Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:46, курс лекций
История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления.
Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
34) Земская реформа 1864 г. и ее значение.
Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.
Создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.
Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания
Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.
35) Судебная реформа и ее значение.
Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
-осуществление правосудия только судом;
-независимость судов и судей;
-отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
-несменяемость судей;
-бессословность суда (равенство всех перед судом);
-гласность судопроизводства;
-самостоятельность судей;
-устность судопроизводства.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 — 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством
Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, которые современники охарактеризовали так: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Судебная реформа была «наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут — телесные наказания. Из ведения суда присяжных с самого начала были исключены «государственные преступления», к которым законодатели предусмотрительно отнесли распространение политических и социальных теорий, направленных против существующего порядка.
36) Особенности складывания капиталистического (индустриального) общества в России в пореформенный период.
Развитие капитализма определялось ходом реализации крестьянской реформы. Постепенно он утверждается как господствующий способ производства. Наряду с общими закономерностями в России имелись существенные особенности развития капитализма.
Причины: объяснить это можно сохранением традиционных структур в экономике и социально – политической сфере: помещичья собственность на землю; крестьянская община; деление общества на сословия; самодержавие. Крестьяне и помещики были не подготовлены к капиталистическим отношениям. Люди не понимали сущности коренных перемен в экономике. Государство продолжало активно воздействовать на экономику и общество.
Для экономики характерна еще многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим и мелкотоварным в городе и деревне. Яркий контраст: бурный рост промышленности и застойное сельское хозяйство. Медленно собирался первоначальный капитал и это открыло дорогу иностранным инвестициям. Модернизация растянулась на длительный период и имела догоняющий характер по отношению к европейским странам.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
Капитализм в деревне развивался медленно. Прусский путь — эволюция помещичьего хозяйства в капиталистическое при сохранении феодальной эксплуатации крестьян. Характерен для Центральной России. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве – вовлечение крестьянских фермерских хозяйств в капиталистические отношения. (Сибирь, Север, казачество).
Основным показателем буржуазной эволюции села было состояние помещичьего хозяйства. В пореформенный период в нем сложилось три типа: отработочный (обработка земли помещика своим инвентарем), капиталистический (применение вольнонаемного труда батраков), смешанный (сочетался вольнонаемный труд и отработки).
Помещики, которые не сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, разорились. Крестьянское хозяйство с ещё большим трудом пыталось приспособиться к новым условиям.
Сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Но постепенно определяется специализация районов, аграрный сектор медленно превращается в развивающийся и товарный.
Развитие капитализма в промышленности.
Отменено крепостное право и появляется рабочая сила.
Особенности:
за короткое время в России проскочил путь домонополистического развития капитализма. Сохранилась многоукладность промышленности, крупная промышленность существовала рядом с кустарным производством.
Неравномерное размещение промышленности по территории России. Петербург, Москва, Украина – высокоразвитые районы. Сибирь, Средняя Азия, дальний Восток – почти неосвоенные в промышленном отношении.
Неравномерность развития промышленности по отраслям. Передовые отрасли – текстильная, пищевая (работали около половины всех рабочих). Развивалась тяжелая промышленность (Нефтяная, металлургическая).
Сильное государственное вмешательство в промышленную сферу через кредиты, субсидии, казенные заказы, финансовой и таможенной политики. Формировался – государственный капитализм.
Приток иностранных капиталов. (Англия, Германия, Франция, Бельгия).
Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие транспорта – железных дорог, водного транспорта (паровые суда, речное пароходство, морское пароходство).
Завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была сельхозпродукция – хлеб. Россия втягивалась в мировой рынок.
Промышленный подъём 1890-х
В 1880-х в России завершился промышленный переворот. Страна вступила в стадию капиталистической индустриализации. 1890-е характеризовались исключительно высокими темпами роста промышленного производства. Общий его объём увеличился в два раза. Однако развитие происходило неравномерно по отраслям и регионам. Наиболее динамично развивалась тяжёлая промышленность. Производство угля возросло в 1890-х в три раза, нефти — в два с половиной раза, выплавка чугуна — более чем в три раза. Приблизительно такими же темпами росло машиностроение. Почти вдвое увеличилась и протяжённость российских железных дорог. Традиционные отрасли, пр.всего текстильная, развивались медленнее. В целом лёгкая промышленность увеличила производство приблизительно в 1,6 раза. Наиболее динамичным экономическим районом России оставался, как и в 1880-е, металлургический Юг, далеко обогнавший — Урал. Центральный район, специализировавшийся главным образом на лёгкой промышленности, также уступал Югу в темпах роста.
37) Контрреформы Александра III в 80-90-е г.г. XIX в.
После убийства Александра 2 террористами «Народной воли» 1 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр 3 (1881-1894 гг.). Цареубийство явилось сильнейшим потрясением для Александра 3. Подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения он поставил в качестве одной из главных задач своего царствования. Во внешнеполитических делах Александр 3 старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали «царем-миротворцем».
Внутриполитический курс Александра 3 выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы».
Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. В 1882 г. были изданы новые «Временные правила о печати», устанавливавшие строгий надзор за газетами и журналами. В силу этих правил в 1883-1884 гг. прекратили свое существование все радикальные многие либеральные журналы. Новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал автономию университетов, восстановленную уставом 1863 г. В 1887 г. министр народного просвещения издал позорный циркуляр «о кухаркиных детях», в котором открыто, говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».