Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:05, практическая работа
Общая характеристика текста: текст представлен в виде лекции, вид красноречия – академическое.
Жанр: лекция
Характеристика содержания: рассказ о событиях, происходивших во Франции в 16, 17 и 18 веках.
Анализ дискурса:
проанализировав дополнительную литературу, подробно ознакомившись с биографией автора, я пришла к выводу о том, что лекция входила в знаменитый лекционный курс истории среднеевропейского средневековья, который Грановский читал в Московском университете в 1839 году. Заметим, что эта был первые такого рода лекции в России.
Риторический анализ текста
Тимофей
Николаевич Грановский
«из лекции по истории
Франции»
проанализировав дополнительную литературу, подробно ознакомившись с биографией автора, я пришла к выводу о том, что лекция входила в знаменитый лекционный курс истории среднеевропейского средневековья, который Грановский читал в Московском университете в 1839 году. Заметим, что эта был первые такого рода лекции в России.
Также, кроме университетских курсов, Тимофей Николаевич читал и публичные лекции, а именно историю средних веков с 1839 по 1844 года.
Становится интересно, почему же Грановский решил прочитать серию таких лекций?
Дело в том, что 1836 -1839 годы Тимофей Николаевич вместе со Станкевичем провел в Берлине, где посещал лекции знаменитых тогда профессоров – историков Л.Ранке и Ф. Раумера, географа Риттера и Вагнера, особый интерес проявил к учению Гегеля. Именно в это время у Грановского складываются его исторические воззрения, в соответствии с которыми, он , по возращению из Берлина, и читал лекции.
Теперь стоит рассказать о самом авторе.
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) - знаменитый профессор истории, общественный деятель, социолог, представитель левого крыла буржуазно – либерального направления. Из небогатых дворян.
Окончил
юридический факультет
В 1845 году защитил магистерскую диссертацию , а 19 декабря 1849 года – докторскую диссертацию, после чего получил звание ординарного профессора. Что касается прочих научных трудов, то они представляют собой несколько десятков статей, опубликованных в различных повременных изданиях.
Хотелось бы рассказать о личных качествах Грановского. Во-первых, это был чрезвычайно обаятельный человек, он никогда не ограничивал своего общения со студенческой молодежью кафедрой, стенами университета. Назначал специальные дополнительные часы для встреч с ними. Во время этого неформального общения речь заходила о многих вопросах, которые Грановский не мог затрагивать на лекциях по тем или иным причинам.
Он был самым популярным лектором в университете. Николай Тимофеевич обладал слабым голосом и прескверной дикцией, но несмотря на это, чрезвычайно пластично и выразительно преподносил слушателям историю. Присущий ему дефект речи породил в дружеском кругу прозвище «шепелявый профессор».
Популярность
Грановского имела
Организм Грановского никогда не отличался крепостью и не мог долго выносить тяжелой жизненной борьбы. 4 октября 1855 года он скончался, 42 лет от роду, после кратковременной болезни.
Итак, поскольку лекции Грановский читал в Московском университете, то явным адресатом были студенты со всех факультетов. Не стоит также забывать, что он также читал и публичные лекции, таким образом, аудитория его слушателей расширялась.
Текст написан в публицистическом стиле. В нем мы сможем найти различного вида языковые средства, которые я приведу чуть попозже.
Грановский обычно начинал чтение своих лекций с обзора исторической литературы и источников. В моем случае так и есть: «читая сборники французских обычаев, составленных в 16,17 и 18 веках ….». Далее идут примеры, а именно яркие картины феодального быта , рассказ о тяжелой судьбе рабов или французских вилланов.
В завершении этого кусочка, он делает, так сказать, микровыводы, о произволе, творившемся во Франции того времени.
«страшное развитие», «грязные обычаи», «огромные налоги».
В своей лекции Грановский, как в прочем и в других, использует простоту изложения, избегая всяких сложных фраз. Также Тимофей Николаевич красочно описывает различные ситуации. С помощью таких приемов он придает лекции некоторую «живость и доходчивость».
Все его лекции свойственна ясность мысли и четкость. Хотелось бы привести цитату из «Отечественных записок»(1858г.,№8,с.93): «несмотря на обилие материала – вспоминал один из учеников Грановского – на многообразие явлений исторической жизни, несмотря на особую красоту некоторых эпизодов, которые, по-видимому, могли бы отвлечь слушателя от общего – слушателю всюду чувствовалось присутствие какой-то идущей, вечно неизменной силы. Век гремел, бился, и отходил, а выработанное им поразительной яркостью выступало и воспринималось другим. История у Грановского действительно была изображением великого шествия нардов к вечным целям, поставленным человеку Провидением»
1)Грановский
в своей лекции подвел
2)яркие примеры, картины феодального быта, рассказы о тяжелой судьбе крестьян, рабов наталкивают слушателей на сопоставление с русской крепостнической деревней, он пытался приблизить историю к слушателю, сделать ее более человечной.
Хотелось бы подчеркнуть, что в своих лекциях Грановский не позволял проводить натянутые аналогии между прошлым и настоящим, или делать прозрачные намеки на современные обстоятельства.
Через лекции он воспитывал любовь к русскому отечеству.
Главная цель лекций (Герцен): «мы должны уважать и ценить трудное развитие Европы, которое так много дает нам теперь, мы должны постигнуть то великое единство развития рода человеческого, которое раскрывался в мнимом враге – брата, в расторжении – мир, одно сознание единства цели дает нам святое право, выработанное потом и кровью Запада. Таким образом, публичные выступления, были не только успешной попыткой приобщить русское общество к западноевропейской пропаганде западниками своих «общечеловеческих идей, чрезвычайно затрудненных в Николаевской России».
Информация о работе Риторический анализ текста «из лекции по истории Франции»