Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:33, реферат
Оппозиция в политической жизни общества на данный момент она проявляется в создании политических партий, которые по своим убеждениям противостоят господствующей системе власти или некоторым ее моментам. Для начала хотелось бы отметить пользу создания политических партий вообще. Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей "заканчивались" вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не обязан был подчиняться воле своих избирателей. Он - просто представитель общества. С образованием партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передает волю партии, опираетсяна ее поддержку.
Введение ………………………………………………………….………..3
1. Понятие «оппозиция» ……………………..…………………………...5
2. Политическая оппозиция в России ……………………..…………….7
2.1 Концептуальная карта политической оппозиции ………………….7
2.2 Динамика оппозиции в России в 1989 –2004 годах ……………….9
2.3 Коммунисты ………………………………………………………....11
2.4 Либералы …………………………………………..………………….13
2.5 Демократы …………………………………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………….17
Список использованной литературы …………
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет: Экономики и инвестиций
Специальность: «Государственное и муниципальное управление»
Реферат
по дисциплине: «Политология»
тема: Оппозиция и ее роль в политической жизни
Барнаул
2011
1. Понятие «оппозиция» ……………………..…………………………...5
2. Политическая оппозиция в России ……………………..…………….7
2.1 Концептуальная карта политической оппозиции ………………….7
2.2 Динамика оппозиции в России в 1989 –2004 годах ……………….9
2.3 Коммунисты ………………………………………………………....11
2.4 Либералы …………………………………………..………………….13
2.5 Демократы …………………………………………………………...15
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………..20
Введение
Когда в конце 1980-х страна делала первые шаги по пути демократии, все были уверены, что и в нашей стране, как во всем мире, власть и политика должны быть организованы на основе многопартийности. Но сегодня партии практически не влияют на реальную политику и, тем более, на власть. В этом плане мы за десять с лишним лет ничуть не приблизились к странам с разви-тыми демократическими институтами.
Начнем, пожалуй, с определения политической оппозиции, так сказать, о чем пойдет речь дальше. Также рассмотрим оппозиционные партии в период 1989 – 2004 годов. И постараемся найти ответ на вопрос, поставленный в теме : «Роль оппозиции в политической жизни». Хочется сразу уточнить, что автору, как гражданину РФ, интересно разобраться с тем, что происходит у него на родине, а не в заморских странах. Поэтому и главный вопрос правильнее звучит так: «Роль оппозиции в политической жизни России».
Возникновение
и активную деятельность оппозиции следует
расценивать как одну из ведущих черт
демократизации, характеризующей становление
новой политической системы. Базисные
изменения этой системы и актуализировали
обращение к исследованию проблем политической
оппозиции.
Оппозиция в политической жизни общества на данный момент она проявляется в создании политических партий, которые по своим убеждениям противостоят господствующей системе власти или некоторым ее моментам. Для начала хотелось бы отметить пользу создания политических партий вообще. Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей "заканчивались" вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не обязан был подчиняться воле своих избирателей. Он - просто представитель общества. С образованием партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передает волю партии, опираетсяна ее поддержку. Поскольку партии организованы, постольку они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации поли¬тических интересов социальных групп. С появлением оппозиционных партий все слои общества получают поддержку и право выражения своих интересов.
Как
известно, наличие оппозиции является
важнейшей предпосылкой успешного функционирования
политического механизма в условиях демократического
государства. Оппозиция осуществляет
критику сложившегося положения вещей,
ведет диалог с властью, предлагает альтернативные
решения тех проблем, которые представляются
важными для тех или иных социальных групп
или общества в целом.
Особое значение
приобретает деятельность оппозиции в
условиях, когда падает значение демократических
институтов и возникает реальная угроза
установления авторитарного или диктаторского
режима. Тогда голос оппозиции становится
голосом той части электората, которая
сохранила верность принципам демократии,
свободы, народовластия и готова к решительным
действиям. Если оппозиция отсутствует,
то это неизбежно сказывается на процессе
формирования структур гражданского общества,
на темпах экономических и социальных
преобразований.
1. Понятие «оппозиция»
Об оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее прийти к власти на следующих выборах.
В 1966 г. Р.Даль, анализируя основные параметры
политической оппози-ции в западных
демократиях, выделил четыре основные
модели: «британ-скую», «континентальную»,
«скандинавскую» и «американо-
Первая модель, которую можно назвать классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена в одной партии. Эти партии строго соревновательны в парламенте и на выборах. Оппозиция столь резко отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парла-ментских выборах и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих выбо-рах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько на депутатов, сколько на публику – и на будущие выборы.
В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов с целью формирования исполни-тельной власти. Соответственно и стратегия оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства,. Что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.
Выделение третьей модели – скандинавской – может представляться не-сколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но существенное отличие состоит в том, что рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение механиз-мов социального партнерства.
Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутрен-ним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.
Исследования политической оппозиции в незападных демократиях, в особенности в странах, где существует партийная система с доминирующей партией (Индийский национальный конгресс, Либерально-демократическая партия Японии), также показали, что среди форм и проявлений оппозиции весьма важную роль приобретают фракции внутри господствующей партии. Фактически подобные партии становятся механизмом агрегирования и согласования различных интересов, управления конфликтами, возникающи-ми из множества расколов.
Таким образом, приведенное выше определение оппозиции в узком смысле удовлетворяет условиям лишь первой и отчасти второй из рассматри-ваемых моделей.
2. Политическая оппозиция в России
Резкое снижение политического влияния партий, оппозиционных политическому курсу президента и правительства РФ, - один из наиболее заметных итогов первого президентского срока В.В.Путина. Более того, все чаще можно услышать, что в нынешней российской политической системе нет оппозиции – как системной, выступающей за смену политических сил, стоящих у власти, так и несистемной, отвергающей сложившиеся правила политической игры. Если на протяжении 1990-х годов оппозиционные силы (сначала антикоммунистического, а затем коммунистического характера) оказывали структурирующее воздействие и на «спрос», и на «предложение» на российском политическом рынке, то в 2000-е годы они не просто уступили место более успешным игрокам, но и, по сути, начали исчезать.
2.1 Концептуальная карта политической оппозиции
Изучение политической оппозиции не относится к числу направлений, находящихся в фокусе современной политической науки. Существующие типологии оппозиций либо созданы для конкретного случая, либо так нагружены «измерениями», что теряют свою объяснительную силу. Политическую оппозицию в «гибридных» политических режимах, в частности – российском, удобнее всего рассматривать при помощи концептуальной карты (см. рис.1).
Основные проблемные измерения – цели и средства оппозиций. Цели оппозиций представлены вдоль оси ординат. В начале оси расположена полуоппозиция – те политики и партии, которые не представлены в правительстве, но готовы при случае войти в его состав без существенных изменений не только режима, но и его политического курса. На противоположном конце принципиальная оппозиция – политические силы, которые способны достичь своих целей, лишь обретя всю полноту власти и, как правило, радикально преобразовав режим. Также здесь отражены неструктурная, ориентированная на изменение отдельных аспектов политического курса, и страктурная, выступающая за смену политического режима, оппозиции.
Рассмотрим теперь те факторы, которые определяют характеристики политических оппозиций и траектории их трансформации. Ключевую роль здесь играют особенности политических режимов – степень их состязательности и специфика господствующих политических институтов. Состязательность политического режима тесно связана со структурой политической элиты. Элементами этой структуры являютя интеграция (способность к сотрудничеству в процессе принятия решений) и дифференциацияи (организационное и функциональное разделение различных групп и их относительная автономия по отношению друг к другу и к государству) элит.
Таблица 1
Типы элитной структуры, политических режимов и оппозиций
Элитная структура |
Интеграция элит |
Дифференциация элит |
Политический режим |
Преобладающий тип оппозиции |
Идеократическая |
Высокая |
Низкая |
Стабильный недемократический |
Нет оппозиции или нелояльная |
Разделенная |
Низкая |
Низкая |
Нестабильный недемократический |
Принципиальная нелояльная |
Фрагментированная |
Низкая |
Высокая |
Нестабильный демократический |
Принципиальная лояльная или полулояльная |
Консенсусная |
Высокая |
Высокая |
Стабильный демократический |
Лояльная структурная или неструктурная |
2.2 Динамика оппозиции в России в 1989 – 2004 годах
В период перестройки под воздействием нарастающей дифференциации элит, а также инсталляции частично свободных выборов и парламентаризма в СССР возникли очаги лояльной структурной оппозиции в форме демок-ратического движения и нарождавшихся партий левой и националистической ориентации. Однако после краха Советского Союза в 1991 г. потенциал оппозиции оказался разрушен. Такому повороту событий способствовало несколько обстоятельств. Главное из них заключалось в том, что на смену «идеократической» структуре элит пришла «разделенная» с характерным для нее жестким противоборством двух политических лагерей, олицетворяв-шихся, соответственно, Президентом и Верховным Советом РФ. Взаимо-действие сторон стало осуществляться по принципу «игры с нулевой сум-мой»: концентрация власти в руках Президента происходила за счет сокра-щения роли парламента. Не удивительно, что в таких условиях в России возобладала принципиальная нелояльная оппозиция. Но ее доминирование сохранялось недолго: в октябре 1993 г. она потерпела поражение, и резуль-таты конфликта были закреплены в новой российской Конституции.
Информация о работе Оппозиция и ее роль в политической жизни