Лекция по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:33, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

16.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Ф КГМУ 4/3-04/02

ИП №6 УМС  при КазГМА

от 14 июня 2007 г.

 

Карагандинский государственный  медицинский университет

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин

Лекция 

Тема: «Культура казахов в XIV-нач. XVIII вв. Духовная культура. Устное народное творчество. Городская культура. Письменная историография»

 

 

Дисциплина: История Казахстана

Специальность: 5В130100 – Общая медицина

Курс: 1

Время (продолжительность): 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2010 г.

Утверждена на заседании кафедры

__29. 01._____ 2010 г. Протокол № 5____

 

Заведующая кафедрой:                                                         Никитина О.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Тема: Культура казахов в XIV-XVIII вв. Духовная культура. Устное народное творчество. Городская культура. Письменная историография»
  • Цель: Рассмотреть культуру казахов в XIV-XVIII вв.

План лекции: 1.Экономика и культура.

                                2.Духовная культура

                                3. Устное народное творчество

                                4. Городская культура

  • Тезисы лекции:

1. Экономика и культура

В XV—XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства — кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.

Закрепились ранее сложившиеся  маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). При этом каждый род, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов, традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны. Протяженность кочевий была от 200—300 км на юге и в Семиречье до 800—1000 км в меридиональном направлении в степных районах. Выбор места кочевий, конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и от политических условий в ханстве.

Экстенсивное кочевое скотоводство требовало обширных пастбищных угодий, и их постоянная нехватка вызывала войны и распри с соседями. Скотоводство чрезвычайно зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. Ибн Рузбихан, например, отмечая ценность сырдарьинских земель для кочевников, писал, что все окрестности Сей-хуна покрыты «камышом, богаты кормами для скота и топливом». В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости.

Хотя и медленно, сами формы ведения  кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались; в благоприятные годы (как со стороны погоды, так и со стороны политических условий жизни населения) интенсивно росло поголовье скота. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанные веками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов, юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походах и сражениях.

Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана — Сыгнака, Саурана, Ясы и др.— кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, главным образом из березы, в частности арбы, тахты и посуду; продавали пушнину, меховые шубы и шапки.

В обмен скотоводы  получали в городах Туркестана разнообразные  товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного производства и металлического, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое. В торговле участвовали и казахи:

«Их (казахов) купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним». Самым твердым, постоянным и массовым у кочевников был спрос на зерно — пшеницу, просо, ячмень, на другие продукты земледелия и садоводства и особенно на ткани (карбас).

Казахи знали оседлое  и полуоседлое земледелие и городскую  культуру, особенно в южных и юго-восточных  районах Казахстана. Постоянная связь  кочевого хозяйства населения степных  районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Оседло-земледельческое население городов и оазисов Туркестана, смешанное в этническом отношении, находилось в постоянном хозяйственно-культурном взаимодействии со скотоводческим населением степи. В свою очередь, и непосредственно кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселе ния, при этом земледелием занимались по большей части лишившиеся скота и возможности кочевать бедняки-жатаки.

Оседание казахов-кочевников происходило в зоне присырдарьинских оазисов и в западной части Семиречья более интенсивно, чем в каких-либо других местах государства. 'Процесс оседания казахов в XVI в. на этой территории был зафиксирован в документальных материалах (жалованных грамотах). Кочевавшие прежде аймаки (род, племя), по одной из таких грамот, подразделяются на «живущих [постоянно] в селениях (дихнишин), [полуоседло] в кишлаках (киш-лакнишин) и кочующих (сахранишин)». Упомянуты также кочевые племена (илатийа). В городах часто жили ханы со своим двором и войском, особенно после вхождения территории Туркестана в состав Казахского ханства. Контроль над городами позволял создать в целом на казахской территории более прочную экономическую систему, базировавшуюся на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах — кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.

Широко развивалось в XV—XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» «Камбар-ба-тыр» и др., социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек» и др., слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалки-из-жырау (XV в), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.). В песнях, поэмах, эпических сказаниях прославлялись самоотверженность и подвиги батыров в защите родины, рассказывалось о жизни и быте народа. Талантливые музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. В XVI—XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежре). Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Джала-ири «Джами ат-таварих».

2. Духовная культура

Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в том числе среди казахов, живущих в этом регионе. Правящая

казахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремилась распространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама не получили широкого распространения, большинство народа придерживалось доисламских верований, основанных на культе тенгри, поклонении солнцу, предкам, духу земли и духу воды, огню. Наряду с языческими обрядами все большее распространение получали и мусульманские обряды.

 

3. Устное народное  творчество

Широко развивалось в XV—XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» «Камбар-батыр» и др., социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек» и др., слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалкииз-жырау (XV в), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.). В песнях, поэмах, эпических сказаниях прославлялись самоотверженность и подвиги батыров в защите родины, рассказывалось о жизни и быте народа. Талантливые музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. В XVI—XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежире). Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Джала-ири «Джами ат-таварих».

 

4. Города

Во второй половине XV—XVII вв., в эпоху Казахского ханства, в Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». Наименования более двадцати из них встречаются в источниках; число городищ, обнаруженных археологами, превышает эту цифру. На правобережье Сырдарьи и ее притоков это были Ясы (Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу — Аркук, Узгенд, Аккурган, Куджан, на северных склонах Каратау — Сузак, Кумкент и др. Культурными и экономическими центрами были лишь 5—6 наиболее крупных из перечисленных «крепостей Туркестана», что, впрочем, и немало для такой небольшой территории, если принять во внимание ограниченность средневековой экономики, ее натуральный характер, относительную малочисленность населения и другие факторы.

Присырдарьинские города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль. Сыгнак, например, был «торговой гаванью» для восточного Дешт- и Кыпчака. Он был столицей первых казахских правителей.

Ясы (Туркестан) продолжал оставаться известным торговым пунктом, центром крупного земледельческого округа. На рубеже XVI—XVII вв. этот город стал столицей Казахского ханства, он был и главным религиозным центром для всего Туркестана и прилегающей казахской степи.

Отрар сложился в крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель. Как и Ясы, он в XVI в. долгое время был местом пребывания шайбанидских наместников в Туркестанском вилайете, укрывавшихся от своих степных недругов за прочными стенами от-рарской крепости. Доминирующее положение Отрара хорошо понимали современники, оставившие многочисленные свидетельства в источниках о борьбе за этот город, владение которым обеспечивало власть над всей областью.

Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений, среди которых Хафиз Таныш называет высокие крепостные стены с башнями, крепостной вал, глубокий ров, «подобный реке»; этот город упомянут Зайн-ад Дином Васифи в связи со строительством в нем в XVI в. медресе — «выдающегося архитектурного сооружения», а также строительством и эксплуатацией особых оросительных сооружений — кяризов, устройством на одном из них чахар-бага — загородной усадьбы с садами и виноградниками. Сайрам был хорошо укрепленной крепостью, крупным торгбво-ремесленным центром на юге Казахстана, на стыке торговых и военных путей из Мавераннахра в Туркестан и Семиречье; этот город являлся административным центром самостоятельного вилайета, в источниках упоминавшегося наряду с Туркестанским вилайетом.

Сузак на северных склонах Каратау  постоянно был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства как в борьбе за власть в степных районах, так и за города в Туркестане. Сузак был не только хорошей крепостью, но и торговым, ремесленным центром, выдвинутым в степь. В районе Сузака отмечены источниками иисследованы археологами другие оседлые казахские поселения: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Одни из них были крепостями, другие — земледельческими поселениями.

В хозяйственной жизни городского населения Туркестана как крупных, так и мелких городов, большую роль играли занятия сельским трудом. Полуаграрный характер городов отмечают исследователи по археологическим материалам и по данным письменных источников. Города были окружены садами и огородами, бахчами и виноградниками, полями и пастбищами. Земледелием и животноводством занимались не только жители ближних и дальних селений, но и сами горожане.

Каждый из городов был центром  обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В XVI— первой половине XVII вв. искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах, чем это было прежде. В одних местах оно основывалось на выведенных из Сырдарьи крупных каналах, в других — на многочисленных арыках из горных речек, стекавших с Каратау, в третьих — применялась кяризная система.

В городах имелись ремесленные  кварталы, развивались ремесла — керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах Туркестана XV—XVI вв. была развита фортификационная система. Крепостные сооружения, способные выдерживать длительную осаду, во время бесчисленных войн подвергались разрушениям и вновь восстанавливались трудом мастеров. Вместе с ними и под их прикрытием в то неспокойное время средневековья строились жилые постройки, культовые и общественные здания — мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытые рынки, караван-сараи.

В городах и оазисах Южного Казахстана существовал в позднее средневековье емкий и стабильный рынок, основанный на постоянном и взаимном спросе на продукцию земледельцев и ремесленников как внутри самого региона, между обитателями городов и селений, так и между ними — с одной стороны и кочевниками-скотоводами — с другой. Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. В этих городах чеканилась монета. Источники упоминают о наличии там крупных базаров и многочисленных дуканов. Благоприятная политическая обстановка, прекращение войн и усобиц в период возвышения Казахского ханства, особенно при Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-хане, способствовали развитию городов и торговли. Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном. Русским государством. Через территорию казахского государства пролегала сеть караванных дорог.

Информация о работе Лекция по "Истории"