Крестьянская реформа 1861

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Цель реферата: выяснить характер крестьянской реформы 1861 года и определить её роль в истории России.

Оглавление

.Введение….…………………………………………………………………………….3
2.Попытки проведения реформ.………………………………………………………...4
3.Александр II – “освободитель” .………………………………………………………6
4.Крестьянская реформа 1861г.:
4.1.Необходимость принятия крестьянской реформы …………………………...8
4.2.Подготовка реформы ……………………………………………………….…10
4.3.Пути решения крестьянского вопроса ……………………………………….12
4.4.Отношение к отмене крепостного права российского общества …………..14
4.5.Значение и последствия крестьянской реформы для развития России ……16
5.Заключение …….…..………………………………………………………………....17
6.Список литературы ………………………………………………………….……….18

Файлы: 1 файл

александр 2.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

    Экономический кризис  породил кризис социальный. Массовые  крестьянские движения охватили  десятки губерний. Появившийся во  время Крымской войны уход  крестьян в ополчение вылился  в массовые бегства крестьян от помещика. Социальная психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем, что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами, убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновениями. Помещики боялись общего крестьянского восстания, которым могли воспользоваться революционные элементы.

    Невозможно было мириться  с хозяйственным неблагополучием  большинства помещичьих имений, с обнищанием многих частновладельческих крестьян, ощутимо сказывающихся на финансах государства.

 

 

 Крепостное право – главная  причина экономической и военно-технической  отсталости России. Решающей причиной  оказалась Крымская война (1853 -1856 гг.), которая нанесла серьёзный ущерб финансовой системе государства и помещичьему хозяйству. Именно Крымская война показала явные проблемы России в промышленности, экономике и других областях жизни. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.     

    Объективно, крепостничество  мешало также индустриальной  модернизации страны, так как  не давало возможности  образоваться  рынку свободной рабочей силы, повышению покупательной способности  населения и развитию торговли.

    Еще с начала XIX века неэффективность крепостнической системы ведения сельского хозяйства и экономики государства для многих стала абсолютно очевидной. Теперь же сохранение угрожало государственным интересам России. Причем не только традиционно в социально-политической сфере, но и в военно-экономической области. Положение было настолько нетерпимым, что правительство было вынуждено приступить к конкретной разработке реформы поистине революционного значения.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена  политическими, экономическими, социальными  и нравственными предпосылками  развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Подготовка реформы

 

То, что остро  необходимы стране либеральные реформы, без ликвидации крепостничества  невозможны, стало аксиомой для любого здравомыслящего россиянина. В том  числе и для консервативного  Александра II. “Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться с высоты самодержавного русского престола. Конституция нам не нужна, а дельная, просвещенная, диктаторская власть необходима” – эти слова к императору Александру II говорил консервативно настроенный М. Погодин. Не только М. Погодин, но и многие другие общественные деятели говорили о необходимости проведении целого ряда реформ. Они сыграли выдающеюся роль в подготовке и проведении реформы. Еще в 1855 году историк правовед  К. Д. Кавелин описал проблему модернизации России – крепостное право в его “Записке об освобождении крестьян в России”, которая получила общественный резонанс и, вероятно, удостоилась монаршего внимания.

Публицистические  выступления представителей разных общественно-политических направлений  во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности  решения крестьянского вопроса.

Так сложилась  реальная обстановка в ту минуту, когда 30 марта 1856 года необходимость реформы  была провозглашена с высоты престола и Александр II пригласил дворян “обдумать, как бы привести в исполнение его намерение покончить с крепостным правом”. “Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.” Речь царя дала понять, что скоро начнется подготовка реформы.

Выработка реформы  была возложена на Министерство Внутренних дел с председателем А. И. Левшиным. Летом 1856 года Левшин А. И. предоставил записку с изложением принципов реформы. Царь посчитал эту записку недоделанной и 3 марта 1857 года образовал Секретный комитет с председателем князем Орловым А. Ф. “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян” .Это был последний десятый Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Состоял он из николаевских сановников-крепостников, затягивающих дело. Одновременно Александр II назначил генерал-губернатором Западных (“Литовских”) губерний своего друга детства и соратника Назимова В. И. , поручив ему подговорить литовских дворян на создание проекта реформы. И вот уже 20 ноября 1857 года вышел царский рескрипт генерал-губернатору “Литовских” губерний об учреждении губернских комитетов для подготовки местных проектов крестьянской реформы. Не веря в возможность, чисто бюрократического решения проблемы, царь пишет аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернатору П. М. Игнатьеву. А в 1858 году по приказу царя во всех губерниях были открыты такие комитеты. “Хотя большого прока от них не ожидаю, но все-таки можно будет воспользоваться хорошими мыслями, которые можно надеяться найти, если не во всех, то, по крайней мере в некоторых из них” – так относился Александр II к губернским комитетам. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформы.

16 февраля  1858 года Секретный комитет переименован  в “Главный комитет по крестьянскому  делу для рассмотрения постановлений  и предложений о крестьянском  состоянии”. В него введен великий  князь Константин Николаевич, назначенный  председателем, сторонник освобождения  крестьян.

Предписание дворянству проявить инициативу в решении крестьянского вопроса с одной стороны как бы вынудило их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующих классов. Несмотря на жесткое сопротивление дворян-крепостников за 1858 – 1859 года в

созданные при  Главном  комитете Редакционные комиссии поступило более сотни проектов реформы.

Интересы помещиков нечерноземных  губерний отражал проект  А. М. Унковского. В нем помещики стремились к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и

получение максимального  выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских  началах.

Интересы  помещиков черноземных губерний воплотил проект крупного полтавского  помещика Позена М. П.: стремление помещиков к сохранению в своих руках

максимального количества земли, но вместе с тем  и их незаинтересованность в

 обезземелии крестьян, сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.

В степной  местности проект Самарина Ю. Ф. предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землёй и предоставление им гражданских прав, установить переходный период (10 – 12 лет), во время которого сохранялось бы отбывание крестьянами  барщинских работ за наделенную землю и право вотчинской полиции за помещиком в его имении.

Несмотря  на внешнее различие проектов, суть их была одинакова: сохранение помещичьего  землевладения, власти помещиков и самодержавного строя. Они были направлены на создание условий для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства.

Обсуждение  крестьянского вопроса заняло центральное  место в русской прессе. Чернышевский проводил в подцензурной форме и  внешне благополучном тоне идею немедленного освобождения крестьян с землей без  всякого выкупа.

В состав главного комитета входили близкий друг Александра II Я. И. Ростовцев и Н. А. Милютин, один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи. Они сыграли немалую роль в процессе подготовки реформы. Н. А. Милютина назвали “главным двигателем реформы”. В большей степени именно эти люди подготовили вместе с Редакционными комиссиями в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах”.

Предлагалось сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов. Решено было вызвать их в два этапа. Вызванным запрещалось собираться вместе, подавать коллективные мнения, даже общаться между собой, за этим следила полиция. Они считали нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них – заниженными. Главному комитету пришлось пойти на некоторые уступки.

С 26 января по 16 февраля 1861 года проект обсуждался в Государственном Совете, где он был подвергнут очередным  изменениям в пользу помещиков.

Подписание  Положений и Манифеста было предписано к 19 февраля – шестой годовщине  восшествия Александра II на престол. Текст Манифеста переделал митрополит Филарет, который придал ему форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян.

В тот же день был учрежден Главный комитет  “об устройстве сельского состояния”, призванный осуществлять высшее наблюдение за введением в действие “Положений 19 февраля 1861 года”, рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих Положений, решения ряда спорных и административных дел, под председательством великого князя Константина Николаевича.

Правительство понимало, что подготовленный закон не удовлетворяет крестьян, поэтому было принято ряд мер  для подавления крестьянских волнений, которые могли вспыхнуть в ответ на “даруемую волю”. В декабре 1860 – январе 1861 годов происходили секретные совещания высоких чиновников по поводу последствий манифеста.

Так закончилась  подготовка реформы, которая должна была стать новым этапом в жизни России. Но впереди стояла новая задача – привести эту реформу в жизнь, что и началось с обнародования её в течение месяца с 5 марта по 2 апреля.

 

 

4.3.Пути решения крестьянского вопроса.

 

Об отмене крепостного права возвестил  “манифест о всемилостивейшем даровании  крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателях…” Практические условия освобождения были определены в “Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Срок введения в действие Положений был установлен до 19 февраля 1863 года. Главным содержанием реформы была отмена крепостного состояния. Крестьяне объявлялись личноосвободными и становились юридическими лицами. Изменение правового положения крестьян привело к смене формы их эксплуатации. На смену феодальному способу эксплуатации пришел капиталистический способ. Это определяло буржуазный характер реформы в области правового положения крестьян. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в оплате налогов, несли натуральные повинности. Многие полномочия помещиков перешли частью к государству, а главным образом – к общине.

В течение  лета 1861 года в селениях крестьян ввелось  “крестьянское общественное управление”. Начальным органом управления стало  сельское общество, раньше составляющее имение помещика. В них избирали сельского старосту на 3 года. На собрание ходили все кроме тех, которые выкупились, то есть вышли из общины. Несколько соседних сельских обществ составляли волость. Здесь избирали волостного старшину, помощников и волостной суд. Волостной суд вел административно-хозяйственные дела. На волостного старшину и сельского старосту  возлагались полицейские функции – сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия.

Сельские старосты и волостные  старшины подчинялись “установленным властям”: мировым посредникам и  судебным следователям. Важную роль играл  институт мировых посредников, на которых  были возложены множественные административные и посреднические функции: разбор споров, надзор за органами самоуправления, введение уставных грамот и тому подобное. Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернских властей из потомственных дворян. До 10-и волостей объединялись в мировые участки, на которых работал мировой посредник. Мировые посредники подчинялись мировому съезду, а съезд – “губернскому по крестьянским делам присутствию”. Но мировые посредники не зависели от губернской администрации. Мировыми посредниками были  как сами крепостники, так и либеральные дворянин, критиковавшие несправедливость реформы.

Положение устанавливало обязательное наделение крестьян усадебной и  полевой землей сначала за повинности, а потом за выкуп. При определении размеров наделов преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и помещиком. Если соглашения не достигались, то прибегали к помощи мировых посредников. Конкретные условия освобождения крестьян и размеры их наделов определялись в уставных грамотах. Затем крестьяне переводились на положение временнообязанных до момента перехода на выкуп. Потом еще период 49 лет для погашения выкупных платежей.

Крестьяне, проживающие в Западных губерниях, получили надел, которым  пользовались до реформы. Но в большинстве  губерний земельные наделы были сокращены. При определение норм наделов  учитывались природные и экономические  условия. Если принадлежавшая крестьянину  земля была выше установленной нормы, то помещик производил “отрезание”  земли, если она была меньше то помещик  “прирезал” землю. Отрезались в основном необходимые для крестьянина земли: пастбища, водопои и тому подобное, и которые крестьянин вынужден, был брать  в аренду.

Исследования советскими историками документальных архивов показали, что в действительности у крестьян отрезали 20% их угодий. В среднем по России крестьяне получили по 3,4 десятины на душу, при необходимом минимуме 6 – 8 десятин. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через 2 года бесплатно. Но и без клочка земли. В итоге 33,7 млн. десятин земли досталось бывшим помещичьим крестьянам, а помещики сохранили в 2,5 раза больше. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнять в пользу помещиков временные повинности в виде денежного оброка или барщины. К 1881 года во временнообязонном состоянии оставалось 15% бывших помещичьих крестьян.

Информация о работе Крестьянская реформа 1861