Лекции по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:46, курс лекций

Краткое описание

История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.

Файлы: 1 файл

istoria_ekzamen.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях было создано 2200 земских участков, во главе которых были поставлены земские начальники — исключительно из местных потомственных дворян. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. Прерогативы земского начальника были очень широки. Он осуществлял административные и полицейские функции в деревне: надзор и контроль над крестьянскими и сельскими и волостными учреждениями, вмешивался в решения волостного суда, отстранял от должности сельских старост и пр.

Затем последовали контрреформы местного управления. В 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», направленное на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался. По новому «городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права городского населения путем повышения имущественного ценза для избирателей. По новому «Городовому положению» усиливались административная опека и вмешательство властей в дела городского самоуправления.

Однако, осуществить программу контрреформ в том объеме, в каком она была задумана, не удалось. На исходе 19 столетия в стране стала складываться иная социально-политическая обстановка, и многие задуманные контрреформы (например, пересмотр судебной реформы 1864 г. и законодательства о крестьянах начала 60-х годов) так и не были проведены.

Александр 3 рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошёл в историю как царь — «Миротворец», так как был убеждённым противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение и русификацию окраин Россия. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения Александр III отверг предложение М.Т.Лорис-Меликова. В апреле 1881r был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они полностью контролировали жизнь русской деревни. «Городское положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширила систему опеки и вмешательства правительства в городское самоуправление. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. В1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов, одновременно был усилен надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I. В целом во внутренней политике второй половины XIX века проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земство и городское самоуправление. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временно-обязанное состояние крестьян. Однако, главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

38) Революционное  движение в России во второй половине XIX в.- Не нашла.

39) Духовная жизнь  и культура России в XIX в.

Понятие “Серебрянного века” или “Русского Ренессанса” для характеристики отечественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. введено Н.А. Бердяевым, увидевшим в культурных достижениях своих современников отблеск славы предшествующих «золотых» эпох. Как считал поэт-символист К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. На фоне этого появились новые литературные течения, интерпретировавшие действительность как с позиций реализма (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький, А.И. Куприн), так и в рамках субъективизированного мировосприятия (символизм В. Брюсова, Д. Мережковского, В. Иванова, А. Блока в 1900-е гг.; акмеизм Н. Гумилёва, А. Ахматовой, О. Мандельштама, и конкурировавший с этим течением футуризм В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака – в 1910-е гг.). Символистские тенденции нашли свое отражение в живописи (М. Врубель, В. Борисов-Мусатов), где в начале 20 в. возникли различные художественные объединения (“Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”). В философии разрабатывалось учение о всеединстве (В.С. Соловьёв), представляющем совокупность всех элементов бытия. В персоналистической концепции Н.А. Бердяева человек рассматривался как “вещь в себе”, который реализует свободу посредством творчества, противостоящего миру “призрачного бытия”.

Итоги развития культуры XIX в.

1. Феномен взлёта  русской духовной культуры позволяет  назвать XIX в. золотым веком русской  культуры.

2. Антикрепостническая, демократическая направленность  русского искусства и вера  в созидательные силы народа  определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.

3. Развитие естественных  наук, широкие связи русских учёных  с западными свидетельствовали  о достаточном месте в России  в мировом содружестве.

4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в  сокровищницу мировой культуры.

5. В XIX в. завершается  процесс складывания русского  литературного языка и формирования  национальной культуры.

40) Внешняя политика  России во второй половине XIX в.

После поражения в Крымской войне внешняя политика развивалась в двух основных направлениях: продвижение в Азию и восстановление позиций в Европе (борьба за отмену унизительных условий Парижского мирного договора). Министром иностранных дел при Александре II был один из лучших дипломатов страны А.М. Горчаков. Во многом благодаря его усилиям удалось ликвидировать невыгодные для России статьи Парижского договора (1871). Эти события были связаны со сближением России с Пруссией и поражением Франции в франко-прусской войне. В 1873 г. Россия заключила союз с Германией и Австро-Венгрией (Союз трех императоров), определявший европейскую политику России в 70-е гг. XIX в.

В 1864 г. закончилась длительная Кавказская война, в начале 60-х продолжилось движение России в глубь Средней Азии (присоединение Казахстана, среднеазиатских ханств), что привело к столкновению интересов России и Англии в этом регионе.

С середины 70-х гг. вновь обостряется восточный вопрос. Связано это было с тем, что Россия поддержала освободительную борьбу балканских народов за независимость, а также со столкновением интересов ряда европейских стран в этом регионе. Жестокое подавление турками восстания в Сербии и собственные интересы России на Балканах привели к тому, что в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции. Война для России оказалась неожиданно тяжелой, но в конечном итоге Турция потерпела поражение. В местечке Сан-Стефано (1878) был заключен выгодный для России и балканских народов мирный договор. Однако это вызвало противодействие со стороны Англии и Австро-Венгрии, настоявших на пересмотре условий Сан-Стефанского мира, что и произошло в том же году на Берлинском конгрессе. По его итогам территория Болгарии была уменьшена втрое, Австрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия, видимо, за поддержку Турции отобрала у султана остров Кипр. Неудачный мирный договор ударил по патриотическим чувствам русского общества.

Предательская позиция Австро-Венгрии в ходе русско-турецкой войны и отсутствие поддержки со стороны Германии на конгрессе в Берлине (уже при Александре III) привели к развалу Союза трех императоров. После этого началось сближение России с Францией, что послужило оформлению в 1891–1892 гг. военно-политического союза.

41) Российская империя  в контексте мирового развития  на рубеже XIX-начала XX века.

1. Быстрое развитее промышленного и производственного сектора.

2. Рубль устойчивая  обеспеченная золотом валюта, применяемая  в мире,

3. Обширный рынок  для импорта и иностранных  заказов,

4. Мировой экспортер  зерна, пушнины, икры…

42) Революция 1905-1907 г.г. в России: причины, ход, результаты.

Ру́сская револю́ция 1905 го́да, или Первая русская революция — название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.

Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.

43) Реформы П.А. Столыпина  и их значение.

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Общее описание аграрной реформы.

Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.

Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.

Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.

Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.

Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).

Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).

Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

44) Участие России  в Первой мировой войне ( 1914-1918)

Начало XX в. характеризовалось обострением между ведущими европейскими странами, усилением их борьбы за сферы влияния. Основные противоречия и послужили причинами Первой мировой войны: англогерманское соперничество за лидерство в Европе и на морских коммуникациях; франко-германские противоречия из-за Эльзас-Лотарингии; соперничество России с Германией и Австро-Венгрией на Балканах.

В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (возглавляемая Россией, Англией, Францией) и Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Тур-ция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.

Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г., ко-гда в Сараево сербскими националистами 15 (28) июня был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. 13 (28) июля 1914г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, а через два дня – Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны.

Россия вступила в войну неподготовленной: лишь к 1917 г. предусматривалось завершение военной программы страны.

Военные действия России развернулись в Восточной Пруссии против Германии и на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии. В декабре 1914 г. российские войска разгромили турецкую армию на Кавказе. Однако весной и летом 1915 г. из-за больших потерь на фронтах, несогласованности действий русского командования, а главное – острого недостатка вооружения и бое-припасов ход военных действий сложился для русских войск неудачно. Немецкие войска оккупировали Галицию, Польшу, Литву, часть Прибалтики и Белоруссии.

В 1916 г. было успешным лишь наступление русской армии на Юго-Западном фронте под командованием генерала А.А. Брусилова (1853-1926). Но «брусиловский прорыв», в ходе которого русская армия вышла к Карпатам, не был поддержан другими фронтами. Не получив ресурсов и боеприпасов, Брусилов в Галиции перешел к обороне, успех не был развит.

Информация о работе Лекции по "Истории"