Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат
Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации.
Роль, сыгранная в истории
3. Политические и правовые идеи Реформации
Политические писатели, защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили название монархомахов (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй половине XVI – начале XVII в. довольно широкую известность приобрели сочинения Ф. Гетмана «Франко-Галлия», Юния Брута (псевдоним) «Защита против тиранов»,Т. Беза «О праве магистратов по отношению к подданным», Дж. Бьюкенена «О царском праве у шотландцев» и др. Своеобразным было конкретное содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общий идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.
В них много говорилось о «народе» и от имени «народа». Но под ним подразумевались отнюдь не социальные низы, трудящийся люд, крестьянско-плебейские массы, а собрания сословных представителей, преимущественно же феодальная знать. Всячески подчеркивалось, что суверенитет «народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя. Последняя связана условиями того договора, который монархи заключают со своими подданными. Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают государственность нормальной, власть самого государя – законной. Если монарх преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, исконные свободы, жизнь подданных), становясь форменным тираном, «народ» вправе и обязан низвергнуть его.
Идеи тираноборцев своей классово-исторической
сутью были обращены в прошлое. Институты
старой сословно-представительной системы,
слабо интегрированное
Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти, когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси(1530–1563). В
178 Глава 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
этой работе монархический строй отвергался как таковой по причине его антиобщественной, антигуманной природы. В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два основных вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его.
Э. Ла Боэси полагал, что в стародавние
времена властители насилием и обманом
отняли у людей естественно присущую
им свободу. Постепенно человеческая память
забыла это зло, с ним примирились;
оно укоренилось и стало
Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют целую касту –пирамиду подручных –от нескольких фаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т.д. Вся эта каста извлекает личную выгоду из своего положения:
наживается и преуспевает, помогая монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним.
Как мы убедились, Э. Ла Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально разнородному обществу. Причем он не только раскрыл их, нотакже дал им надлежащую оценку с позиций широких народных масс. Все это – важный вклад в политико-юридическую теорию, в развитие прогрессивной демократической мысли.
Итак, идеологи и деятели Реформации
основательно потрудились над тем,
чтобы расшатать феодально-
179 § 4. Боден и его учение о государстве
стве в специальную, относительно
самостоятельную систему
Завоеванием -политико-юридической
мысли, реалистически постигающей
мир государства и права, стал
сформулированный в эпоху Реформации
вывод о том, что свобода мысли
и совести есть предпосылка и
обязательный признак антидеспотического,
демократически организованного человеческого
общежития. М. Лютер говорил: «Ни
папа, ни епископ, ни какой бы то ни было
человек не имеет права установить
хоть единую букву над христианином,
если не будет на то его собственного
согласия». Эта идея безусловной
необходимости «собственного
§ 4. Боден и его учение о государстве
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой – протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т.е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше
180 Глава 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
религиозных и иных распрей, предпринял
выдающийся французский политический
мыслитель Жан Боден (1530–1596). Взгляды
на государство, на пути и методы упрочения
централизованной монархической власти
изложены им в главном его труде
«Шесть книг о республике» (1576). Под
«республикой» Боден здесь
Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств (или домохозяйств. – Л. М.) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.
Ячейкой государства у Бодена выступает
семья (домохозяйство). По своему статусу
глава семьи – прообраз и отражение
государственной власти. Государственность
как организация возникает
Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. «Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством).- означающим высшую власть повелевать». Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также
181 § 4. Боден и его учение о государстве
власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.
Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в .последней инстанции. Пятый – помилование.
К своей трактовке суверенитета
государственной власти Боден делает
ряд важных добавлений и уточнений.
Одно из них касается тех требований,
которые непременно должны соблюдаться
суверенной государственной властью.
Например, последней вменяется блюсти
(при всей ее неограниченности, абсолютности)
законы божественные и естественные.
Вместе с тем суверенной государственной
власти, стоящей выше всяких человеческих
законов и свободно распоряжающейся
жизнью и смертью своих подданных,
нельзя вмешиваться в дела семьи,
нарушать принцип веротерпимости, и
в особенности взимать подати
с подданных без их согласия, помимо
воли собственника. С точки зрения
Бодена, единство, неделимость суверенитета
государственной власти на практике
совмещаются с дифференциацией
власти и управления, которые не
всегда находятся в тождестве. Обычно
носитель суверенной власти поручает
временно и на определенных условиях
осуществление некоторых
Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, понимает их разнокачественность. Право «несет с собой справедливость, а закон– приказ».
Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не поставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что
182 Глава 8. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Боден – приверженец народовластия.
На вторую часть поставленного вопроса
он отвечает следующим образом: «Эту
верховную и постоянную власть над
гражданами с правом жизни и смерти
народ может передать одному из граждан
без всяких ограничений так же,
как может это сделать
Таким «одним из граждан» у Бодена
оказывается монарх. Вот его аргумент
в пользу монархии. Подобно тому,
как во Вселенной над всем властвует
бог, а на небе – солнце, так и
у особей, образующих общность, должен
быть один правитель. Боден – убежденнейший
сторонник действительно