Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:06, контрольная работа
Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой.
Введение……………………………………………………………………..3
Место политических идеологий и её роль в жизни общества…….....4
2. Структура, функции политических идеологий…………………….….10
3. Идеология и миф, идеология и утопия……………………………..….13
4. Классификация современных идеологических течений………….…15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………...23
Однако, как уже было сказано выше, развивалась и противоположная традиция. Период острой идеологической борьбы на Западе в первые послевоенные годы и особенно в 50-е – первую половину 60-х годов сменился относительным затишьем. Идеологические конфликты основных политических партий трансформировались в разногласия относительно мер эффективного административного управления при согласии в вопросе о принципах социально-экономического устройства. Некоторые политические философы и социологи в США и других странах Запада (Д. Белл, С.Липсет, Р.Арон и др.) поспешили провозгласить «конец идеологии». Идеологии, согласно этим авторам, изжили себя в развитых индустриальных обществах Запада. Острые идеологические конфликты являются признаком незрелости общества и оказывают пагубное воздействие на политику. Фашизм и коммунизм, расцвет которых пришелся на довоенный период и был связан с экономическим кризисом и безработицей, являются проявлениями идеологического фанатизма.
Однако
темные времена навсегда канули в
лету. Регулируемая капиталистическая
экономика в состоянии
По
мнению С. Липсета, решающую роль в закате
идеологий в развитых странах
сыграл структурный фактор. «Интенсивная
идеологизация общества, острые конфликты
в политике имеют место тогда,
когда новые нарождающиеся
Однако
в самый разгар оживленных обсуждений
концепции «конца идеологии» она
столкнулась с резко
В конце 60-х годов консенсусу идеологий был брошен вызов со стороны движения молодежного протеста. «Новые левые», движение за сексуальные свободы, неонационализм, белый и черный расизм, – каждое из этих течений разрушало хрупкое здание идеологического консенсуса. В 70-е годы дала сбой кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Столкнувшись с новыми проблемами (технологической перестройкой на основе нового витка НТР, интернационализацией экономики, обострением финансовых, энергетических, сырьевых и экологических проблем), экономика большинства стран Запада вступила в полосу трудностей (сочетание структурного и цикли-ческого кризисов), из которого она смогла выйти только в начале 80-х годов.
Экономический кризис усугубил социальную напряженность, которая трансформировалась в столкновения на политической арене. Различные политические силы предлагали противоположные альтернативы потерпевшей банкротство экономической и социальной политике. Предположение о наступлении эры конца идеологий не подтвердилось.
Во второй половине 70-х годов тенденции к «деидеологизации» сменились «реидеологизацией», то есть сознательным курсом на возрождение идеологий в жизни западного общества. Во главе «реидеологизации» выступил неоконсерватизм, призвавший к преодолению духовного вакуума, созданию жизнеспособных и популярных концепций капитализма. Другими словами, была поставлена задача дать адекватное интеллектуальное обоснование хорошо работающему, с точки зрения неоконсерваторов, на практике общественному строю. «Сила бизнеса и его интеллектуальных специалистов заключается в сосредоточении на решении практических вопросов и оборачивается основательной слабостью в области теории и идеологии. Успешная на практике система может восприниматься в символах и идеологии как худшая», -- подчеркивает М.Новак, профессор Сиракузского университета в США.
Попытка сплотить вокруг нового «идейного знамени» всех сторонников капитализма не означает, что с «деидеологизацией» навсегда покончено. Однако тенденции ее, особенно в первой половине 80-х годов, были значительно приглушены. Они усилились в конце 80-х – начале 90-х годов. Успехи неоконсервативной экономической политики, крах марксистского социализма в Восточной Европе и СССР содействовали «деиделогизации» в ее новом варианте: утверждении о глобальной победы западных либеральных ценностей. Эта точка зрения наиболее ярко выражена в книге Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории».
«Под концом истории я понимаю завершение идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как окончательной формы правления», -- подчеркивает Фукуяма. Либерализм пока что победил только в сфере сознания (у него нет альтернатив в этой области). В реальном, материальном мире до победы еще далеко. Но сознание – это причина, а не следствие. Победа либерализма в сфере сознания связывается Фукуямой с торжеством, одержанным им над фашизмом и коммунизмом, двумя идеологиями, бросившими самый серьезный вызов либеральным ценностям в ХХ в. Фашизм потерпел сокрушительное поражение во второй мировой войне и в настоящее время экспансионистский ультранационализм, обещающий бесконечные конфликты мало привлекателен. Коммунизм рухнул из-за того, что классовый вопрос отошел на Западе на второй план. Универсальная культура потребления – символ и фундамент общечеловеческого государства утвердились практически во всем мире от Японии и Южной Кореи до России. Конец истории печален, утверждает Фукуяма. Вместо идеализма наступает экономический расчет, бесконечные технологические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. «В пост-исторический период нет места ни искусству ни философии. Есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».
На наш взгляд, Фукуяма явно преувеличивает, когда говорит о победе либерализма в сфере сознания в глобальном масштабе. Эта идеология сталкивается сегодня с вызовами религиозного фундаментализма и национализма. Существуют возможности для возникновения новых идеологических течений постиндустриального общества, на основе экологизма. Актуальными остаются и угрозы, связанные с культурными противоречиями цивилизаций, которые вышли на первый план, после краха коммунистической системы (см.: С. Хантингтон «Схватка цивилизаций»). Однако дело даже не в этом. Дело в том, что закат идеологий в современном мире невозможен из-за того, что они продолжают выполнять очень важные психологические функции.
Фрейд,
например, утверждал, что идеологии,
являясь продуктом разума, призваны
защищать личность. Они представляют
собой формы персональной рациона-лизации.
Эриксон в книге о Лютере выдвинул
гипотезу, в соответствии с которой,
потребность в идеологии
Близкой к данной точке зрения является социологическая интерпретация роли идеологии. Она заключается в предоставлении людям определенного набора убеждений и объяснений сложной социальной ситуации. Сложность и противоречивость – неизбежный атрибут современного общества. Каждый человек неоднократно сталкивается с трудностями, ситуацией, когда нужно делать важный выбор, противоречивостью и запутанностью решаемых проблем. Идеология облегчает своим приверженцам жизнь, приводит к снятию напряженности, предлагая определенные модели решения проблем (архаичные, прогрессивные и др.) Важную роль играет и тот факт, что идеология обеспечивает своих приверженцев символами врагов – евреи, красные, демократы, националисты и т.п. и помогает адаптироваться к трудностям жизни.
Идеология
дает также человеку надежду обретения
контроля над своей судьбой, что
не могут обещать ему ни политическая
философия, ни религия.
Итак, идеологии играют существенную роль в современном обществе и, наверное, сохранят свое значение в обозримом будущем.
Но что представляет собой политическая идеология как сложный духовный феномен? Различные философские школы дают разные ответы на этот вопрос.
Марксизм рассматривает идеологию прежде всего в социальном аспекте. Он утверждает, что социальная сущность политической идеологии состоит в том, что она в обобщенной систематизированной форме, в совокупности политических идей, взглядов, теорий, концепций отражает общественной бытие людей с позиций определенных классов.
Структурно-компонентный анализ политической идеологии позволяет установить, что приоритетное место в этой сложной системе занимают:
- общественные учения и теории – прежде всего, политические и правовые. Благодаря им идеология служит целям социально-политической и мировоззренческой ориентации определенных общественных групп.
-
Важным структурным
- Третьим структурным компонентом, играющим важную роль в системе идеологии, являются идеалы, проекты и программы политического действия, в которых выражается ориентированность данной идеологической системы на будущее. Например, коммунистический идеал в марксизме-ленинизме или американская мечта в американском либерализме, глубоко укорененная в массовое сознание вера в возможность каждому выбиться в люди в Новом Свете (в США) при условии, что человек готов действовать с максимальной энергией, риском и предприимчивостью.
Чтобы возникло целостное представление о политической идеологии, структурно-компонентный анализ должен быть дополнен структурно-функциональным анализом. Этот анализ позволяет, в частности, установить, что содержание и структура политической идеологии неразрывно связаны с функциями, осуществляемыми ею в обществе.
К числу таких функций можно отнести:
-
Во-первых, интегративную. Ее роль
определяется тем, что никакое
политическое движение
- Во-вторых, прогностическую функцию. Воздействуя на сознание и чувства людей, идеология предлагает определенную проекцию в будущее. Питер Бергер, американский политический философ, сравнивает идеологию с религией. Если религия обещает блаженство в загробном мире, то идеология вынуждена давать щедрые обещания в посюсторонней жизни. Это одновременно и сила и слабость идеологии. Сила, когда эти обещания раздает оппозиционное идейно-политическое течение. Слабость, когда это делает течение, обладающее властью, особенно монопольной. Ведь рано или поздно приходится платить по векселям.
-
В-третьих, идеология
В связи с анализом данной функции мы сталкиваемся со сложной проблемой взаимоотношения между политической наукой и идеологией. С одной стороны, между научными и идеологическими структурами есть существенные различия по форме, содержанию и функциям. Научное политическое знание – это объективно истинная и общезначимая информация о закономерностях политических явлений. С другой стороны, политические научные теории используются, подвергаются ангажименту со стороны различных идеологий. В этом смысле свободных от идеологии политических учений в современном мире не существует.
-
В-четвертых, политическая
-
В-пятых, с функцией
Идеология, по мнению американского социолога Дэниэла Белла, превращает идеи в социальные рычаги. Они способны побудить людей к действиям, часто совершенно не связанных с корыстными мотивами. Влияние идеологий в первую очередь эмоциональное и лишь затем интеллектуальное.
Необходимо вести речь не о истинности или ложности тех или иных идеологий, а о социальной ситуации и о способности в данной ситуации гальванизировать активность людей во имя достижения декларированных идеологиями целей. Белл считает наиболее важной латентной функцией идеологии «выпуск эмоций», точнее создание определенного эмоционального настроя, путем воздействия на чувства людей. В некотором смысле он повторяет известный тезис Сореля о важности мифов, как интеграторов определенных социальных общностей. Синдикалистский миф о всеобщей забастовке, например, служил объединению деморализованного многочисленными поражениями рабочего класса.
Информация о работе Политическая идеология, и ее роль в жизни общества