Лекции по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:46, курс лекций

Краткое описание

История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.

Файлы: 1 файл

istoria_ekzamen.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

1.История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества в его значимых конкретных проявлениях и с его закономерностями. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. История не только одна из двух тысяч существующих современных наук, но и одна из древнейших. История тесно связана с другими науками, Функции исторического познания Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в изучении исторического пути стран и народов, в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция – практически-политическая. История как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. Одна из главных функций – функция социальной памяти. История есть память человечества, без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности.      История обладает огромной воспитательной силой. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует важные гражданские качества – патриотизм и интернационализм. История показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет оценить моральные и нравственные качества человечества в развитии, понять такие категории, как честь, долг, любовь, видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на человеческие судьбы. Методология науки Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.    Существуют специально-исторические методы исследования: Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе; Дихронный – метод периодизации; Историческое моделирование; Статистический метод и др.    Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы. Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему?», и он связан с выяснением причин. 

2. Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно.

Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она 

 

Наиболее популярным направлением истории в 20 в. является исторический позитивизм. Задачей историка позитивисты считают как можно более достоверную реконструкцию событий, не вдаваясь в рассуждения о причинах возникновения этих событий. Т.е. цель историка – ответить на вопрос «как», а не «почему». Школа Анналов – жесткий критик позитивизма. Основоположник Люсьен Февр

 

3. Метод(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

1. хронологический  — состоит в том, что явления  истории изучаются строго во  временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий); 2.хронологически-проблемный — предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3. проблемно-хронологический  — применяется при изучении  какой-либо одной стороны деятельности  государства, общества, политического  деятеля в ее последовательном  развитии. Такой подход позволяет  полнее проследить логику развития  проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4. периодизации  — основан на том, что и общество  в целом, и любая составная  его часть проходят различные  стадии развития, отделяемые друг  от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является  установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5. сравнительно-исторический  — основывается на признании  известной повторяемости исторических  событий в мировой истории. Его  суть состоит в их сравнении  для установления, как общих закономерностей, так и различий;

6. ретроспективный  — основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества  тесно связаны между собой. Это  дает возможность воссоздать  картину прошлого даже при  отсутствии всех источников, относящихся  изучаемому времени;

7. статистический  — состоит в исследовании важных  сторон жизни и деятельности  государства, количественного анализа  множества однородных фактов, каждый  из которых в отдельности не  имеет большого значения, в то  время как в совокупности они  обусловливают переход количественных изменений в качественные; социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др. Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны.

 

4. Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества. Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. С изготовления орудий начинается труд. Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека. Предки человека жили ордами, стадами. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное. Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания. Таким образом, труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество. 

5) Предпосылки и  основные этапы образования Древнерусского  государства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний. К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд  этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8- середина 9 вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров. К 9 в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще  добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина 9 — середина 10 в.) процесс  складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Третий, завершающий этап складывания государства  начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты”, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

6) Социально-экономический  и политический строй Древнего  государства.

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление  первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая  половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая  половина XI — начало XII в.): время  территориально-политической раздробленности.

Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. Князь правил при помощи дружины. Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

7) Внешняя политика  Новгородско-Киевской Руси в IX-XII вв.

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян.

Русско-византийские отношения IX—XI вв.— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами.

Информация о работе Лекции по "Истории"