Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:46, курс лекций
История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.
1.История как
наука и ее место в системе гуманитарного
знания.Изучение социально-гуманитарных
дисциплин важно для общеобразовательной
и мировоззренческой подготовки современных
специалистов и способствует интеллектуальному
развитию личности и выработке творческого
мышления. К важнейшим общественным наукам
относится история.История – это наука,
изучающая прошлое человеческого общества
в его значимых конкретных проявлениях
и с его закономерностями. Содержанием
истории служит исторический процесс,
который раскрывается в явлениях человеческой
жизни, сведения о которых сохранились
в исторических источниках. История не
только одна из двух тысяч существующих
современных наук, но и одна из древнейших.
История тесно связана с другими науками,
Функции исторического познания Первая
– познавательная, интеллектуально развивающая,
состоящая в изучении исторического пути
стран и народов, в отражении всех явлений
и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция – практически-политическая.
История как наука помогает вырабатывать
научно обоснованный политический курс,
избегать ошибочных решений. Одна из главных
функций – функция социальной памяти.
История есть память человечества, без
знания прошлого оно не способно к самопознанию
и нормальной деятельности. История обладает
огромной воспитательной силой. Знание
истории своего народа и всемирной истории
формирует важные гражданские качества
– патриотизм и интернационализм. История
показывает роль народа и отдельных личностей
в развитии общества, позволяет оценить
моральные и нравственные качества человечества
в развитии, понять такие категории, как
честь, долг, любовь, видеть пороки общества
и отдельных людей, их влияние на человеческие
судьбы. Методология науки Метод (способ
исследования) показывает как происходит
познание, на какой основе, на каких научных
принципах. Метод – это путь исследования,
способ построения и обоснования знаний.
Существуют специально-исторические методы
исследования: Хронологический – предусматривает
изложение исторического материала в
хронологической последовательности;
Синхронный – предполагает одновременное
изучение событий, происходивших в обществе;
Дихронный – метод периодизации; Историческое
моделирование; Статистический метод
и др. Существуют твёрдые установки, которыми
историк должен руководствоваться в своей
исследовательской работе для её оптимальной
эффективности. Эти установки называются
исследовательские принципы. Принцип
историзма – принцип мышления и исследования,
предусматривающий рассмотрение всех
предметов и явлений в их развитии, или
в их истории, т.е. выяснение того, как они
возникли, менялись и стали нынешними.
Принцип объективности предполагает опору
на факты в их истинном содержании, не
искажённые и не подогнанные под какую-либо
идеологическую схему. Этот принцип требует
рассматривать каждое явление в его многогранности
и противоречивости, в совокупности как
положительных, так и отрицательных сторон.
Принцип причинности предполагает выяснение
причинно-следственных связей явления
или процесса. Вообще, наука пытается дать
ответ в понятной, точной и доступной проверке
форме на пять видов вопросов, содержащие
что, где, когда, откуда и почему. Из этих
вопросов самым сложным является «почему?»,
и он связан с выяснением причин.
2. Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.
Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она
Наиболее популярным направлением истории в 20 в. является исторический позитивизм. Задачей историка позитивисты считают как можно более достоверную реконструкцию событий, не вдаваясь в рассуждения о причинах возникновения этих событий. Т.е. цель историка – ответить на вопрос «как», а не «почему». Школа Анналов – жесткий критик позитивизма. Основоположник Люсьен Февр
3. Метод(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической
Сторонники материалистической
Существуют также специально-исторические методы исследования:
1. хронологический — состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий); 2.хронологически-проблемный — предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3. проблемно-хронологический
— применяется при изучении
какой-либо одной стороны
4. периодизации
— основан на том, что и общество
в целом, и любая составная
его часть проходят различные
стадии развития, отделяемые друг
от друга качественными
5. сравнительно-исторический
— основывается на признании
известной повторяемости
6. ретроспективный — основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся изучаемому времени;
7. статистический
— состоит в исследовании
4. Эпоха формирования
и развития первобытно-общинных отношений
имеет огромное значение в истории человечества.
Она начинается с выделения человека из
мира животных. На протяжении этой эпохи
были заложены основы всего дальнейшего
развития материальной и духовной культуры
человеческого общества. Появление человека
было одним из величайших поворотов в
развитии природы. Этот поворот совершился
тогда, когда предки человека стали выделывать
орудия труда. Условия повседневной жизни
толкали предков человека к изготовлению
орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые
камни можно использовать для защиты от
нападения или для охоты на животных. С
изготовления орудий начинается труд.
Благодаря труду передние конечности
человекообразной обезьяны превратились
в руки человека. По мере высвобождения
рук для трудовых операций предки человека
всё более усваивали прямую походку. Когда
руки оказались занятыми трудом, совершился
окончательный переход к прямой походке,
что сыграло очень важную роль в формировании
человека. Предки человека жили ордами,
стадами. Но между людьми возникла такая
связь, которой не было и не могло быть
в животном мире: связь по труду. Люди сообща
выделывали орудия и сообща их применяли.
Следовательно, возникновение человека
было вместе с тем возникновением человеческого
общества, переходом из зоологического
состояния в общественное. Совместный
труд людей привёл к возникновению и развитию
членораздельной речи. Язык есть средство,
орудие, при помощи которого люди общаются
друг с другом, обмениваются мнениями
и добиваются взаимного понимания. Таким
образом, труд — «первое основное условие
всей человеческой жизни, и притом в такой
степени, что мы в известном смысле должны
сказать: труд создал самого человека»
Благодаря труду возникло и стало развиваться
человеческое общество.
5) Предпосылки и
основные этапы образования
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний. К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8- середина 9 вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров. К 9 в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина 9 — середина 10 в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты”, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
6) Социально-экономический и политический строй Древнего государства.
Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.
I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).
II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.
III период (вторая
половина XI — начало XII в.): время
территориально-политической
Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.
Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.
Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. Князь правил при помощи дружины. Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
7) Внешняя политика
Новгородско-Киевской Руси в IX
Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян.
Русско-византийские отношения IX—XI вв.— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения.
Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами.