Лекции по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:46, курс лекций

Краткое описание

История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.

Файлы: 1 файл

istoria_ekzamen.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

Далее события приобретали все более драматический характер. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентров, а затем Кремля. На штурм Останкинского телецентра отправились несколько сот человек во главе с генералом А.М.Макашовым и лидером крайне левой организации «Трудовая Россия» В.И.Анпиловым. К вечеру были захвачены здания мэрии и гостиницы «Мир». Вечером между повстанцами и отрядом внутренних войск, обороняющим телецентр, разгорелся бой. Все каналы внезапно прекратили вещание, что оказало сильное впечатление на телезрителей, став как бы знаком беды. Попытка захвата «Останкино» успеха не имела, но пролилась кровь.

В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов.

После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция, определившая четкие рамки компетенции ветвей власти, наделившая Президента чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Выборы в Государственную думу проходили не только по избирательным округам, но и впервые — по партийным спискам. Они принесли большинство оппозиционным партиям: коммунистической аграрной, либерально-демократической В.Жириновского. В результате «Выбор России» Гайдара уступил партии Жириновского. Важным решением Государственной думы стала объявленная 23 февраля 1994 г. амнистия всем обвиняемым по делам ГКЧП, первомайской демонстрации, событий 21 сентября — 4 октября 1993 г.

70) Социально-экономическое и политическое развитие России в 90-е годы XX столетия.

Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX в. и впервые годы XX в. отличалось большим своеобразием. Учтя уроки поражений в Крымской войне 1853-1855 гг. и трудности русско-турецкой войны 1877-1878 гг., царское правительство с 80-х гг. XIX в. активно проводило политику индустриализации страны. Особенно высокими темпы промышленного развития стали в 90-е гг. Этому в немалой степени способствовало массовое железнодорожное строительство, которое велось главным образом на государственные средства.

Если к 1892 г. протяженность железнодорожной сети страны составляла 31 тыс. км., то за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км, в том числе Транссибирская магистраль, железная дорога, связавшая Среднюю Азию (Ташкент) с Европейской Россией и т.д. Это способствовало развитию металлургической промышленности, машиностроения, увеличению добычи угля, нефти (по последнему показателю Россия к началу XX в. вышла на первое место в мире).

С 1893 по 1900 г. объем промышленного производства в стране удвоился, а производство средств производства увеличилось втрое. При этом ведущая роль принадлежала промышленности Юга России (Донбасс, Криворожье и т.д.), а также Нечерноземного центра. Темпы развития крупной индустрии обусловили высокую концентрацию производства, возникновение монополистических объединений (“Продвагон”, “Продамет” и др.) и сращивание их с крупнейшими банками, что вело к формированию мощных финансово-промышленных групп.

71) Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XXI столетия.

В начале XXI социально-экономическое развитие глобальной экономики приняло характер постиндустриальной экономики, основанной на широком внедрении науки, информатики и инноваций во все системы производственных процессов: технологию производства, техническую вооруженность, организацию труда, управление, подготовку кадров, маркетинг.

Внедрение достижений фундаментальной и прикладной науки, и инноваций стало основой стратегического развития. Зарубежный опыт показывает, что производство наукоемкой продукции основано на внедрении 55 макротехнологий, 46 из которых использует семерка наиболее развитых стран, благодаря чему им принадлежит 80% рынка наукоемкой продукции. Доля США в этом рынке составляет 39%, Японии – 30%, а России – всего 0,3%. В развитых странах с целью внедрение ключевых наукоемких макротехнологий государство оказывает производителям поддержку в различных формах. В Канаде государство финансирует НИОКР или предоставляет гарантию для получения кредита, в Японии – выделяет субсидии и льготные кредиты научно-исследовательским организациям, осуществляющим НИОКР, в Германии – финансирует долгосрочные научные исследования и компенсирует риски при внедрении их в ключевых отраслях экономики.

Государственная политика в этих странах стимулирует внедрение наукоемких инноваций и создает с этой целью благоприятные экономические условия, используя такие инструменты, как льготное налогообложение, протекционизм, льготное кредитование, финансовую поддержку, оптимизацию законодательства.

Льготное налогообложение предусматривает:

- вычитание из налоговой базы  на прибыль расходов на приобретение  инновационного оборудования и  технологий, расходов на НИОКР  и приобретение оборудования  для научно-исследовательских работ, прироста расходов на переподготовку кадров;

- предоставление инвестиционной  налоговой скидки в процентах  от стоимости внедрения инновационной  техники (например, в Великобритании  в первый год эксплуатации  инновационной техники налоговая  скидка составляет 50%, а в Ирландии – 100%);

- освобождение от налога на  прибыль и подоходного налога  или снижение его в первые 5 лет функционирования мелких  и средних научно-исследовательских  организаций;

- списание в первый год работы  или ускоренная амортизация оборудования для НИОКР.

Протекционизм государства направлен на повышение конкурентоспособности отечественных инновационных предприятий с помощью регулирования таможенных пошлин, создание эффективной информационной системы. Потенциал России позволяет стать лидером во внедрении 17 базовых макротехнологий в сферах авиации, освоения космоса, инновационных материалов, нефтепереработки, добычи газа, атомной энергетики, информационных, мембранных, ионных и биотехнологий и др. в настоящий период и 20-25 макротехнологий в ближайшем будущем. Но реализация потенциальных возможностей России сковывается высоким уровнем коррупции во всех эшелонах власти, недостаточным стимулированием инноваций, несбалансированностью интересов бизнеса с национальными интересами, бедственным финансовым состоянием науки, массовой утечкой ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж.

Разработанная Правительством стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. предусматривает инновационное развитие экономики и ее социальную направленность. Прогнозируемый результат внедрения новой стратегии выражается в выходе России в число стран-лидеров мировой экономики, повышении производительности труда в 4 раза, превращении в средний класс 70% населения, увеличении средней продолжительности жизни до 75 лет за счет сокращения смертности в 1,5 раза.

Стратегия перехода России к рыночной экономике строилась на основе либерализации экономики и саморегулирования рынка. Нынешняя стратегия строится с учетом реалий глобальной постиндустриальной экономики, ее приоритеты:

- переход России от энергосырьевого  к инновационному пути развития;

- инвестиции в человеческий  капитал;

- модернизация экономики с использованием  высоких технологий, достижений  фундаментальной и прикладной  науки;

- реорганизация социальной сферы, обеспечивающая выведение на уровень мировых стандартов здравоохранения, науки, образования, культуры, социальной инфраструктуры.

Социальная направленность стратегии развития предусматривает увеличение доли финансирования образования до 7% от ВВП, здравоохранения – до 6%, науки – до 3%.

Аналитические расчеты показывают, что к 2020 г. по отношению к 2007 г. превышение прироста основных показателей при инновационном и энергосырьевом пути развития будет составлять: по ВВП 21%, по реальным доходам населения 33%по сокращению энергоемкости 7%, по производительности труда 19%, по инвестициям 59%.

Из сравнения видно, что инновационный путь развития более перспективен, но он требует больше инвестиций. Часть экономистов считает, что методология этого сравнения и концепции стратегии имеет существенные ошибки:

- не учтены возможности базовых  макротехнологий;

- в концепцию заложен опережающий  рост импорта по сравнению  с экспортом на 40%;

- не учтено повышение конкурентоспособности  российских предприятий при инновационном пути развития;

- вызывает сомнение достоверность  методологии расчета сравнительных  показателей путей развития;

- концепция правительства содержит  четкие задачи инновационного  развития, но в ней отсутствуют  четкие пути решения этих задач.

Правительство России пришло к пониманию того, что нужно делать для дальнейшего развития страны. Задача экономистов – разработать реальные пути осуществления стратегии Правительства.

 


Информация о работе Лекции по "Истории"