Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:06, контрольная работа
Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой.
Введение……………………………………………………………………..3
Место политических идеологий и её роль в жизни общества…….....4
2. Структура, функции политических идеологий…………………….….10
3. Идеология и миф, идеология и утопия……………………………..….13
4. Классификация современных идеологических течений………….…15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………...23
Федеральное
агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный
центр переподготовки
специалистов
Контрольная работа
по предмету
«Политология»
На
тему: Политическая
идеология, и ее роль
в жизни общества
Новосибирск,
2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………
2. Структура, функции политических идеологий…………………….….10
3. Идеология и миф, идеология и утопия……………………………..….13
4.
Классификация современных
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………...23
Введение
Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.
Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.
Политологи-исследователи,
говоря словами Макиавелли, исходят из
действительной правды вещей, а не
воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться
истиной и отдать приоритет руководящим
принципам, поступиться действительным
ради должного.
В современном мире не утихают дебаты о роли и значении идеологии в жизни общества. Одни склонны взваливать на нее ответственность за все беды, обрушившиеся на человечество в ХХ в. Другие ищут оптимальную научную идеологию, вооружившись которой можно воздвигнуть храм всеобщего счастья и справедливости на этой грешной земле. Какую бы точку зрения мы ни разделяли, не вызывает сомнения то, что идеологический фактор играет важную роль в жизни современной цивилизации.
Однако так было не всегда. Политическая идеология как компонент политического сознания появилась на относительно позднем этапе развития человечества. Ее возникновение связано с превращением политики в род самостоятельной, массовой деятельности, с разложением синкретического общественного сознания, в рамках которого политические элементы еще не выступали в самостоятельной форме и были тесно переплетены с религиозными, нравственными, правовыми и другими элементами общественного сознания. Эти процессы были обусловлены возникновением капитализма и сопутствующих ему форм правового государства и демократии, постепенной политизацией масс.
Интересно отметить, что еще на ранних стадиях развития капитализма рядовые граждане в массе своей не проявляли интереса к политике, связывая надежды на решение насущных жизненных проблем, главным образом, с действием механизмов свободного рынка, или как тогда говорили с «невидимой рукой». В США, например, в течение 30 лет после революции почти никто не утруждал себя голосованием на выборах (часто в них участвовало менее 2% граждан), а национальная конституция интересовала лишь небольшое число торговцев и юристов.
Политическое сознание. С момента своего возникновения политическое сознание становится важным моментом процесса политического властвования. Его можно определить как «рефлексию по поводу политики – осознание различными социальными общностями – классами, стратами, нациями, этническими группами и т.д. – политики и своего отношения к ней».
В рамках политического сознания, на основе выполняемых функций или уровня отражения политической реальности выделяют следующие структурные элементы: политическую идеологию и политическую психологию, научное и обыденное политическое сознание, теоретическое и эмпирическое политическое сознание, индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.
Идеология является продуктом целенаправленной специализированной деятельности теоретиков (выполняющих социальный заказ). В этом смысле она противостоит массовому политическому сознанию, складывающему и функционирующему в основном стихийно, в процессе повседневной социально-политической практики населения. Однако это обстоятельство не отгораживает китайской стеной идеологию от массового сознания. Напротив, идеология выступает в качестве фактора, формирующего массовое сознание. Авангарды социальных групп стремятся к максимальному внедрению соответствующих идей не только в сознание собственных классов, но и всего населения в целом. Правда, при этом нужно учитывать, что степень идеологической манипуляции поведением масс не одинакова в различных политических системах. В демократической системе, основанной на открытой конкуренции и, поэтому очень чуткой к обратной реакции объекта манипулирования, степень управления сознанием, внедрения в него «рациональных» структур ограничена. Манипулятор, желающий получить соответствующую обратную реакцию, вынужден считаться с реальным сознанием массового субъекта политического процесса. Наоборот, в условиях тоталитаризма, когда устраняется всякая политическая конкуренция, обрываются обратные связи, идеологическая манипуляция массовым сознанием не представляет большого труда. (Гитлеровская Германия, Сталинский СССР, Хомейнистский Иран и др.) Это обстоятельство объясняет серьезные трудности, с которыми сталкиваются посттоталитарные страны в процессе трансформации массового сознания.
Таким образом, политическая идеология является важным элементом политического сознания общества. Она избирательно интегрируется в процессе политической практики в массовое политическое сознание в форме убеждений, выступает по отношению к массовому сознанию его теоретическим субстратом.
Политическая
идеология – это система
Сам этот термин, а также названия многих идеологических течений зародились более 200 лет назад, во время, когда Европа переживала бурный период социальных потрясений, нашедший свою кульминацию в Великой французской революции конца XVIII в. Идеология появилась на свет, как отражение оптимизма философии Просвещения: широко распространенных убеждений, что общество может быть рационально перестроено, освобождено от угнетения и предрассудков по средствам применения научных знаний. Такие знания отождествлялись с идеологией. Для французского философа Антуана Дестюта де Траси (1754 – 1836), который изобрел термин идеология, а в 1801 – 1815 гг. выпустил в свет четырехтомный труд «Элементы идеологии», данное понятие обозначало науку об идеях: энциклопедическую и авторитетную форму знания. Де Траси намеревался такое знание, очищенное от предрассудков и суеверий старого режима, положить в основу цивилизации пост-революционной Франции и покоренной наполеоновскими армиями Европы. Идеология должна была выступать средством просвещения политики, воспитания гражданских добродетелей, от которых, в конечном счете, зависит политическая стабильность общества. В своем первоначальном значении идеология, таким образом, выступала как превосходящая другие, социально полезная форма знания.
Де Траси понимал под идеологией также знания, очищенные от всяких интересов тех или иных социальных сил, полезные для всего общества в целом. Эта трактовка идеологии несет на себе отпечаток веры философов-просветителей в способность разума преобразовывать общество на благо всех его членов.
Однако очень скоро данный термин приобрел противоположное, уничижительное значение. Идеология стала связываться с оторванной от реальной действительностью игрой мысли, с утопическим прожектерством. Во многом в этом был повинен Наполеон, бывший в течение ряда лет властителем дум европейской образованной публики. Он резко высмеял первых идеологов, назвав их непрактичными мечтателями и опасными авантюристами. Наполеона, в известном смысле, можно назвать предшественником сторонников концепции «конца идеологий», которые в 50-е – 60-е годы ХХ в. отстаивали прагматизм в политике, боролись с доктринерством. Идеология, таким образом, через несколько лет после своего рождения утратила репутацию позитивной концепции. Она приобрела значение частичного и искаженного знания о социуме, которое может быть исправлено только политическим реализмом.
Огромную роль в развенчании идеологии сыграл Карл Маркс. Разделенное на классы общество, согласно Марксу, не может основываться на беспартийном знании, отвечающем интересам всего общества. Напротив, идеи базируются на антагонистической практике, которая делает общество ареной столкновения непримиримых интересов. Идеологические течения, поэтому являются всегда узко партийными; они отражают особые интересы и настроения враждебных социальных классов. Кроме того, идеи не только вырастают из антагонистической социальной практики; они также помогают воспроизводить ее. Идеология подчинена интересам правящих групп; ее важнейшая функция заключается в отстаивании существующего способа производства с его отношениями господства и подчинения.
Маркс и Энгельс, как известно, не называли созданное ими учение идеологией. Чаще они прибегали к терминам «мировоззрение», «миросозерцание». Понятие «идеология» использовалась основоположниками марксизма преимущественно для обозначения ложного сознания, извращенного отражения объективной действительности.
Однако в ХХ веке сам марксизм был объявлен идеологией, хотя и идеологией иного типа, нежели буржуазная, а именно идеологией научной и отражающей интересы самого передового класса – пролетариата. Приоритет в изобретении термина «научная» идеология принадлежит Ленину, который в одной из своих ранних работ («Что делать?») писал: «Социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, то есть он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т.д. и т.п.» .
Таким образом, от отрицания идеологии как ложного сознания марксизм в ХХ в. вернулся к идеям де Траси об особой идеологии как истинном знании, способном преобразовать мир. Реализуя на практике эту концепцию, коммунистические партии поставили идеологию во главу угла. Идеология нового правящего класса – номенклатуры – стала демиургом, секуляризированной религией, доминирующей и над экономикой, и над политикой, и над здравым смыслом.
Эдуард
Бернштейн еще в начале XX века
доказал невозможность
Информация о работе Политическая идеология, и ее роль в жизни общества