Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:06, контрольная работа
Политическая идеология – система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой.
Введение……………………………………………………………………..3
Место политических идеологий и её роль в жизни общества…….....4
2. Структура, функции политических идеологий…………………….….10
3. Идеология и миф, идеология и утопия……………………………..….13
4. Классификация современных идеологических течений………….…15
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………...23
Начнем с ортодоксального социализма. Опираясь на марксистскую теорию, в которой выпячивается идея завоевания и удержания власти пролетариатом, классовая борьба, строительство социализма с опорой на собственные силы, эта группировка в посттоталитарных странах выступает за реставрацию «старого порядка» в полном объеме.
Следующая
идеология, если идти по часовой стрелке
- национал-социализм или
Этому течению характерно соединение марксистского мессианства с великодержавными идеями сильной империи. Его социальная опора – бывшая номенклатура и представители ВПК.
Следующая идеология, уже «неофициальная», - неославянофильство или «роман-тический консерватизм». Для нее характерна вера в исключительность России и в необходимость возвращения к старым русским, домарксистским и вообще дозападным традициям, к православию. В бывших республиках СССР аналогом этого направления являются местные национализмы. Правое крыло неославяно-фильства связано с национал-большевизмом, идеей шовинизма. Но национал-большевизму чужды гуманистические черты, чужд национализм с человеческим лицом, свойственные этой идеологии. Он может опираться на достаточно широкую социальную базу, полуинтеллигенцию города и деревни. Лучшие выразители этой идеологии – писатели (Солженицын, Распутин, Белов и др.)
Амальрик выделяет социально-этическую идеологию, пытающуюся сформулировать идеи социальной справедливости, основываясь не на экономическом детерминизме, а на неких нравственных постулатах. Эта идеология традиционна для России (народничество) и привлекает к себе значительные слои разочаровавшейся в марксизме интеллигенции. В пост-советских республиках эту нишу занимает очень влиятельное течение – национально-демократическая идеология.
Идея
гуманизма, осознания ценности человеческой
личности связывают левое крыло
этой идеологии с либерально-
Наконец, идеология либерального социализма или социальной демократии. Она предусматривает демократизацию общества при сохранении определенных фундаментальных ценностей социализма. Социальная опора данного течения в постсоветских странах – значительная часть воспитанного на марксизме среднего класса, в том числе, многие бывшие партийные функционеры и менеджеры государственных предприятий.
Либеральный
социализм соединяется с
Суб-идеологии
или идеологии-чувства образуют
внутреннюю окружность схемы. Охранительная
идеология властей представляет
собой более или менее
Эгалитаризм
и национализм масс – это еще
более чувство, чем идеология. Его
можно назвать пассивно-
Наконец, реформизм среднего класса. Ему свойственен конформистский подход к действительности, стремление к постепенным и мирным изменениям условий жизни в лучшую сторону. У реформизма среднего класса прямая связь с либерально-демократической идеологией и либеральным социализмом, а также косвенная с ортодоксальным социализмом и национал-демократией.
Существуют также своеобразные негативные связи между суб-идеологиями. Охранительную идеологию властей и эгалитаризм масс сближает общая оппозиция к интеллигенции, как к слою, чуждому народу и опасному для власти; эгалитаризм и реформизм сближает общая оппозиция к власти, от которой обе эти группы отчуждены. А реформизм среднего класса и охранительную идеологию властей сближает общая оппозиция к массам, в которых аппаратчики и средний класс видят угрозу своим привилегиям.
Предложенная схема конечно является условной и не отражает всего огромного многообразия идеологических тонов и оттенков. Но в целом позволяет анализировать тенденции зарождения и развития идейно-политических течений постсоветского общества. В стабильном обществе повышаются шансы «срединных идеологий»: ортодоксального социализма, национализма, либерально-демократической доктрины. В кризисные и переходные эпохи – идеологий, занимающих промежуточные позиции: национал-большевизма, национал-демократической доктрины, либерального социализма. Так и произошло в бывшем СССР. В годы перестройки на первый план вышел либеральный социализм, а после распада СССР – национал-демократическая идеология и национал-большевизм.
В обиход прочно вошло также разделение идеологий на «левые» и «правые». Обычно выделяют три критерия для такого разграничения:
Во-первых, в философском плане «правые» имеют большую склонность к традиционализму, то есть, стремятся жить по историческим и религиозным преданиям, по вере и обычаям отцов, в то время как «левые» отдают предпочтение «рациональному», стремятся построить общественный порядок чисто рационально, планомерно.
Во-вторых, в политическом аспекте «правые» выдвигают требование государственной опеки над общественной жизнью. В этом смысле «правый» значит «государственник», этатист, сторонник сильной власти. Напротив, «левый» – приверженец личной свободы, общественного самоопределения, либерализма.
В-третьих, в социальном плане «правые» отстаивают интересы высших, привилегированных, богатых классов, «левые» представляют низшие классы, стремящиеся освободиться от подчинения и занять равное или даже господствующее положение в обществе и государстве.
Существует
определенная связь между этими
тремя парами признаков. Так, рационализм,
выступая против традиционной веры, требует
свободы «критической мысли» (первый
признак связан со вторым) и точно так
же свобода в качестве общественного самоопределения
требует всеобщности, то есть формального
равноправия всех людей (второй признак
соединяется с третьим). Этими связями
определяется единство либерально или
радикально-демократического мировоззрения
с одной стороны и консервативно-
Однако следует иметь в виду, что связи эти относительны и на протяжении новейшей истории они подвергались существенным изменениям. Если исторические условия с конца 18 века и в течение 19 века создавали ту противоположность, которую можно определить как борьбу между «левыми» и «правыми», то события 20 века способствовали размыванию цельности этих понятий. «Левые», получив государственную власть, как правило «правеют», а «правые», оттесненные в оппозицию, «левеют». Можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину.
Далее,
чистый рационализм, требуя свободы
критической мысли и
Еще более очевидна в начале 21-го века слабость связи между вторым и третьим признаком. Лишь в процессе борьбы угнетенные классы требуют для себя свободы, и идея свободы легко связывается с идеей равенства. По существу же, свобода и равенство скорее находятся в отношениях антагонизма, что не раз обнаруживалось в историческом опыте.
История свидетельствует, что как акцент на свободе в ущерб равенству (капитализм эпохи свободной конкуренции), так и пренебрежение свободой во имя равенства (казарменный социализм) ведут к катастрофическим последствиям. В первом случае растет поляризация общества и социальная напряженность, во втором общество лишается необходимых стимулов для саморазвития, наступает стагнация, чреватая социальными потрясениями. Выход заключается в оптимальном сочетании свободы и равенства, достигнутом в наиболее развитых государствах рыночной экономики.
Рассмотрим
связь первого и третьего признаков.
Рационализм и
Изменения,
происходящие в социальной структуре
развитых государств, – усиление роли
средних слоев, снижение доли рабочего
класса, рост общественного и квалификационного
уровня населения – создают благоприятные
условия для преобладания центристской
либерально-консервативной идеологии,
не склонной ни к левому революционализму,
ни к правому реакционному консерватизму.
Напротив, в менее развитых странах с пирамидальной
социальной структурой, сильной поляризацией
общества выше шансы у крайних идейно-политических
течений, будь то правого или левого спектра,
конкурирующих между собой за влияние
на народные массы. К ним можно отнести
постсоветские страны. Таким образом,
можно сделать вывод о размытости понятий
«левый» и «правый» применительно к современным
идеологическим течениям.
Заключение
Ушедший
в историю XX век можно назвать
веком столкновения идеологий.
Вся политическая история двадцатого
столетия пронизана духом противоборства
наиболее активных и превалирующих в этот
век идеологий (либеральной, коммунистической,
фашистской), исповедующих различные системы
ценностей и принципиально разные мировоззренческие
установки. После поражения фашистской
и ухода в тень коммунистической идеологии,
достаточно естественной и, казалось бы,
логичной выглядит мысль о том, что либеральная
идеология доказала свою жизненность
и соответствие современному этапу развития
цивилизации. Отсюда напрашивается вывод,
что на фоне тотальной победы либерализма
необходимость в существовании других
идеологий полностью отпала.
Список
использованной литературы
Информация о работе Политическая идеология, и ее роль в жизни общества