Крестьянская реформа 1861 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

В начале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические ресурсы страны. Однако глубокий кризис крепостнической системы оказывал губительное воздействие на экономику страны и ее военный потенциал. Поражение в Крымской войне обнаружило в глазах общества несостоятельность не только политики Николая I, но и всего режима в целом.

Оглавление

Введение 3
Глава I Предпосылки крестьянской реформы 6
1.1 Экономические предпосылки проведения реформы 6
1.2 Переустройство России 11
1.3 Правовые предпосылки реформы 15
Глава II Подготовка и проведение реформы 1861 года 24
2.1 Основные элементы реформы 24
2.2 Общее положение крестьян вышедших из крепостной зависимости 27
2.3 Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 года 28
2.4 Политические и социально-экономические последствия реформы 33
Глава III Итоги реформы 38
Заключение 47
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Крестьянская реформа 1861 года.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.

Александр II хотел видеть документ не только официально - торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пера Филарета текст «Манифеста» вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты.

Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были «Общее положение  о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Местные положения» и  «Дополнительные правила».

По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

Если крепостное право  было отменено сразу, одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.). По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и  назывались временно обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп23.

Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина надела зависела от «полосы» государства (нечерноземной, черноземной и степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были различные.

Конкретные экономические  условия освобождения крестьян (размер надела и размер повинности за него) фиксировались в так называемых «уставных грамотах». Они рассматривались  как определяющий документ, являющийся юридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его доверенным лицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во «временно обязанное состояние» и определявший социально-экономические условия этого состояния. По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение крестьян.

Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для разбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно «Положениям 1861 г.». Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.

Таким образом, центр  тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено - мировых  посредников, назначаемых Сенатом  по спискам, предложенным дворянскими  собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714 мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

В нечерноземных и  черноземных районах России устанавливались  «высшая» и «низшая» (треть «высшей») нормы надела, а степных районах - одна («указная») норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал «низшей». В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему «отрезанные земли». Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий24.

Перевод крестьян на выкуп  знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались «должниками» казны.

Обнародование Манифеста  и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни одной губернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых для них условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений и с применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрыв крестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волна крестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действие уставных грамот.

В период 1863 - 1870 гг. были проведены аграрные реформы в  соответствии с принципами «Положений» в удельной деревне, поземельное устройство государственных крестьян, а также реформы в национальных окраинах России (Грузии, Бессарабии и Абхазии).

2.4 Политические и социально-экономические  последствия реформы

К середине XIX в. в России назрел острейший  политический и социально-экономический кризис, который проявился в проигранной Крымской войне (1853-1856 гг.), в массовых выступлениях крестьян против феодально-крепостнической эксплуатации. Стремление правительства преодолеть экономическую отсталость страны от передовых стран Запада и предотвратить надвигающийся социальный взрыв явилось основной причиной отмены крепостного права.

Начавшаяся в 1861 г. по «Манифесту»  Александра II аграрная реформа касалась основ землевладения и землепользования, личного освобождения крестьян, наделения их землей, совершения выкупной сделки. Крепостные крестьяне получили личную свободу, право на торговые и промышленные сделки. Реформа предусматривала постепенный переход к крестьянам земельного надела за выкуп, который должен был компенсировать помещику потерю значительной части его земли и крепостного труда. Выкупную операцию взяло на себя государство. Казна выплачивала помещику 80% выкупной суммы, что ложилось долгом на крестьян. В целом процесс выкупа земли  растянулся до 1907 г. До совершения с помещиком выкупной сделки, в течение 20 лет большинство крестьян как «временнообязанные» несли повинности (барщину или оброк).

Крестьянство было связано круговой порукой. Землю помещик передавал в собственность по «уставной грамоте» сельской общине. От нее крестьянин получал надел в «постоянное пользование», нес общинные повинности. Вводилось крестьянское самоуправление в масштабах волости с выборным старшиной. Законом закреплялась первичная ячейка – «сельское общество». Это юридическое признание общины. Следовательно, реформа не разрушала традиционного почвенного уклада, не вела к переходу на подворное землепользование.

Отмена крепостного права способствовала быстрому росту рыночных, капиталистических отношений во всех отраслях промышленности. Появилась армия дешевого наемного труда, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым рынком. Завершавшийся в 80-х годах промышленный переворот дал толчок к мощному железнодорожному строительству. Это в свою очередь стимулировало производство чугуна, угля, нефти, других отраслей тяжелой промышленности, которые размещались на территории страны равномерно. К традиционному Петербургскому, Московскому, Уральскому промышленным регионам добавились Бакинский район нефтяной промышленности, Донбасс, где имелись богатые месторождения угля и железной руды. Концентрация производства и рабочей силы в этих регионах к концу XIX в. вышла на первое место в мире. Новой отраслью российской экономики стало машиностроение.

Тяжелая промышленность, особенно металлургия, требовала больших капиталовложений. Они обеспечивались, прежде всего, благодаря сильному государственному влиянию в промышленной сфере путем кредитов созданного в 1860г. Государственного банка правительственных субсидий, казенных заказов, протекционистской таможенной политики.

Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных, которые шли в форме займов государства, и прямых инвестиций. Иностранные банки и предпринимателей привлекали богатые сырьевые ресурсы, дешевизна рабочей силы, дающая возможность получения высоких прибылей. Английский, французский, германский, бельгийский капитал глубоко внедрялся во все сферы российской экономики, усугублял зависимость от него отечественного производства25.

В сельском хозяйстве главным препятствием для развития рыночных капиталистических отношений оставалась крупная помещичья собственность. Нехватка земли у крестьян вынуждала их арендовать часть земли у помещиков. За это выполнялась «отработочная» рента, которая являлась по существу феодальной барщиной. Но постепенно проникновение капитализма в аграрные отношения вызвало появление новой системы экономических отношений, при которой владелец земли нанимал сельскохозяйственных рабочих и предоставлял им свой инвентарь.

Что касается процесса изменения социально-экономической структуры деревни, то сами крестьяне назвали его «раскрестьяниванием». Эволюция крестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата.

Беднейшие и середняцкие хозяйства  не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (еще в 1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты).

В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных  губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли - надельной, купчей, арендной - и  от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота. Промежуточным звеном были середняки, на долю которых приходилось около 30 % крестьянских дворов.

Эволюция помещичьего хозяйства  состояла во все большей интенсификации земледелия на базе широкого использования наемного труда, применения сельскохозяйственных машин.

Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие от малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших владельцев и за это обрабатывать землю своим инвентарем ту часть земли, которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губерниях Черноземного Центра и Среднего Поволжья26.

Информация о работе Крестьянская реформа 1861 года