Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа
Актуальность моей темы обусловлена тем, что сельское хозяйство в наши дни переживает трудное время. Правительство проводит многочисленные реформы в сельском хозяйстве. Оно проводит политику внедрения фермерского хозяйства, даёт возможность фермерам получать кредиты в банках и многое другое.Подобная ситуация была и в XIX веке. Тогда император Александр II решил провести крестьянскую реформу. Это произошло в 1861 г. Тогда 19 февраля 1861 г. в свет вышло «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
1. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861
2. Социально-экономическое развитие пореформенной Росcии
3. Пореформенное помещичье хозяйство
4. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия
5. Особенности социально-экономического развития пореформенной России
Министерство науки и образования РФ
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Тверской филиал
Кафедра гуманитарных, социально-экономических и юридических наук
Контрольная работа по истории
Тверь 2012
Тема 35:Крестианская реформа 1861 года и ее значение
План
1. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861
2. Социально-экономическое развитие пореформенной Росcии
3. Пореформенное помещичье хозяйство
4. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия
5. Особенности социально-экономического развития пореформенной России
Список использованной литературы
1. Зайончковский П.В. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в. - М., 1997.
3. Хрестоматия по истории СССР,1861-1917: Учеб. Пособие. — М.:1990.
4. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал.гос.техн.ун-т. 1994
5. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3кн.Кн.3.Переиздание – М.: Мысль, 1997.
6. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. –
1. Актуальность моей темы обусловлена тем, что сельское хозяйство в наши дни переживает трудное время. Правительство проводит многочисленные реформы в сельском хозяйстве. Оно проводит политику внедрения фермерского хозяйства, даёт возможность фермерам получать кредиты в банках и многое другое.Подобная ситуация была и в XIX веке. Тогда император Александр II решил провести крестьянскую реформу. Это произошло в 1861 г. Тогда 19 февраля 1861 г. в свет вышло «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
И так, я хочу рассказать об истории реформирования сельского хозяйства в России, а именно окрестьянской реформе 1861 г.
Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861
Александр II Николаевич (1818 г. р.), старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I в 1856 году. Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую область (1873 г.). В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Для сравнения приведем данные: в 30-е годы - 328 крестьянских волнений, в 40-е – 545, в 50-е - 1010.
После окончания войны крестьянские волнения усилились. В 1856 году в южных губерниях распространились слухи, что в Таврии раздают землю и дают вольную. Движение в «Таврию за волей» охватило население Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской, Орловской губернии.
Властям заставить работать или платить налоги многие миллионы крестьян, часто было сложно.Это вынудило Александра II в 1858 г. создать во всех губерниях специальные комитеты, где должны были составлять условия освобождения крестьян. Такой комитет начал функционировать и в Калуге. В его состав вошли многие либерально настроенные дворяне: петрашевец Н. С. Кашкин, декабрист П. Н. Свистунов, А. А. Муромцев, А. П. Племянников и кн. А. В. Оболенский. На основании предложений от губернских комитетов в Санкт-Петербургском Главном комитете по крестьянскому делу были разработаны правила освобождения крестьян изложенные в «Положении 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости » утверждённом императором. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:
1. Упразднение личной
2. Наделения крестьян землей
и определения крестьянских
3. Выкупа крестьянских наделов.
По нему:
1.Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и дворовых людей отменяется навсегда.
2.На основании этого Положения крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права и обязанности свободных сельских жителей, как личные, так и имущественные.
3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4.Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
24.Крестьянам предоставаляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:
1) по делам гражданским:
2)по делам уголовным и
3) быть свидетелями на общем основании.
29.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:
1) перечисляться в другие
2) отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;
3) отдавать своих детей в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной и межевой частям на основании правил, установленных на этот предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада.
37.Приобретенными в собственность на основании 11 и 12 статей сего Положения землями крестьянского надела и выкупленными усадьбами крестьяне пользуются и распоряжаются как своим достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании которых их усадьбы и земли приобретены, и, во всяком случае, с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет со времени утверждения сего Положения означенные земли не могут быть отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не воспрещается.
Раздел 3.
164.Крестьяне,вышедшиеиз крепостной зависимости, обязаны нести следующие казенные и земские и денежные повинности:
1)подушная подать; 2) обеспечение продовольствием; 3) земские сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, и 4) сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.
19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.
Александр II хотел видеть документ не только официально - торжественным, но и достаточно пропагандистским - агитационным. Из-под пера Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты. Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные положения" и "Дополнительные правила". По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Если бы крепостное право было отменено сразу, одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось бы на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.). По закону крестьяне получали право выкупать у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и назывались временно обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп. Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина надела зависела от "полосы" государства (нечерноземной, черноземной и степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были различные. Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер повинности за него) фиксировались в так называемых "уставных грамотах". Они рассматривались как определяющий документ, являющийсюридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его довереннымлицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временно обязанное состояние" и определявший социально-экономические условия этого состояния. По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение крестьян. Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для разбор возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно "Положениям 1861 г.". Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.
Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам, предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714 мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия.
Эти присутствия действовали
под председательством
Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая" и "низшая" (треть "высшей") нормы надела. А в степных районах - одна ("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.
Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет.
Информация о работе Крестианская реформа 1861 года и ее значение