Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:12, реферат
Цель реферата: выяснить характер крестьянской реформы 1861 года и определить её роль в истории России.
.Введение….…………………………………………………………………………….3
2.Попытки проведения реформ.………………………………………………………...4
3.Александр II – “освободитель” .………………………………………………………6
4.Крестьянская реформа 1861г.:
4.1.Необходимость принятия крестьянской реформы …………………………...8
4.2.Подготовка реформы ……………………………………………………….…10
4.3.Пути решения крестьянского вопроса ……………………………………….12
4.4.Отношение к отмене крепостного права российского общества …………..14
4.5.Значение и последствия крестьянской реформы для развития России ……16
5.Заключение …….…..………………………………………………………………....17
6.Список литературы ………………………………………………………….……….18
Содержание:
1.Введение….………………………………………………
2.Попытки проведения реформ.……
3.Александр II – “освободитель” .………………………………………………………6
4.Крестьянская реформа 1861г.:
4.1.Необходимость принятия крестьянской реформы …………………………...8
4.2.Подготовка реформы ……………………………………………………….…10
4.3.Пути решения крестьянского вопроса ……………………………………….12
4.4.Отношение к отмене крепостного права российского общества …………..14
4.5.Значение и последствия крестьянской реформы для развития России ……16
5.Заключение …….…..……………………………
6.Список литературы ………………………………………………………….……….18
Введение.
В ближайшем прошлом и в
настоящее время Россия
Осознавая, что особенности
русского характера и культуры
остаются неизменными с
Если мы желаем провести
успешные реформы, нам
Примером могут послужить и введение христианства на Руси, и Петровские реформы, и становление социализма. Но я решил остановиться на реформах Александра II, а именно на вопросе об отмене крепостного права в России. Ведь эта реформа явилась одной из наиболее важных в судьбе русского народа, с которой русское общество вступило на новый этап своего существования.
Цель реферата: выяснить характер крестьянской реформы 1861 года и определить её роль в истории России.
2.Попытки проведения реформ.
Крепостное право на Руси окончательно установилось во время правления Петра I. Но полвека спустя некоторые наиболее образованные государственные деятели заговорили о вреде крепостного права.
Возможно, на их мышление повлияла политика “ просвещенного абсолютизма”, проводимая Екатериной II. В результате по специальному заказу канцлера М. И. Воронцова француз Де Буляр составил записку, в которой доказал пользу для государства “ третьего чина”.
После этого был составлен доклад для Екатерины II. Царица заинтересовалась этой идеей и пригласила для обсуждения 28 видных купцов. Однако их просьбы оказались самыми прагматичными и совершенно не касались политических и судебных прав.
Для нее было очевидно, что крепостной труд менее выгоден, чем вольный. Впервые это было напечатано в “Трудах вольного экономического общества” 1765 году.
Во времена Екатерины II против крепостного права высказывались совсем немногие, зато большинство дворянских депутатов, особенно из черноземных губерний, при обсуждении дали ясно понять, что за свои крепостнические права встанут насмерть.
Императрица
не стала им перечить; более
того убрала наиболее
Знаменитейшая формула громко произнесенная в 1856-м году – “освободить сверху, пока не освободились снизу”, была в какой-то степени понята Екатерины II, а затем довольно ясно осознана Александром I. Александр I обратился к любимому учителю – швейцарцу Лагарпу за советом и вскоре , 16 октября 1801 года, получил любопытные “директивы”, которые в общем принял к исполнению.
Против реформ (согласно Лагарпу) будет почти все дворянство, чиновничество, большая часть буржуазии. Буржуазия не развита, мечтает превратиться в дворян, получить крестьян. Реформатор может опереться лишь на образованное меньшинство дворянства и собственный императорский авторитет.
Также Лагарп советует, как можно энергичнее основывать школы, университеты, распространять грамотность, чтобы в ближайшем будущем опереться на просвещенную молодежь. Революции сверху как бы должен был предшествовать новый этап – “просвещенная революция”.
Советами учителя Александр воспользовался. При нем был издан закон “о вольных хлебопашцах”, облегчающий освобождение крепостных крестьян тем помещикам, которые вдруг пожелал сделать это добровольно. Царь взял курс на молодых: многие генералы, сановники были 30-40-летними. Во времена его царствования были открыты большинство дореволюционных университетов, гимназий, лицеев.
Первой попыткой реформы сверху является проект реформ Сперанского М. М., который должен был закончиться двумя главными результатами – первой российской конституцией и отменой крепостного права. Но из-за наступающей войны с Наполеоном Александр I не решился на преобразования и сослал Сперанского М. М.
Второй попыткой преобразований была предпринята Александром I в начале 20-х годов. Н. Н. Новосильцев, один из старинных друзей и сподвижников императора, разработал ряд засекреченных документов. По ним предполагалось личное освобождение крестьян и наделение их небольшим количеством земли. Александр I собирался объявить коренные реформы не в своей столице, где был сосредоточен аппарат государя, а подальше от нее, в Варшаве. “Невидимый” и тем особенно страшный бюрократический аппарат имел на царя давление.
Одновременно с проектом Новосильцева, тоже тайно, разрабатываются два проекта “революции сверху”: республиканский и конституционный, составленные декабристами П. И. Пестелем и Н. М. Муравьевым соответственно. Они предполагали обязательное освобождение крестьян, наделение их землей и создание российской республики, в первом случае, и конституционной монархии – во втором. Декабристы хотели провести реформу после свержения самодержавия, но не смогли даже противостоять ему.
Император и просвещенная молодежь в тайне друг от друга одновременно готовили проекты одной и той же реформы. Вот бы им объединиться. Но нет. Пестеля, рвавшегося высказать свои мысли императору, отговорили соратники. Александру I следовало бы решительно опереться на молодых офицеров, использовать их высокий патриотизм, их просвещенный, свободный дух, жажду улучшать дела в своем отечестве. Но он не увидел их. Не сбылось, не могло сбыться. Правители выигрывают, находя широкую, активную, интеллигентную, инициативную опору, и проигрывают, если не находят её.
После того как Александр I не решился, а декабристы не сумели, Николай I, без сомнения, некоторое время пытался взять на себя роль “революционера сверху”. Он действительно, а не на словах, предполагал провести ряд реформ, в их числе главную – отмену крепостного права. Десятки проектов, 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу! Не получилось. Не получилось у Николая I прежде всего из-за сильного и все нарастающего эгоистичного звериного сопротивления аппарата, высшей бюрократии.
Затягивание,
бюрократические комиссии, изобретение
проектов заранее неосуществимых, -
этими и многими другими
Не получилось ни у Екатерины II, ни у Александра I, ни у Николая I. Не получилось из-за сопротивления правящего класса, не желавшего отпускать крестьян, проводить какие-либо коренные преобразования.
3.Александр II – “освободитель”
Старший сын императора Николая Павловича родился в Москве 17 апреля 1818 года. Воспитателями его были генерал Мердер и знаменитый поэт В. А. Жуковский, руководитель его классных занятий. Самой лучшей характеристикой полученного Александром воспитания могут служить слова, сказанные Жуковским про своего сотоварища в деле воспитания, которые всецело могут быть отнесены и к нему самому: “В данном им воспитании не было ничего искусственного; вся тайна состояла в благодетельном, тихом, но беспристрастном действии прекрасной души его Его питомец слышал один голос правды, видел одно бескорыстие. Могла ли душа его не полюбить добра, могла ли в тоже время не приобрести и уважения к человечеству, столь необходимого во всякой обыкновенной жизни, особенно жизни близ трона и на троне”. Нет никакого сомнения, что Жуковский общим своим влиянием содействовал подготовлению сердца своего питомца к будущему освобождению крестьян.
Александр II находился под сильным влиянием отца, отличался от него характером, но уступал ему волей. Суровый и непреклонный ум Николая II порабощал мягкую и доступную влияниям натуру сына.
По достижению совершеннолетия наследник Александр совершил путешествие по России и Европе, где общался со ссыльными декабристами. Несомненно, общение это повлияло на Александра.
Будущий император всю жизнь оставался человеком мягким, нерешительным, доступным всякого рода внешним влияниям и рабом всех своих внутренних побуждений, всегда разнообразных, временных и всегда противоречивых друг другу.
Александр II стал императором, будучи сложившимся человеком. Еще наследником он принимал участие в государственных делах, в работе секретных комитетов по крестьянскому делу. Он не был ни либералом, ни фанатиком реакций, до воцарения не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Однако, вступив на престол в момент кризиса старой политической системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей.
В силу особенностей российской действительности, недостаточной развитости классовых отношений, движение вперед было возможно лишь при импульсах со стороны самодержавной власти. В своих действиях Александр II опирался в первую очередь на бюрократию. Последовали перемещения, отставки, новые назначения из среды той же бюрократии.
В этой среде с начала 30-х,
особенно в 40-х годах, стал
складываться слой
В середине 40-х годов этот содружество укрепилось и нашло выход, в частности в создании в 1845 году “Русского географического общества” под председательством великого князя Константина Николаевича. Общество это состояло при Министерстве внутренних дел, в котором с особой энергией проявляется активность либеральной бюрократии, как и реформаторская деятельность в целом. Из этого министерства вышел и лидер либеральной бюрократии – Н. А. Милютин, один из создателей реформы.
Александр II умел ценить умных и образованных дельцов. Такие дельцы и вынесли на своих плечах тяжесть законодательной работы над крепостной реформой. Но он не научился верить в силу идей, а к сильным идейным движениям в обществе относился даже с прямым недоверием.
Заслуга в проведении реформ принадлежит не одному Александру II, но без его желания и участия осуществить их было бы невозможно. Император, вступая на престол, был убежден, что освобождение крестьян должно совершиться именно в его царствование.
4.Крестьянская реформа 1861 г.:
4.1.Необходимость принятия крестьянской реформы.
К 50-60 ым годам экономическое развитие России далеко отставало от развитых европейских стран. Россия до сих пор еще жила при крепостном праве, в то время как большинство остальных великих держав давно избавилось от него.
Возможности крепостного хозяйства, как экономической системы, уже на исходе первой половины XIX века были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. В экономику России всё больше проникали товарные отношения, образовался всероссийский рынок. Крепостничество стало серьёзно тормозить развитие промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства.
Помещичье хозяйство,
основанное на подневольном
Дальнейшее прогрессивное развитие помещичьих хозяйств в условиях крепостного права было невозможным, что поняли отдельные наиболее умные и образованные дворяне.
Исследования советских ученых-историков Н.М. Дружинина, И.Д. Ковальченко, В.А.Федорова показали, что в середине XIX века хозяйства крепостных и государственных крестьян в целом были более прогрессивными по сравнению с помещичьими и по применению машин, и по найму рабочей силы, и по производительности труда. Крестьянское хозяйство представляло разные типы: обнищавшее, среднезажиточное, богатые и т. д. Выделение зажиточных и бедных дворов свидетельствовало о проникновении капитализма в крестьянское хозяйство. К середине XIX века крестьянское хозяйство сосредоточило большую часть товарной продукции. Это делало невозможным освобождение крестьян без земли.
В обрабатывающей