Лекции по "Истории культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:32, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Античная культура
Лекция2. Культура средневековья

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по истории культуры.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Византия стала достойной  наследницей античной культуры. Она  успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации.

В Византии завершилось  становление христианства. Оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, православной версии.

Огромную роль в становлении христианства сыграли:

Иоанн Дамаскин – выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «источник знания». Является создателем церковных песнопений.

Иоанн Златоуст – выдающийся представитель церковного красноречия, епископ Константинополя.

 

Византийские  ученые разработали византийское право, основой которого стала известная Кодификация Юстиниана – византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Это право нашло применение во многих европейских и азиатских странах данной эпохи.

 

Эволюция  византийской культуры (она имела взлеты и падения):

- переход от рабовладения к феодальному строю (V – VII века). В VI веке Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой

- смутные времена (VIII – IX века). Отмечены резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX века иконопочитание было вновь восстановлено.

- установление тесных связей с Киевской Русью (X – XII века). Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

- крестовые походы (XIII век). В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю. В XIV – XV вв. она переживает свой последний взлет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 году Константинополя означало конец Византии.

 

Своеобразие художественной культуры Византии:

- сочетание внешне несоединимых начал: с одной стороны – избыточной роскоши, пышности, зрелищности, с другой – глубокой духовности, возвышенной торжественности и утонченного спиритуализма. Это проявилась особенно ярко в архитектуре византийских храмов и церквей (Храм Св. Софии в Константинополе).

- успешное развитие мозаики, фрески, иконописи (икона Григория Чудотворца XII века, Владимирской Богоматери XII века), книжной миниатюры и литературы, музыки.

 

Роль в мировой культуре:

Византийская культура занимает достойное место в мировой  культуре. Главный вклад – в утверждении и развитии православного христианства. Не менее значительный вклад – в художественную культуру: в развитие мозаики, иконописи, литературы. Оказала благотворное влияние на становление и развитие русской культуры (росписи Церкви Спаса Преображения в Новгороде, иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля, иконы Андрея Рублева, Софийские соборы в Новгороде, Киеве и т.д.), белорусской культуры (Софийский собор в Полоцке, настенные росписи Свято-Евфросиниевской церкви).

 

 

 

 

Вопрос 3

 

Весь период средневековья охватывает V – XV столетия. Его называют темными, мрачными временами, кризисом в развитии культуры.

 

Периодизация культуры западноевропейского средневековья:

- раннее средневековье, период варварства (V – IX века). Это период становления средневековых идеалов, когда на обломках Западной Римской империи рождалась новая средневековая Европа. Великое переселение народов на римскую территорию. Значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с войнами и сопровождавшими их разрушениями.

- зрелый или классический (X – XIV вв.). Период расцвета феодализма, бурного развития экономической, технологической, политической, социальной, религиозной, художественной сфер. Возникновение сильных государств – Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия и др. Развитие образования (светские школы и университеты). Возникновение новых архитектурных стилей, возникновение книгопечатания.В этот период в Италии возникает новая по типу культура Возрождения.

- поздний (XIV – XVI вв.). Период феодализма и его упадка.

Возникновение средневековья было обусловлено:

- распадом Западной Римской империи (V в.),

- великим переселением народов или нашествием варварских племен – готов, франков, кельтов, германцев и т. д.

Истоки культуры средневековья:

- культура народов Древнего Востока,

- античная культура,

- культура варварских племен, населявших территорию современных стран Западной Европы.

Сущностные черты средневековой культуры:

- теоцентризм,

- символическое начало,

- роль аллегории (иносказания),

- тяга к обобщенности и универсализму,

- анонимность художественного творчества.

 

В средневековье  господствовали два главных стиля (прежде всего в архитектуре):

- X – XII вв. – романский стиль.

- XIII – XIV вв. – готический стиль.

 

Архитектурные стили и их особенности

Романский стиль

Возник в X веке. Оставался господствующим на протяжении двух последующих столетий. Термин «романский» появился в XIX в. (по аналогии с романскими языками и означал «римский». Т.е. термин отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также – с византийским. Однако термин не до конца отражает суть и главные черты романского искусства, т.е. достаточно условен.

Главные типы сооружений: замки, монастырские ансамбли и храмы, замки-крепости.

Отличительные черты сооружений:

Массивные каменные своды, толстые мощные стены, немногочисленные узкие окна, башни – важнейший  элемент архитектурной композиции. Огромные ворота соединены с подъемным мостом на цепях.

Замковый ансамбль включал  в себя высокую прямоугольную  или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения  для слуг и охраны.

Возводились на высоком  холме или откосе реки, иногда на искусственном возвышении.

Примеры романской  архитектуры: во Франции – церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермонте, Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье,

в Германии – соборы в Вормсе, Майнце, Шпейере,

в Италии – венецианский собор Святого Марка, архитектурный ансамбль в Пизе (знаменитая Пизанская колокольня, «падающая башня»).

 

Готический  стиль 

Господствовал в Западной Европе в  XIII – XIV веках.

Термин тоже условен. Его ввели итальянские гуманисты  для обозначения всего того, что  не относится к классическим образцам, т. е. уродливого, связанного с варварством (от «готы» – варварское германское племя). На самом деле этот стиль – красивейший архитектурный стиль Европы.

Главный тип  сооружения – городское строение (в этом – отличие от романского стиля).

Отличительные черты сооружений:

-устремленность ввысь,

-господство над остальными  застройками города,

-стрельчатая арка, которая  своей формой подчеркивает устремленность  ввысь,

-огромные окна, которые  как бы заменили стены, были украшены витражами,

-своды, стены, опоры словно утратили тяжесть. Отсюда ощущение легкости, которое подчеркивается и декором,

-декор: скульптура (центр  храма – скульптурное распятие), фреска.

Примеры готической архитектуры: на родине готики во Франции – церковь аббатства Сен-Дени, Собор Парижской Богоматери (строился в XI – XIV веках), монастырь Сен-Мишель в Нормандии, в Германии – Кельнский собор, в Англии – Кентерберийский собор, в Италии – Миланский собор, соборы во Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре, в Чехии (Прага) – Собор Святого Витта (заложен в 1344 г.).

Культурные  достижения западноевропейского средневековья

Памятники литературы:

Песнь о Роланде, Песнь  о Нибелунгах, Повесть о Тристане и Изольде, роман о Розе, «Божественная  комедия» Данте, «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера.

Архитектурные сооружения

Храм Святой Софии в Константинополе,

Мавзолей Теодориха  в Равенне,

Тауэр в Лондоне,

Палаццо Дожей в Венеции,

Собор Святого Вита в Праге.

 

Персоналии:

Аврелий Августин,

Боэций,

Кассиодор,

Карл Великий,

Алкуин,

Иордан,

Беда Достопочтенный,

Пьер Абеляр,

Данте Алигьери,

Джефри Чосер.

 

Вывод: В культуре позднего средневековья развиваются предвозрожденческие тенденции. Открываются новые университеты, развивается книгопечатание. Западное общество набирает силы для последующего культурного подъема.


Информация о работе Лекции по "Истории культуры"