Крестианская реформа 1861 года и ее значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность моей темы обусловлена тем, что сельское хозяйство в наши дни переживает трудное время. Правительство проводит многочисленные реформы в сельском хозяйстве. Оно проводит политику внедрения фермерского хозяйства, даёт возможность фермерам получать кредиты в банках и многое другое.Подобная ситуация была и в XIX веке. Тогда император Александр II решил провести крестьянскую реформу. Это произошло в 1861 г. Тогда 19 февраля 1861 г. в свет вышло «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Оглавление

1. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861
2. Социально-экономическое развитие пореформенной Росcии
3. Пореформенное помещичье хозяйство
4. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия
5. Особенности социально-экономического развития пореформенной России

Файлы: 1 файл

нурсовая по истории.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

 

Министерство науки и  образования РФ

 

Московский государственный  университет экономики,

 статистики и информатики  (МЭСИ)

 

Тверской филиал

 

Кафедра гуманитарных, социально-экономических  и юридических наук

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по истории

 

 

 

 

 

 

                                                                                          студентки  ОЗО

                                                                              группы Тв-ЗЭЭ 201

 

                                                                 Разборской Анастасии Владимировны

                                                                           

                                                                                          № 67745

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2012

 

Тема 35:Крестианская реформа 1861 года и ее значение

 

 

План

1. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861

2. Социально-экономическое развитие пореформенной   Росcии

3. Пореформенное помещичье хозяйство

4. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства.  Рост торгового земледелия

5. Особенности социально-экономического развития пореформенной России

 

 

Список использованной литературы  

1. Зайончковский П.В. Отмена крепостного права в России. -  М., 1968.

2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в.  -   М.,      1997.

3. Хрестоматия по истории СССР,1861-1917: Учеб. Пособие. —  М.:1990.

4. История России с древнейших времен до второй половины XIX  века.  Курс лекций. Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал.гос.техн.ун-т. 1994   

5. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3кн.Кн.3.Переиздание – М.: Мысль, 1997.

6. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. –

 

1. Актуальность моей темы обусловлена тем, что сельское хозяйство в наши дни переживает трудное время. Правительство проводит многочисленные реформы в сельском хозяйстве. Оно проводит политику внедрения фермерского хозяйства, даёт возможность фермерам получать кредиты в банках и многое другое.Подобная ситуация была и в XIX веке. Тогда император Александр II решил провести крестьянскую реформу. Это произошло в 1861 г. Тогда 19 февраля 1861 г. в свет вышло «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».  

И так, я хочу рассказать об истории реформирования сельского  хозяйства в России, а именно окрестьянской реформе 1861 г.  

Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861

Александр II Николаевич (1818 г. р.),   старший сын   императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I в 1856 году. Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую область (1873 г.). В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Для сравнения приведем данные: в 30-е годы - 328 крестьянских волнений, в 40-е – 545, в 50-е - 1010.

После окончания войны крестьянские волнения усилились. В 1856 году в южных  губерниях распространились слухи, что в Таврии раздают землю  и дают вольную. Движение в «Таврию  за волей» охватило население Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской, Орловской  губернии.

Властям заставить работать или  платить налоги многие миллионы крестьян, часто было сложно.Это вынудило Александра II в 1858 г. создать во всех губерниях  специальные комитеты, где должны были составлять условия освобождения крестьян. Такой комитет начал функционировать и в Калуге. В его состав вошли многие либерально настроенные дворяне: петрашевец Н. С. Кашкин, декабрист П. Н. Свистунов, А. А. Муромцев, А. П. Племянников и кн. А. В. Оболенский. На основании предложений от губернских комитетов в Санкт-Петербургском Главном комитете по крестьянскому делу были разработаны правила освобождения крестьян изложенные в «Положении 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости » утверждённом императором. Этот закон состоял из отдельных  "Положений",  касавшихся трех основных групп вопросов:

1. Упразднение личной зависимости  крестьян от помещиков.

2. Наделения крестьян землей  и определения крестьянских повинностей.

3. Выкупа крестьянских наделов.                          

По нему: 

1.Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и дворовых людей отменяется навсегда. 

2.На основании этого Положения  крестьянам  и  дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права и обязанности свободных сельских жителей, как личные, так и имущественные.  

3.Помещики, сохраняя  право  собственности  на  все  принадлежащие  им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное  пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для  обеспечения  их  быта  и для  выполнения  их  обязанностей  пред  правительством   и   помещиком, то количество  полевой  земли  и  других  угодий,   которое   определяется   на основаниях, указанных в местных положениях. 

4.Крестьяне за  отведенный,  на  основании  предыдущей  статьи,  надел обязаны отбывать  в  пользу  помещиков  определенные  в  местных  положениях повинности работою или деньгами.

24.Крестьянам предоставаляются следующие  права  по  искам,  жалобам,   ходатайству и суду:

1) по делам гражданским: отыскивать  свои права, учинять иски и  тяжбы   и ответствовать за  себя  лично  или  через  поверенных,  а  равно   быть   поверенными, как крестьян своего общества, так и лиц  посторонних:

2)по делам уголовным и полицейским:  подавать жалобы и охранять  свои   права всеми дозволенными способами, лично  и  через  поверенных,   в  тех   случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных;

3) быть свидетелями на общем  основании.

29.Крестьяне, вышедшие  из  крепостной  зависимости,  как  свободные   сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:

1) перечисляться в другие сословия    и общества по правилам, в  этом   Положении изложенным, по  собственному  желанию,  поступать  в военную службу и наниматься в рекруты на общем  для  сельских  обывателей  основании;

2)  отлучаться  от   места   жительства    с   соблюдением   правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

3) отдавать своих детей в общие  учебные  заведения  и  поступать  на   службу по учебной и межевой частям на основании правил, установленных  на этот предмет  для  свободных   податных   сословий,   по   увольнительным   свидетельствам, с исключением из податного оклада.

37.Приобретенными в собственность на основании 11 и 12  статей  сего   Положения  землями   крестьянского  надела   и   выкупленными   усадьбами  крестьяне пользуются и распоряжаются  как своим достоянием  на  правилах,  изложенных в предыдущих  статьях (33, 34, 35 и  36),  с  соблюдением  тех  условий, на основании которых их  усадьбы  и  земли  приобретены,  и,  во  всяком случае, с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет  со  времени  утверждения  сего  Положения  означенные  земли  не  могут  быть  отчуждаемы  или  закладываемы  посторонним  лицам,  не  принадлежащим   к  обществу; но переуступка и отдача в залог таких  земель  членам  того  же  сельского общества не воспрещается.

Раздел 3.

164.Крестьяне,вышедшиеиз  крепостной  зависимости,  обязаны  нести   следующие казенные и земские  и денежные повинности:

1)подушная подать; 2) обеспечение  продовольствием;  3)  земские       сборы, как государственные, так и общие губернские  и  частные,  и  4)      сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.

19  февраля  1861  г.   подписал,   помимо   Манифеста,   еще   и   17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что  же касается самого Манифеста, то его  текст  был  написан  известным  церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.

Александр  II  хотел  видеть   документ   не   только   официально   - торжественным, но и достаточно пропагандистским - агитационным. Из-под  пера Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым,  тяжеловесным  и  малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты. Основными (из 17-ти) законодательными актами по  реформе  были  "Общее положение  о  крестьянах,  вышедших  из  крепостной  зависимости",  "Местные положения" и "Дополнительные правила". По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян  отменялось навсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого  выкупа  в  пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин.  Отныне  бывший  крепостной,  у  которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние,  но  и  его  самого  с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность  свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак  без  согласия  помещика,  от своего имени заключать разного  рода  имущественные  и  гражданские  сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в  другое  сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а  в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Если бы крепостное  право  было  отменено  сразу,  одним  законодательным актом,  то  ликвидация  феодальных   экономических   отношений   в   деревне растянулось бы на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще  2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те  же  самые  повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и  отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью  и  др.). По закону крестьяне получали право выкупать  у  помещиков  свои  усадьбы  и, сверх того, могли по согласию  со  своими  помещиками  приобрести  у  них  в собственность полевые  наделы.  Пока  крестьяне  пользовались  наделами,  не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и  назывались  временно обязанными  крестьянами.  Когда  же  выкуп  был  произведен,  то   крестьяне получали   полную   самостоятельность   и    становились    крестьянами-собственниками. Никакого определенного срока окончания  временно  обязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось  не  целых 20 лет, и лишь законом 1881 г.  временно  обязанные  крестьяне  (их  к  тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп. Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно  лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские  души).  Величина надела  зависела  от  "полосы"  государства  (нечерноземной,  черноземной  и степной)  и  потому  для  губерний  и  даже  уездов  величины  наделов  были различные. Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер  надела и размер повинности  за  него)  фиксировались  в  так  называемых "уставных грамотах".  Они  рассматривались  как  определяющий   документ,   являющийсюридическим  актом,  закрепляющим  конкретные  условия  выхода  крестьян  из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или  его  довереннымлицом  и  крестьянскими  поверенными,  что  создавало  видимость  юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная  грамота  являлась  основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временно  обязанное состояние" и определявший социально-экономические условия  этого  состояния. По  нормам,  зафиксированным  в  уставных  грамотах,  жило  целое  поколение крестьян. Составление и введение  в  действие  уставных  грамот  возлагалось  на мировых  посредников.  Должности  мировых  посредников  были  учреждены  для разбор возможных  недоразумений,  споров  и  жалоб  в  процессе  проведения реформы.  Центральной  задачей  мировых  посредников   было   документальное оформление  новых  отношений  между  помещиками   и   крестьянами   согласно "Положениям  1861  г.".  Мировые   посредники   должны   были   следить   за правильностью  и  справедливостью  сделок  помещиков   с   их  крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали  уставные  грамоты,  наблюдали  за  ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.

Таким образом, центр тяжести  практического проведения реформы  пал  на низшее  звено  -  мировых  посредников,  назначаемых  Сенатом  по   спискам, предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать  1714 мировых посредников. Общее же  руководство  делом  крестьянской  реформы  по губерниям было возложено на губернские по  крестьянским  делам  присутствия.

Эти присутствия действовали  под председательством губернатора  и состояли  из важнейших чинов губернии и  представителей  местного  дворянства.  А  высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского  состояния,  заменивший Главный  комитет  "о  помещичьих   крестьянах,   выходящих   из   крепостной зависимости".

Важное место в реформе 1861 г.  занимало  решение  аграрного  вопроса. Закон исходил из принципа признания за  помещиками  права  собственности  на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую  надельную.  Крестьяне получали надел  не  в  собственность,  а  в  пользование,  за  установленные законом повинности в виде  сбора  или  барщины.  Чтобы  стать  собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

В нечерноземных и черноземных  районах России устанавливались  "высшая" и "низшая"  (треть  "высшей")  нормы  надела.  А  в степных  районах  -  одна ("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного  надела,  если он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки  от  наделов потеряли  свыше  0,20  своих  земель,  а   в   черноземных   земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля  особенно  высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была  не  только  в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для  крестьян  угодья, без которых было невозможно нормальное ведение  хозяйства:  луга,  выпасы  и пр. Крестьянин вынужден был арендовать  на  кабальных  условиях  эти  крайне необходимые  ему  "отрезанные  земли".  Землепользование  крестьян  сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.

Перевод  крестьян  на  выкуп  знаменовал  собой   полное   прекращение феодальных  отношений  в  бывшей  помещичьей  деревне.  Однако  фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том  случае,  если они выплачивали за них всю выкупную  сумму.  В  основу  ее  исчисления  была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка,  так  что  выкупная  цена оказывалась в 1,5 раза  выше  рыночной.  Разумеется,  крестьяне  были  не  в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на  себя государство. Казна сразу выплатила помещикам  деньгами  и  ценными  бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с  помещиков  в  счет погашения их долгов казне,  а  затем  уже  взыскивала  ее  в  виде  выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49  лет.

Информация о работе Крестианская реформа 1861 года и ее значение