Крестьянская реформа 1861 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

В начале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические ресурсы страны. Однако глубокий кризис крепостнической системы оказывал губительное воздействие на экономику страны и ее военный потенциал. Поражение в Крымской войне обнаружило в глазах общества несостоятельность не только политики Николая I, но и всего режима в целом.

Оглавление

Введение 3
Глава I Предпосылки крестьянской реформы 6
1.1 Экономические предпосылки проведения реформы 6
1.2 Переустройство России 11
1.3 Правовые предпосылки реформы 15
Глава II Подготовка и проведение реформы 1861 года 24
2.1 Основные элементы реформы 24
2.2 Общее положение крестьян вышедших из крепостной зависимости 27
2.3 Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 года 28
2.4 Политические и социально-экономические последствия реформы 33
Глава III Итоги реформы 38
Заключение 47
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Крестьянская реформа 1861 года.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Эти принципиальные положения свидетельствуют  о глубоком знании исторической реальности и понимании того, что не только крупное помещичье, но и мелкое крестьянское хозяйство, свободное от крепостнических пут, может быть эффективной формой экономического прогресса, а сам этот прогресс будет наиболее успешным при сочетании различных форм производства.

Указанная оценка исторической ситуации определяла и программу отмены крепостного  права. Крестьяне должны получить свободу со всем принадлежащим им имуществом и с землей, которой они пользовались. Помещик получает вознаграждение за землю и личность крестьянина, ибо крепостные – такая же их собственность, как и земля.

Другой славянофил, Ю. Ф. Самарин, выражая  интересы помещиков степной полосы, где господствовала барщина, не выступая прямо против рескриптов, доказывал необходимость предоставления крестьянам всей земли, которой они пользовались.14 Однако он решительно выступал против немедленного и полного освобождения крестьян и отстаивал установление переходного периода, в течение которого крестьяне будут отбывать барщину. Это определялось, по его мнению, невозможностью при отсутствии значительного рынка наемной рабочей силы быстрой перестройки помещичьих хозяйств на буржуазный лад15.

Таким образом, либералы вместо программы  постепенного личного освобождения крестьян и сохранения их земельной  зависимости от помещиков и феодальных повинностей за нее предлагали ликвидацию крепостнической системы. Главным здесь было отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и превращение крестьян в свободных и самостоятельных мелких производителей. Помещики же, оставаясь крупными земельными собственниками, должны были вести свое хозяйство на основе наемного труда. Это был реалистический подход, учитывавший сущность фактической исторической ситуации и возможности последующего развития.

Однако к осени 1858 г. события  развернулись таким образом, что позиция Александра II и правительства в вопросе крестьянской реформы радикально изменилась. Как уже указывалось, главным в условиях отмены крепостного права был вопрос о земле, а именно – остается ли вся земля в собственности помещиков и крестьяне получают ее в пользование за повинности или крестьяне освобождаются с землей с правом выкупа ее в собственность. От первого подхода, провозглашенного в программе рескриптов и отстаиваемого консерваторами и подавляющим большинством помещиков, произошел переход ко второму – освобождению крестьян с землей с правом выкупа ее в собственность.

Было несколько причин такого поворота. Главное состояло в том, что приближалось к пределу социальное и общественно-политическое напряжение, царившее в стране в обстановке начавшейся подготовки крестьянской реформы. Все яснее обнаруживалось, что и «низы не хотят» жить по-старому, и «верхи не могут управлять» по-старому.

Прежде всего, росло напряжение в деревне. Это подчеркивал в  конце 1858 г. шеф жандармов16. Здесь особенно сильные впечатления произвели волнения крестьян в Эстляндии (апрель - июнь 1858 г.) в ответ на введение в 1856 г. положения о крестьянах17.

Не прошли бесследно и призывы  к всеобъемлющему решению крестьянского вопроса, исходившие из среды радикально настроенных представителей общественной мысли и освободительного движения.

Либералы и радикалы были едины  в главном: в необходимости ликвидации крепостнических отношений, в освобождении крестьян с землей, в превращении их в свободных, самостоятельных мелких хозяйств. В этом плане они представляли один антикрепостнический лагерь. И здесь борьба радикалов против крепостников и их воздействие на правительственные круги, безусловно, имели немаловажное значение.

Но либералы и радикалы были существенно отличными направлениями в антикрепостническом лагере. Они выражали различные социально-классовые интересы и преследовали различные конечные цели. Первые отстаивали интересы стремящихся к перестройке своих хозяйств помещиков и торгово-промышленной буржуазии, а вторые – крестьянства. Идеалом первых были проводимые самодержавием постепенные реформы, а вторых – народная революция, упраздняющая и крепостничество, и самодержавие.

Так воздействие целой совокупности факторов привело к выработке  и принятию новой программы крестьянской реформы. Ее суть была раскрыта в принятом 4 декабря 1858 г. Высочайшем повелении. Главное сводилось к тому, чтобы, освободив крестьян с землей с правом выкупа ее в собственность, содействовать «всеми возможными мерами к ограждению большого сельского хозяйства, но без стеснения личной свободы крестьян и без нарушения тех прав, кои будут им дарованы, оказывая всемерно покровительство устройству и мелких хозяйств, дабы сохранить нашу земледельческую промышленность и устранить всякие опасения в доставке хлеба, нужного для продовольствия войска и городов и поддержать нашу хлебную торговлю с иностранными государствами». Идеи наиболее последовательных сторонников устранения крепостничества из среды либералов стали основами политики самодержавия в аграрном вопросе. Однако предстояла еще большая работа по подготовке положений о конкретных условиях и механизме проведения реформы и новом устройстве деревни. На местах этим занимались губернские комитеты. В специальном циркуляре им предписывалось объяснить, «в чем именно будет состоять предложенное ими улучшение настоящего состояния помещичьих крестьян в отношении как личных прав, так и хозяйственного их быта». В целом дело необходимо вести так, чтобы крестьянин ощутил немедленно улучшение своего положения, помещик немедленно успокоился, а сильная власть на местах не колебалась.

 

Глава II Подготовка и проведение реформы 1861 года

2.1 Основные элементы реформы

 

С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью – отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Крестьяне каждого помещичьего  имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы  они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности.

Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия. Но администрация не могла использовать мировых посредников в своих целях. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабристы Г.С. Батеньков и А.Е. Розен, Л.Н. Толстой и др.).

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе  и та, которая находилась в пользовании  крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными».

Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Предлагалось оставить за крестьянами все земли, которыми они пользовались при крепостном праве18. Помещики нечерноземных губерний не возражали против этого. В черноземных же губерниях они яростно протестовали. Поэтому в законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел (в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.) у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья – прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки», сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку – по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В принципе, в основу суммы выкупа должна была бы лечь доходность выкупаемых земель. В отношении черноземных губерний примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не с доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Опасаясь, что крестьяне не захотят  платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу19.

Помещикам-крепостникам удалось ввести в закон еще одну поправку. По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить» крестьянам четверть их законного надела, а остальные земли забрать себе. Крестьянские общества, клюнувшие на эту уловку, впоследствии горько раскаялись. Очень скоро сёла «дарственников» на своих крошечных наделах катастрофически обнищали.

2.2 Общее положение крестьян  вышедших из крепостной зависимости

 

Юридическим выражением крестьянской реформы являлись «Манифест о всемилостливейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей, и об устройстве их быта». (1861 г. 19 февраля), «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Согласно  данным законодательным актам: «Крепостные люди получали права свободных сельских обывателей». Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли, могли предоставлять крестьянам за установленные повинности усадебные земли, установленные в местных положениях количество земли для обеспечения их быта и исполнения обязанностей перед правительством.

Пользуясь данным земельным наделом, крестьяне обязаны были исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности.

Переходное  состояние крестьян называлось - временнообязанное.

Временнообязанные крестьяне  – категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости  в результате реформы 1861 г., но не переведенных на выкуп. За пользование землей эти крестьяне несли повинности (издольщину или оброк) или платили установленные законом платежи. Срок временнообязанных отношений установлен не был. Выкупив надел, временнообязанные переходили в разряд землевладельцев. Но до этого момента помещик являлся попечителем сельского общества. В 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян. В отдельных районах России временнообязанные отношения сохранились до 1917 г. 20

Также за крестьянами закреплялось право выкупить усадебную землю, с таковым приобретением крестьяне должны освободиться от обязанностей к помещикам и становятся свободными собственниками. В течение двух лет должен сохраняться прежний порядок.

Для правильного  достижения такого порядка открывались  в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, для рассмотрения крестьянских споров назначить в уездах Мировых посредников, образовать Уездные Мировые съезды.

Образовать в помещичьих имениях мирские управления, открыть в селениях волостные управления, составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу уставную грамоту, в которой отражалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование и размер повинностей, причитающихся с них как за землю, так и за другие выгоды. Уставные грамоты должны утверждаться в течение двух лет со дня издания данного Манифеста. По форме правления Россия остается абсолютной монархией. Во главе государства находился император, обладавший неограниченной государственной властью.

 

2.3 Основные положения законодательных  актов реформы 19 февраля 1861 года

 

Манифесты являются одной из распространенных форм законодательства. Их появление связывалось с такими чрезвычайными обстоятельствами в государстве, как восшествие на престол, провозглашение важнейших социально-экономических или политических преобразований21.

Положения – являлись формой законодательного акта, определявшего деятельность государственных и частных учреждений, правовое положение отдельных сословий. Социально-экономическое положение крестьянства было определено в 19 законодательных актах, каждый из которых был посвящен какой-либо одной группе крестьянства или вопросу «Общее положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян водворенных на помещичьих землях в губерниях великорусских, новороссийских и белорусских», «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»22.

Информация о работе Крестьянская реформа 1861 года