и народного собрания. К
числу таких дел относятся: администрирование,
составление хозяйственных
Пользующаяся симпатией Т. Мора форма правления едва ли может быть отнесена лишь к какой-то одной традиционной форме: демократической, олигархической либо монархической. Это скорее некое «смешанное правление», которому надлежало вобрать в себя позитивные черты упомянутых выше традиционных форм. Впрочем, неоднозначным в целом ряде отношений, «смешанным» выступает весь социальный проект, предложенный Т. Мором.
В отличие от Мора Т. Кампанелла в
«Городе Солнца» прямо и
Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.
Венчает управленческую пирамиду верховный
правитель – Метафизик, превосходящий
всех сограждан ученостью, талантами,
опытом, умением. Он– глава как
светской, так и духовной власти,
ему принадлежит право
187 § 5 Политико-правовые идеи
европейского социализма XVI–
ством. Коль скоро такой человек появился. Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик осуществляет верховную власть, опираясь на трех высших своих советников, правителей: Мощь, Мудрость, Любовь. Они тоже обладают незаурядным умом, выдающимися организаторскими способностями, высокими моральными достоинствами.
Эти четверо – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения которых между собой народ не оказывает влияния. Остальные начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру избрания.
В «Городе Солнца», где нет более
частной собственности, земледелие,
ремесла и т.д. являются делом
совместного труда соляриев, коим
ведают правители с подчиненными
им должностными лицами – специалистами.
Сообща произведенное распределяется
справедливо, по меркам необходимости.
Все, в чем солярии нуждаются,
«они получают от общины, и должностные
лица тщательно следят за тем, чтобы
никто не получал больше, чем ему
следует». Не только обеспечение каждого
солярия требуемой долей
Содержание «Города Солнца»
отчетливо демонстрирует
Вот один из самых разительных примеров указанного противоречия. Солярии участвуют в политическом процессе, но участвуют скорее в качестве статистов, поскольку голос их не решающий, а в лучшем случае лишь совещательный. Вершат же, по существу, все дела в государстве правитель-первосвященник (Метафизик) и помогающие ему три соправителя (Мощь,
188 Глава 8 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Любовь, Мудрость). Жизнь соляриев,
взятая фактически во всех ее проявлениях,
заранее скрупулезно расписана.
Каждый мало-мальски значимый шаг
граждан «Города Солнца»
Типичная для политико-
2. Ренессансный гуманизм,