Лекции по "Истории культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Античная культура
Лекция2. Культура средневековья

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по истории культуры.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Лекция 1. Античная культура

 

Вопросы для  обсуждения:

      1. Понятие «античность». Античная культура, периодизация и характерные черты.
      2. Древнегреческая культура.
      3. Культура древнего Рима.

 

Вопрос 1

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. Antiguus – древний), для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на культуры всех народов  Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Культура античности делится на 3 больших периода:

- греческая античность (II тыс. – IV в. до н. э.),

- эллинская античность (IV в. до н. э. – II в. до н. э.),

- римская античность (II в. до н. э. – V в. н. э.).

Общие черты:

      1. доминантой культуры является государственно-политическое устройство в данный период развития общества (монархия, аристократия, империя, республика).
      2. впервые философские учения приобретают большую значимость и играют роль второй доминанты.
      3. большая роль зрелищ (театр, спортивные соревнования, праздники, гладиаторские бои). Впервые массы не участвуют активно в культурном действии, а являются только наблюдателями.
      4. культура античности – культура мужская. Женщина может занять в ней место, только перестав быть порядочной.

Античная культура –  первая культура, основанная на частной  собственности. Она положила начало западной цивилизации. Она построена  на постоянном колебании между меркантильными интересами и духовными потребностями.

Отличия

Культура Древней Греции наиболее одухотворенная. Здесь даже ремесло приобретает признаки искусства.

Эта культура породила демократию, которая  предполагает гармонически развитую личность, способную выполнять государственную  функцию. Греки считали, что в здоровом теле – здоровый дух, поэтому уделяли огромное внимание физическому развитию.

Все жители греческих  городов-государств делились на рабов  и свободных. Свободные делились на граждан и неграждан. Неграждане не имели никаких прав, их мог убить даже раб. Поэтому самым суровым наказанием было изгнание из города, т.е. лишение гражданства.

Культура эллинизма

Это попытка синтезировать  все достижения древнейших цивилизаций, так как эта культура родилась в рамках державы Александра Македонского. В данный период демократия сменяется монархией, и нужда во всесторонне развитых людях исчезает. Для человека становятся важным не государство и его проблемы, а он сам, его отношения с др. людьми. В этот период рождаются движения философов эпикурейцев и циников (киников). Их отличительной чертой является внимание к человеку и его проблемам. Впервые ставится и решается вопрос о счастье.

Древнеримская культура

Отличается от древнегреческой  отсутствием высокой духовности.

Эту культуру определяют принципы государственного устройства римской республики, а затем империи, т.е. разделение на патрициев и плебеев. Плебеи требовали хлеба и зрелищ, а патриции – раздавали бесплатный хлеб и устраивали гладиаторские бои.

Если в начале Римской  империи сооружались грандиозные здания, прославляющие инженерный гений римлян, то позже эта культура приобрела разрушительный характер. Ее проявления свидетельствовали о вырождении культуры, что стало толчком к появлению и распространению христианства как выходу из духовного тупика.

 

Истоки формирования античной культуры:

- культура древневосточных цивилизаций,

- культура племен, населявших территорию Древней Греции и Древнего Рима.

 

Вывод: Культура античности дала образцы, достойные подражания как в материальном производстве, так и в лучших достижениях духовной жизни. Недаром она стала идейной основой культуры Возрождения.

Вопрос 2

Культура Древней Греции

 

Культура Древней Греции сыграла важнейшую роль в истории  культуры и искусства человечества. Она была определена общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.

Особенности культуры:

- культура Древней Греции – это культура отдельных полисов (т.е. городов-государств, имеющих республиканское устройство),

- демократичность,

- антропоморфизм (Протагор: «человек как мера всех вещей»),

- агональность (соревновательность, состязательность),

- авторский характер искусства,

- господство эстетических категорий «красота», «мера», «гармония»,

- важнейшая часть древнегреческой культуры – искусство, которое воспринималось как катарсис, т.е. очищение и возвеличение человеческой души (греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры),

- светский характер культуры,

- архитектура, скульптура и театр – ведущие направления художественной культуры.

 

Основные этапы  культуры Древней Греции:

      1. крито-микенский (эгейский) – Ш – II тыс. до н.э.
      2. «гомеровский» – XII – VIII вв. до н. э. Это время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Этот период развития культуры нашел отражение в поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых великому Гомеру. Приблизительно в VII в. до н. э. появилось общее название – эллины, а страны – Эллада.
      3. архаика – VII – VI вв. до н. э. – период образования рабовладельческих городов-государств.
      4. классика – период расцвета греческих городов-государств, V – IV вв. до н. э. Различают раннюю классику (490 – 450 гг.до н. э.), высокую классику (450 – 410 гг. до н. э.), позднюю классику (конец V – IV вв. до н. э.).
      5. эллинистический период – конец IV – I вв. до н. э. – период образования больших империй.

 

Персоналии:

Поэты – Анакреонт, Алкей, Сафо, Пиндар, Каллимах, Феокрит.

Философы – Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид.

Комедиографы – Аристофан, Менандр.

Архитекторы – Иктин, Пифей, Калликрат, Мнесикл.

Скульпторы – Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп, Леохар.

 

Памятники культуры: «Иллиада», «Одиссея»,

Афинский Акрополь,

Парфенон, Фаросский маяк (Александрийский),

Башня ветров в Афинах,

Статуя Ники Самофракийской,

«Афродита Милосская» Агессандра,

Скульптура родосской  школы «Лаокоон».

 

 

Вопрос 3

 

Периодизация культуры древного Рима:

      1. ранний или царский Рим – VIII– VI вв. до н. э.
      2. ранняя Римская республика – V–IV вв. до н. э.
      3. Римская республика – III – I вв. до н. э.
      4. расцвет Римской империи – I – II вв. н. э.
      5. упадок Римской империи – III – V вв. н. э.

В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался Рим, а Восточной Римской империи (будущей Византии) стал Константинополь.

 

Особенности развития:

- римский менталитет: милитаризм, патриотизм, способность к практической деятельности, верность гражданскому долгу, идея об особой богоизбранности римского народа,

- огромная роль закона в жизни, непреложность его соблюдения,

-усиление антагонизма между свободнорожденным гражданином и рабом,

- синтез греческой и римской культур,

- теократизм,

- субъективизм,

- императорский характер искусства,

- в формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти (население Италии, греческих областей, Египта, Пергама и др.).

 

На формирование древнеримской культуры заметное влияние оказали:

- соседние итальянские города ( в некоторых обычаях и ритуалах, в прикладном искусстве, т.е. в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров),

- этруски (в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, в тайных науках о гаданиях жрецов, в некоторых обычаях, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом),

- греки (переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы).

 

В древнеримском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура.

Она воплотила в себя идеи могущества государства.

Основное место в ней принадлежало не храмовому, как у греков, а общественно-гражданскому строительству.

Основные  типы построек:

- храмы (прямоугольные и круглые),

- погребальные сооружения (круглые и в форме пирамиды),

- жилые дома с внутренним двором (были и 5-этажные дома),

- общественные сооружения (форум, центральная площадь, рынок и т.д.), театры, амфитеатры для гладиаторских боев, цирки, термы,

- мемориальные сооружения (триумфальные арки в честь военных побед), триумфальные колонны,

- инженерные сооружения: мосты, дороги.

 

Высшего расцвета в Древнем Риме достигли:

- философия (Тит Лукреций Кар, Квинт Гораций Флакк, Сенека),

- литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций),

- ораторское искусство (Цезарь, Цицерон),

- театральное искусство (Менандр, Плавт, Теренций).

Памятники культуры:

- Колизей,

- Пантеон,

- триумфальные арки (Тита, Константина),

- термы Каракаллы и Диоклетиана,

- конная статуя Марка Аврелия.

 

 

 

 

Лекция2. Культура средневековья

 

Вопросы для  обсуждения:

      1. Влияние христианской религии на средневековую культуру
      2. Культура Византии
      3. Средневековая культура Западной Европы

Вопрос 1

Христианский тип культуры –  это культура раннего и зрелого  феодализма в странах Европы и Азии с V в. н. э по XVI в. н. э. Христианская культура унаследовала традиции античности и традиции готских племен.

 

Отличия от античности:

- увеличилось число народов, участвующих в создании культуры,

- культура стала многообразнее и сложнее,

- расширении культурных связей между народами,

- возникновение новых мощных очагов культуры: Китай, Индия, Византия, Древняя Русь, Средняя Азия, Иран, Западная Европа,

- искусство обращается к эксплуатируемым,

- образный строй и язык искусства стал сложнее, многообразней и эмоциональней,

- в античной культуре развивались все виды искусства относительно равномерно, а в средневековой – большее распространение получила архитектура,

- античное искусство реалистично, а средневековое – аллегорично,

- средневековое искусство утратило ясную гармонию и оптимизм, на смену им пришла драматическая сложность.

Для античного человека душа и тело – различные стороны человеческой сущности. Обе они прекрасны и едины. Для средневекового человека душа и тело – два противоположных начала. Потому нет преклонения перед красотой человеческого тела. Главное здесь – изобразить одухотворенность.

Идеал античности

Душа неизменна –  какая кому досталась, ничего с ней  человек не может сделать. Степень  свободы человека – нулевая. Античные люди не знали греха, а считали, что  есть только вина человека перед Богом.

Идеал христианства

Душа – христианка. Человек может ее погубить или спасти. Внутренняя свобода человека безгранична, она ценится выше внешней.

В основе христианства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку.

Главная христианская ценность – любовь к Богу – является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объясняемой греховной.

Христианство провозгласило  равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучным чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.

 

 

Вопрос 2

 

Византия существовала с 395 по 1453 г.

В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая  столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. После распада империи на две части Восточная Римская империя стала именоваться Византией. Такое именование ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное средневековье» восточного типа.

Информация о работе Лекции по "Истории культуры"