Политическая идеология, и ее роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Место политических идеологий и её роль в жизни общества…….....4
2. Структура, функции политических идеологий…………………….….10
3. Идеология и миф, идеология и утопия……………………………..….13
4. Классификация современных идеологических течений………….…15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………...23

Файлы: 1 файл

Политология (контрольная работа).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Однако, как уже было сказано выше, развивалась  и противоположная традиция. Период острой идеологической борьбы на Западе в первые послевоенные годы и особенно в 50-е – первую половину 60-х годов сменился относительным затишьем. Идеологические конфликты основных политических партий трансформировались в разногласия относительно мер эффективного административного управления при согласии в вопросе о принципах социально-экономического устройства. Некоторые политические философы и социологи в США и других странах Запада (Д. Белл, С.Липсет, Р.Арон и др.) поспешили провозгласить «конец идеологии». Идеологии, согласно этим авторам, изжили себя в развитых индустриальных обществах Запада. Острые идеологические конфликты являются признаком незрелости общества и оказывают пагубное воздействие на политику. Фашизм и коммунизм, расцвет которых пришелся на довоенный период и был связан с экономическим кризисом и безработицей, являются проявлениями идеологического фанатизма.

    Однако  темные времена навсегда канули в  лету. Регулируемая капиталистическая  экономика в состоянии обеспечить постоянный рост и полную занятость. Поэтому на Западе наступила эра  политической стабильности и заката идеологий. Политический экстремизм вытесняется умеренными и толерантными умонастроениями; идеологическая конфронтация уступает место прагматичным компромиссам; борьба вокруг противостоящих друг другу идеалов сменяется дебатами в рамках согласованных принципов и ценностей.

    По  мнению С. Липсета, решающую роль в закате идеологий в развитых странах  сыграл структурный фактор. «Интенсивная идеологизация общества, острые конфликты  в политике имеют место тогда, когда новые нарождающиеся классы или страты добиваются политических, социальных, экономических прав, борются за утверждение своего статуса в обществе. Идеологизация неизбежно сходит на нет, когда эти социальные группы добиваются своих целей, становятся полноправными гражданами». После второй мировой войны это произошло с «левыми» политическими силами. Рабочий класс из революционного превратился в благонамеренную и благонадежную социальную группу капиталистического общества. Это содействовало превращению «левых» и в первую очередь социал-демократических партий в умеренные и системные.

    Однако  в самый разгар оживленных обсуждений концепции «конца идеологии» она  столкнулась с резко противоречащими  ей процессами действительности.

    В конце 60-х годов консенсусу идеологий  был брошен вызов со стороны движения молодежного протеста. «Новые левые», движение за сексуальные свободы, неонационализм, белый и черный расизм, – каждое из этих течений разрушало хрупкое здание идеологического консенсуса. В 70-е годы дала сбой кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Столкнувшись с новыми проблемами (технологической перестройкой на основе нового витка НТР, интернационализацией экономики, обострением финансовых, энергетических, сырьевых и экологических проблем), экономика большинства стран Запада вступила в полосу трудностей (сочетание структурного и цикли-ческого кризисов), из которого она смогла выйти только в начале 80-х годов.

    Экономический кризис усугубил социальную напряженность, которая трансформировалась в столкновения на политической арене. Различные политические силы предлагали противоположные альтернативы потерпевшей банкротство экономической и социальной политике. Предположение о наступлении эры конца идеологий не подтвердилось.

    Во  второй половине 70-х годов тенденции  к «деидеологизации» сменились  «реидеологизацией», то есть сознательным курсом на возрождение идеологий в жизни западного общества. Во главе «реидеологизации» выступил неоконсерватизм, призвавший к преодолению духовного вакуума, созданию жизнеспособных и популярных концепций капитализма. Другими словами, была поставлена задача дать адекватное интеллектуальное обоснование хорошо работающему, с точки зрения неоконсерваторов, на практике общественному строю. «Сила бизнеса и его интеллектуальных специалистов заключается в сосредоточении на решении практических вопросов и оборачивается основательной слабостью в области теории и идеологии. Успешная на практике система может восприниматься в символах и идеологии как худшая», -- подчеркивает М.Новак, профессор Сиракузского университета в США.

    Попытка сплотить вокруг нового «идейного знамени» всех сторонников капитализма не означает, что с «деидеологизацией» навсегда покончено. Однако тенденции ее, особенно в первой половине 80-х годов, были значительно приглушены. Они усилились в конце 80-х – начале 90-х годов. Успехи неоконсервативной экономической политики, крах марксистского социализма в Восточной Европе и СССР содействовали «деиделогизации» в ее новом варианте: утверждении о глобальной победы западных либеральных ценностей. Эта точка зрения наиболее ярко выражена в книге Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории».

    «Под  концом истории я понимаю завершение идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной  демократии как окончательной формы  правления», -- подчеркивает Фукуяма. Либерализм пока что победил только в сфере сознания (у него нет альтернатив в этой области). В реальном, материальном мире до победы еще далеко. Но сознание – это причина, а не следствие. Победа либерализма в сфере сознания связывается Фукуямой с торжеством, одержанным им над фашизмом и коммунизмом, двумя идеологиями, бросившими самый серьезный вызов либеральным ценностям в ХХ в. Фашизм потерпел сокрушительное поражение во второй мировой войне и в настоящее время экспансионистский ультранационализм, обещающий бесконечные конфликты мало привлекателен. Коммунизм рухнул из-за того, что классовый вопрос отошел на Западе на второй план. Универсальная культура потребления – символ и фундамент общечеловеческого государства утвердились практически во всем мире от Японии и Южной Кореи до России. Конец истории печален, утверждает Фукуяма. Вместо идеализма наступает экономический расчет, бесконечные технологические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. «В пост-исторический период нет места ни искусству ни философии. Есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».

    На  наш взгляд, Фукуяма явно преувеличивает, когда говорит о победе либерализма  в сфере сознания в глобальном масштабе. Эта идеология сталкивается сегодня с вызовами религиозного фундаментализма и национализма. Существуют возможности для возникновения новых идеологических течений постиндустриального общества, на основе экологизма. Актуальными остаются и угрозы, связанные с культурными противоречиями цивилизаций, которые вышли на первый план, после краха коммунистической системы (см.: С. Хантингтон «Схватка цивилизаций»). Однако дело даже не в этом. Дело в том, что закат идеологий в современном мире невозможен из-за того, что они продолжают выполнять очень важные психологические функции.

    Фрейд, например, утверждал, что идеологии, являясь продуктом разума, призваны защищать личность. Они представляют собой формы персональной рациона-лизации. Эриксон в книге о Лютере выдвинул гипотезу, в соответствии с которой, потребность в идеологии возникает на определенной стадии психологического развития личности. Он назвал ее стадией поиска идентичности. Для нее характерно то, что приобщается к определенным социальным ролям. Поэтому именно молодежь, а также некоторые другие группы, озабоченные своим положением в обществе, особенно подвержены идеологическому воздействию.

    Близкой к данной точке зрения является социологическая  интерпретация роли идеологии. Она  заключается в предоставлении людям  определенного набора убеждений  и объяснений сложной социальной ситуации. Сложность и противоречивость – неизбежный атрибут современного общества. Каждый человек неоднократно сталкивается с трудностями, ситуацией, когда нужно делать важный выбор, противоречивостью и запутанностью решаемых проблем. Идеология облегчает своим приверженцам жизнь, приводит к снятию напряженности, предлагая определенные модели решения проблем (архаичные, прогрессивные и др.) Важную роль играет и тот факт, что идеология обеспечивает своих приверженцев символами врагов – евреи, красные, демократы, националисты и т.п. и помогает адаптироваться к трудностям жизни.

    Идеология дает также человеку надежду обретения  контроля над своей судьбой, что  не могут обещать ему ни политическая философия, ни религия. 

  1. Структура, функции политических идеологий
 

    Итак, идеологии играют существенную роль в современном обществе и, наверное, сохранят свое значение в обозримом  будущем.

    Но  что представляет собой политическая идеология как сложный духовный феномен? Различные философские  школы дают разные ответы на этот вопрос.

    Марксизм  рассматривает идеологию прежде всего в социальном аспекте. Он утверждает, что социальная сущность политической идеологии состоит в том, что  она в обобщенной систематизированной  форме, в совокупности политических идей, взглядов, теорий, концепций отражает общественной бытие людей с позиций определенных классов.

    Структурно-компонентный анализ политической идеологии позволяет  установить, что приоритетное место  в этой сложной системе занимают:

    - общественные учения и теории  – прежде всего, политические и правовые. Благодаря им идеология служит целям социально-политической и мировоззренческой ориентации определенных общественных групп.

    - Важным структурным компонентом  являются ценности и нормы,  придающие идеологическим установкам  нормативный характер. Это обусловлено тем, что политическая идеология имеет дело не только с описанием и истолкованием социальной действительности, с ее объяснением, но также с оценкой политической действительности, с отношением к ней определенных классов и групп.

    - Третьим структурным компонентом, играющим важную роль в системе идеологии, являются идеалы, проекты и программы политического действия, в которых выражается ориентированность данной идеологической системы на будущее. Например, коммунистический идеал в марксизме-ленинизме или американская мечта в американском либерализме, глубоко укорененная в массовое сознание вера в возможность каждому выбиться в люди в Новом Свете (в США) при условии, что человек готов действовать с максимальной энергией, риском и предприимчивостью.

    Чтобы возникло целостное представление  о политической идеологии, структурно-компонентный анализ должен быть дополнен структурно-функциональным анализом. Этот анализ позволяет, в  частности, установить, что содержание и структура политической идеологии неразрывно связаны с функциями, осуществляемыми ею в обществе.

    К числу таких функций можно  отнести:

    - Во-первых, интегративную. Ее роль  определяется тем, что никакое  политическое движение невозможно  без интегрирующего и объединяющего  влияния той или иной идеологии.

    - Во-вторых, прогностическую функцию.  Воздействуя на сознание и чувства людей, идеология предлагает определенную проекцию в будущее. Питер Бергер, американский политический философ, сравнивает идеологию с религией. Если религия обещает блаженство в загробном мире, то идеология вынуждена давать щедрые обещания в посюсторонней жизни. Это одновременно и сила и слабость идеологии. Сила, когда эти обещания раздает оппозиционное идейно-политическое течение. Слабость, когда это делает течение, обладающее властью, особенно монопольной. Ведь рано или поздно приходится платить по векселям.

    - В-третьих, идеология выполняет  теоретическую функцию, то есть  содержит теоретически обоснованные  концепции, объясняющие пути развития  общества и роль в этом определенных  социальных групп.

    В связи с анализом данной функции  мы сталкиваемся со сложной проблемой взаимоотношения между политической наукой и идеологией. С одной стороны, между научными и идеологическими структурами есть существенные различия по форме, содержанию и функциям. Научное политическое знание – это объективно истинная и общезначимая информация о закономерностях политических явлений. С другой стороны, политические научные теории используются, подвергаются ангажименту со стороны различных идеологий. В этом смысле свободных от идеологии политических учений в современном мире не существует.

    - В-четвертых, политическая идеология  выполняет функцию социализации. Эта функция связана с целенаправленным, систематизированным и последовательным  внесением идеологических установок  в сознание масс. Целью является  воспроизводство определенной политической культуры, политических убеждений, политических позиций.

    - В-пятых, с функцией политической  социализации тесно связана мобилизаци-онная  функция, то есть способность  перестраивать ценностные ориентации  человека, внушать ему ту или  иную направленность мыслей, чувств, мобилизовать на свершение определенных действий.

    Идеология, по мнению американского социолога  Дэниэла Белла, превращает идеи в  социальные рычаги. Они способны побудить людей к действиям, часто совершенно не связанных с корыстными мотивами. Влияние идеологий в первую очередь эмоциональное и лишь затем интеллектуальное.

    Необходимо  вести речь не о истинности или  ложности тех или иных идеологий, а о социальной ситуации и о  способности в данной ситуации гальванизировать активность людей во имя достижения декларированных идеологиями целей. Белл считает наиболее важной латентной функцией идеологии «выпуск эмоций», точнее создание определенного эмоционального настроя, путем воздействия на чувства людей. В некотором смысле он повторяет известный тезис Сореля о важности мифов, как интеграторов определенных социальных общностей. Синдикалистский миф о всеобщей забастовке, например, служил объединению деморализованного многочисленными поражениями рабочего класса.

Информация о работе Политическая идеология, и ее роль в жизни общества