Масонство: история и роль в современной политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Остановимся на наиболее основных понятиях о масонстве, истории развития., обрядах порядках в масонских ложах, ознакомимся с историей наиболее выдающихся людяй,. относящихся к масонам, в том числе и в России. Для лучшего понимания остановимся на специальных терминах масонов, что позволит лучше понять это явление.

Оглавление

Введение
1. Понятие масонства
1.1. Краткий словарь масонских терминов
1.2. Основы философии масонства
1.3. Особенности масонства
1.4. Обряды
4.1. Легенда о Хираме
4.2 Посвящения в степень
4.3. Храм.
4.4 Ложа
4.5. Символика
1.5. Главный документ масонства
1.6. Список степеней иерархии
2 История развития масонства и роль в истории
2.1. Европа
2.2 Россия
2.3 Возрождение в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история масонства.DOC

— 100.50 Кб (Скачать)

В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал "мертвец" – либо один из братьев игравший роль мертвеца либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти – череп, гроб с костями и другие – играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, "нестрашного" ужаса, неизменно притягивающего человека.

Посвящение в степень Мастера.

В храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами – символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб Мастера и ветвь акации. Все готово к посвящению  Подмастерья в степень Мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень Мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас.


 

Брат – наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, "погруженный в глубокую медитацию", скитается Подмастерье. Он взыскует Света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени Мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнанны. Подмастерья должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного Мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, так и сейчас – Подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело Мастера, теперь пуст и готов принять Мастера. Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он Хирам. Все братья принимают участие в "пробуждении" мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя Смотрителями, "поднимает" Хирама, накладывая "руку на руку, ступню на ступню, колено  к колену, грудь к груди". 

Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом Мастере, который приносит присягу. Другие Мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный Мастер возносит хвалы Великому Архитектору Вселенной за то, что "Мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде". Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы "отпраздновать возвращение света и истины".В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.

Описание обряда того времени дает возможность почуствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих., творческих, с богатой фантазией и умом.

Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал Храм, который является символом великой Работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану Великого Архитектора Вселенной Храм  есть и символ Мирового порядка. А Мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой Работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией Храма и модель вселенной, новичок под руководством Мастера начинает Работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его – тоже есть "Храм Господен".

"Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение – это отражение … Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев" – такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом.

Храм имеет прямоугольную форму. Потолок усыпан звездами, пол – с узором в виде шахматной доски. Одна из стен не достигает потолка. При входе в Храм, символически обращенный на Запад, возвышаются две колонны – B и  J. На Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Возле трона возложены сверкающий меч и другие символические предметы. Восточная стена украшена изображениями Солнца и Луны, Священной Дельты (равностороннего треугольника в лучах славы со всевидящим оком в центра), а также инициалами речения "Во славу Великого Архитектора Вселенной". На Западе и Юге расположены места 1-го и2-го Смотрителей, при которых установлены канделябры соответственно с одной и двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи.

В центре Храма треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: Свобода – Равенство – Братство. У подножия алтаря один неотесанный и один отесанный камень, рабочие инструменты каменщика.

В Храме находятся также статуи Минервы, Геракла и Венеры. Вдоль стен Красный шнур, завязанный в семь "узлов любви".

Масоны собираются в Храме  с тем, чтобы работать "без передышки" над собственным совершенствованием, о чем и напоминает им и каждому новоприбывшему Мастер. В масонском лексиконе совершенствование равнозначно этике строительства. Масон призван вечно строить.


 

После того как масоны вошли в Храм и руководители ложи заняли свои места, начинается Работа. Согласно ритуалу она символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это – магическое мгновение, благоденствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием света. 

Средневековые строители были объединены в профессиональные товарищества – они, назывались ложами, - во главе каждой ложи стоял мастер. Члены ложи были связаны не только тайнами профессионального мастерства и узами взаимопомощи, но и определенными ритуалами, скрытыми от непосвященных взаимными обязательствами.

Ложа – сообщество избранных, объединенных узами духовного родства и определенной клятвой, ячейка масонского братства. Ложей же называется помещение, в котором проходят собрания вольных каменщиков. Потолок в нем должен быть голубым, символизируя небесный свод, который покрывают звезды. Стены задрапированы. Окна выходят на три стороны света – восток, запад и юг. В центре на возвышении – кресло главы ложи, Великого магистра (Мастера). На алтаре Библия и предметы символизируют масонскую Работу. На стенах и балдахинах – необходимые элементы убранства ложи – изображаются различные знаки, исполненные тайного смысла, - треугольник со Священным Словом, солнце (истина), луна (любовь), звезда (свет универсального разума) и многие другие.

              Масонская ложа – это своеобразный культурный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вулльгарно понятым "братанием" между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики разделены в силу их социальной принадллежности и политических взглядов.

              В ложу по закону не могли входить более 30-ти братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа, таким образом, становилась "ложей-матерью", давшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким. Такой "ложей-матерью" стала "Астея, когда из нее выделился "Лотос". Русская "Астея" Послушания Великой Ложи была основана в 1908 г., и возобновленная в Париже в 1922 г. (официально в 1924 г.), она процветала  девять лет, когда решено было дать ей детище. "Лотос" выделился в 1932 (1933)г., в 1939 г. ему пришлось уйти в подполье, в 1946 г. он возник опять.

Рабочие инструменты строителя – мастерок, циркуль, молоток, угольник, а также передник и перчатки – занимают важное место в масонской символике и ритуалах. Движение масонов вверх по лестнице степеней просвещения, – а их всего 33 – отмечает каждый этап его движения к Истине в поисках великого смысла Утраченного слова, в котором сокрыта первая и последняя тайно бытия.

              Одним из основных символов масонства, освященных тысячелетней традицией, является треугольник, и не только треугольник с глазом посередине, но вообще треугольник, как фигура: слово “брат” на письме обозначается треугольником из трех точек .-. (во множественном числе - .'. .'.), и масонское приветствие от брата к брату (салют) также основано на треугольнике: правая рука поднимается к левому плечу и опускается, слегка коснувшись правого плеча. ^ Стены храма увешаны треугольниками. Прежде чем посвятить кандидата в 1°, Мастер задает ему вопросы о символах и их значениях, на которые он должен ответить.

 

 

             


 

Главным документом масонства считается "Книга конституций" пастора Дж. Андерсона, одного из видных руководителей ордена в Англии, утвержденная в 1723 году. Она открывается разделом "О Боге и Религии", в котором говорится, что приверженец ордена "обязан своим призванием повиноваться нравственному закону и, если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником". Следующий раздел называется "О гражданской власти, высшей и подчиненной". В нем отмечалось; "Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в заговоры против мира и благоденствия народа, нарушать своих обязанностей к начальству". Это положение было призвано доказать лояльность масонов государству и его законов. Далее предусматривалось, что члены ложи "должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению, зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди, но люди с добрым именем".


 

СПИСОК СТЕПЕНЕЙ ШОТЛАНДСКОЙ ИЕРАРХИИ.
 

 

1.       УЧЕНИК

 

2.       ПОДМАСТЕРЬЕ

Голубые (синие) универсальные

3.       МАСТЕР-КАМЕНЩИК

степени (градусы) ордена 1° – 3°

4.       ТАЙНЫЙ МАСТЕР

 

5.       СОВЕРШЕННЫЙ МАСТЕР

 

6.       ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

 

7.       СУДЬЯ

 

8.       ХРАНИТЕЛЬ ЗДАНИЙ

 

9.       РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ДЕВЯТИ

 

10.   РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК ПЯТНАДЦАТИ

Красное масонство

11.   ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ-ИЗБРАННИК

Капитулярные степени (градусы) 4° – 18°

12.   ВЕЛИКИЙ МАСТЕР-АРХИТЕКТОР

 

13.   КОРОЛЕВСКАЯ АРКА

 

14.   ВЕЛИКИЙ ИЗБРАННИК

 

15.   РЫЦАРЬ ВОСТОКА ИЛИ МЕЧА

 

16.   КНЯЗЬ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

 

17.   РЫЦАРЬ ВОСТОКА И ЗАПАДА

 

18.   КНЯЗЬ РОЗЕНКРЕЙЦЕР

 

19.   ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА

 

20.   ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ МАСТЕР (ВЕЛИКИЙ МАГИСТР) (ПОЖИЗНЕННО)

 

21.   НОАХИТ ИЛИ ПРУССКИЙ РЫЦАРЬ

 

22.   РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО ТОПОРА ИЛИ КНЯЗЬ ЛИВАНА

 

23.   ХРАНИТЕЛЬ СКИНИИ

Черное масонство

24.   КНЯЗЬ СКИНИИ

Философские степени (градусы) 19° –29°

25.   РЫЦАРЬ МЕДНОГО ЗМЕЯ

 

26.   КНЯЗЬ МИЛОСЕРДИЯ

 

27.   ВЕЛИКИЙ КОМЕНДАНТ ХРАМА

 

28.   РЫЦАРЬ СОЛНЦА

 

29.   ВЕЛИКИЙ РЫЦАРЬ СВ. АНДРЕЯ

 

30.   РЫЦАРЬ КАДОШ

 

31.   ВЕЛИКИЙ КОМАНДОР

 

32.   ПРЕКРАСНЫЙ РЫЦАРЬ КОРОЛЕВСКОГО СЕКРЕТА

Белое масонство Административные степени (градусы) 30° - 33°

33.   ВЕРХОВНЫЙ ИНСПЕКТОР

 

 


             

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАСОНСТВА.РОЛЬ В ИСТОРИИ

ЕВРОПА.

В научной литературе считается, что до XVII века масонство носило "практический" характер, то есть так или иначе было связано с профессиональной деятельностью строителей. 1600 год стал своеобразным рубежом в истории масонства. От этого времени сохранилось первое документальное свидетельство о том, что в ложу вольных каменщиков был принят человек, никакого отношения к строительным профессиям не имеющий, - представитель знатного шотландского рода, лорд Босуэлл.

              Однако проникновение "непрофессионалов" в ложи франкмасонов, вероятно, началось значительно раньше. Между средневековыми ремесленными товариществами и ложами масонов нового времени существовали какие-то промежуточные образования. Наиболее известным из таких образований был легендарный "Орден Розенкрейцеров",с его историей связаны имена величайших магистров тайного знания, одним из них был прорицатель, ясновидец, врач и ученый – Мишель Ностердамус (1503-1566), оставивший пророчества относительно важнейших событий вплоть до нашего времени. Роза, крест, пеликан, кормящий своей кровью птенцов, окаймленные масонским циркулем, - символ тайного общества Розенкрейцеров. Из этого следует, что предыстория  масонства теснейшим образом связана с магией и алхимия, оккультизмом и тайнознанием.

Первоначально эта организация имела в виду помощь своим собратьям по строительству, без различия веры и национальности. Но позднее к ним стали примыкать люди разных сословий и званий, преимущественно ищущие, которые  уходили  от трудной, тяжелой и непонятной жизни туда,  где  была  свобода мысли  и  веры,  где была терпимость ко всем и где все были друг другу братья.  Хотя вновь прибывшие не принадлежали к  сословию  каменщиков, строителей  зданий,  но они были продолжателями Божьего дела на земле, были  строителями  истинных  форм  жизни.  Поэтому  ни  первоначальная программа,ни ритуалы, обряды и символы основателей ордена каменщиков не были упразднены, но лишь расширены и дополнены.

Но с учением масонов и розенкрейцеров произошло то, что неизменно происходит  со  всяким  учением Света.  По мере распространения всякое учение теряет свою первоначальную  чистоту,  постепенно  искажается  и затемняется. Такова человеческая природа. Во всякое учение люди вносят свои  поправки  в  угоду  своим   желаниям   и   своим   эгоистическим стремлениям,  и  при  помощи  этих  учений  начинают осуществлять свои намерения и цели.  Но раз такой отход от  великих  идеалов,  данных  в первоначальном  учении  произошел,  то  Великие Силы Света и от такого начинания  тоже  отходят.  Они  предоставляют  такие  организации   их собственной  участи  и  продолжают  поддерживать отдельных лиц и такие ложи, которые остались верными первоначальной чистоте учения.Поэтому А.и. Клизовский с полным основанием утверждает,  "что в настоящее время нет  такого  центра,  который  объединил  бы  и  руководил  бы   всеми масонскими ложами, какие в данное время существуют. Многие государства имеют ложи,  которые служат интересам только своего государства, своей нации  или  своей  религии.  В современное масонство внесена политика, коммерция,  протекционизм и служение не общему,  но личному благу. Не  имея  общего руководящего  центра  и общих руководящих идей,  современное масонство разделилось  на   множество   самостоятельных   лож,   которые   ведут самостоятельную  политику  и  среди  них есть, как ложи более или менее светлые,  так определенно вредные и даже темные. Ввиду этого полагать, что   современное  масонство  представляет  грозную  сплоченную  силу, которая держит в своих руках судьбу  планеты,  не  приходится.  Каждая масонская  ложа  имеет  силу  и  пользуется известным влиянием в своей стране и в своей сфере деятельности".

Информация о работе Масонство: история и роль в современной политической жизни