Риторический анализ текста «из лекции по истории Франции»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:05, практическая работа

Краткое описание

Общая характеристика текста: текст представлен в виде лекции, вид красноречия – академическое.
Жанр: лекция
Характеристика содержания: рассказ о событиях, происходивших во Франции в 16, 17 и 18 веках.
Анализ дискурса:
проанализировав дополнительную литературу, подробно ознакомившись с биографией автора, я пришла к выводу о том, что лекция входила в знаменитый лекционный курс истории среднеевропейского средневековья, который Грановский читал в Московском университете в 1839 году. Заметим, что эта был первые такого рода лекции в России.

Файлы: 1 файл

Риторический анализ текста.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Риторический  анализ текста

Тимофей Николаевич Грановский «из лекции по истории  Франции» 

  1. Общая характеристика текста: текст представлен в виде лекции, вид красноречия – академическое.
  2. Жанр: лекция
  3. Характеристика содержания: рассказ о событиях, происходивших во Франции в 16, 17 и 18 веках.
  4. Анализ дискурса:

    проанализировав дополнительную литературу, подробно ознакомившись с биографией автора, я пришла к выводу о том, что  лекция входила в знаменитый лекционный курс истории среднеевропейского средневековья, который Грановский читал в Московском университете в 1839 году. Заметим, что эта был первые такого рода лекции в России. 

    Также, кроме  университетских курсов, Тимофей  Николаевич читал и публичные  лекции, а именно историю средних  веков с 1839 по 1844 года.

    Становится интересно, почему же Грановский решил прочитать серию таких лекций?

    Дело в  том, что 1836 -1839 годы Тимофей Николаевич вместе со Станкевичем провел в Берлине, где посещал лекции знаменитых тогда профессоров – историков Л.Ранке и Ф. Раумера, географа Риттера и Вагнера, особый интерес проявил к учению Гегеля. Именно в это время у Грановского складываются его исторические воззрения, в соответствии с которыми, он , по возращению из Берлина, и читал лекции.

  1. Что известно об авторе?

    Теперь  стоит рассказать о самом авторе.

    Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)  - знаменитый профессор истории, общественный деятель, социолог, представитель левого крыла  буржуазно – либерального направления. Из небогатых дворян.

    Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1835 году. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839-1855).

    В 1845 году защитил магистерскую диссертацию , а 19 декабря 1849 года – докторскую диссертацию, после чего получил звание ординарного  профессора. Что касается прочих научных трудов, то они представляют собой несколько десятков статей, опубликованных в различных повременных изданиях.

    Хотелось  бы рассказать о личных качествах  Грановского. Во-первых, это был чрезвычайно  обаятельный человек, он никогда  не ограничивал своего общения со студенческой молодежью кафедрой, стенами университета. Назначал специальные дополнительные часы для встреч с ними. Во время этого неформального общения речь заходила о многих вопросах, которые Грановский не мог затрагивать на лекциях по тем или иным причинам.

    Он был  самым популярным лектором в университете. Николай Тимофеевич обладал слабым голосом и прескверной дикцией, но несмотря на это, чрезвычайно пластично  и выразительно преподносил слушателям историю. Присущий ему дефект речи породил  в дружеском кругу прозвище «шепелявый профессор».

    Популярность  Грановского имела превосходящий  характер: она росла и крепла год  от года. Места в аудитории, где  он читал лекции, всегда надо было занимать заранее, собирались студенты со всех факультетов. Проходы были заставлены стульями, слушатели сидели даже на ступеньках.

    Организм  Грановского никогда не отличался  крепостью и не мог долго выносить тяжелой жизненной борьбы. 4 октября 1855 года он скончался, 42 лет от роду, после кратковременной болезни.

  1. Кто явный и предполагаемый адресат?

    Итак, поскольку  лекции Грановский читал в Московском университете, то явным адресатом  были студенты со всех факультетов. Не стоит также забывать, что он также  читал и публичные лекции, таким  образом, аудитория его слушателей расширялась.

  1. В каком стилистическом ключе построен текст?

    Текст написан  в публицистическом стиле. В нем  мы сможем найти различного вида языковые средства, которые я приведу чуть попозже.

  1. Какова композиция?

    Грановский  обычно начинал чтение своих лекций с обзора исторической литературы и  источников. В моем случае так и  есть: «читая сборники французских  обычаев, составленных в 16,17 и 18 веках  ….». Далее идут примеры, а именно яркие картины феодального быта , рассказ о тяжелой судьбе рабов или французских вилланов.

    В завершении этого кусочка, он делает, так сказать, микровыводы, о произволе, творившемся  во Франции того времени.

  1. Характеристика риторических средств:
    1. Эпитеты: «бессмысленные подробности», «пошлые повинности»,

      «страшное развитие», «грязные обычаи»,  «огромные  налоги».

    1. Синтаксический параллелизм: «крестьяне были обязаны…». С помощью его, автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль.
    2. Паронимы: замки – замки
    3. Олицетворение или метафорический эпитет: «следы этого обычая»
    4. Архаизмы: цирюльник, коих, кое.
    5. Риторический вопрос: «Какой же смысл?»
    6. Перечисление «…ни могущества, ни славы, ни богатства…»
    7. Инверсия или неправильное построение предложения, а возможно просто авторская особенность: «Жители были обязаны в известные дни приходить к замку и целовать замки, запоры замка и другие грязные обычаи»
  1. Особенности авторского стиля:

    В своей  лекции Грановский, как в прочем и в других, использует простоту изложения, избегая всяких сложных  фраз. Также Тимофей Николаевич красочно  описывает различные ситуации. С помощью таких приемов он придает лекции некоторую «живость и доходчивость».

  1. Сведения о восприятии текста:

    Все его  лекции свойственна ясность мысли  и четкость. Хотелось бы привести цитату из «Отечественных записок»(1858г.,№8,с.93): «несмотря на обилие материала – вспоминал один из учеников Грановского – на многообразие явлений исторической жизни, несмотря на особую красоту некоторых эпизодов, которые, по-видимому, могли бы отвлечь слушателя от общего – слушателю всюду чувствовалось присутствие какой-то идущей, вечно неизменной силы. Век гремел, бился, и отходил, а выработанное им поразительной яркостью выступало и воспринималось другим. История у Грановского действительно была изображением великого шествия нардов к вечным целям, поставленным человеку Провидением»

  1. Что хотел сказать автор? Что сказал? Что сказал ненамеренно?

    1)Грановский  в своей лекции подвел слушателя  к выводу о преходящей характеристике  крепостнических порядков, об их  исторической обреченности.

    2)яркие  примеры, картины феодального  быта, рассказы о тяжелой судьбе крестьян, рабов наталкивают слушателей на сопоставление с русской крепостнической деревней, он пытался приблизить историю к слушателю, сделать ее более человечной.

    Хотелось  бы подчеркнуть, что в своих лекциях Грановский не позволял проводить натянутые аналогии между прошлым и настоящим, или делать прозрачные намеки на современные обстоятельства.

    Через лекции он воспитывал любовь к русскому отечеству.

    Главная цель лекций (Герцен): «мы должны уважать и ценить трудное развитие Европы, которое так много дает нам теперь, мы должны постигнуть то великое единство развития рода человеческого, которое раскрывался в мнимом враге – брата, в расторжении – мир, одно сознание единства цели дает нам святое право, выработанное потом и кровью Запада. Таким образом, публичные выступления, были не только успешной попыткой приобщить русское общество к западноевропейской пропаганде западниками своих «общечеловеческих идей, чрезвычайно затрудненных в Николаевской России».

Информация о работе Риторический анализ текста «из лекции по истории Франции»