Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.

Оглавление

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытную эпоху? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Лишь  затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар.

      Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита  и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.

      С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

      Постепенно  охота привела к приручению животных — появилось первобытное скотоводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V—IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

      Изменение экономики с чисто присваивающей  на производящую привело и к изменению  общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня  в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

      Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у  охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники.

      Важным  элементом общественной организации  были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоев общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

      Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими  камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

      Некоторые исследователи полагают, что племена  охотников, не принявшие аграрного  образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду  и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.

      Стали возникать вождества — политические единицы, включающие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.

      Скорее  всего, именно так возникли первые государства  в Месопотамии, Древнем Египте и  Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э. 

Задание 3  

Основные  процессы и факторы  развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время.

      В истории нового времени «просвещению»  принадлежит очень важное значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков  как чисто светского культурного  направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер.

      Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

      Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

      Аугсбургский  религиозный мир (1555) на время завершил открытое соперничество лютеран  и католиков в Германии. По условиям мира немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католичество) для своих княжеств по своему усмотрению, согласно принципу «Чья власть, того и вера».

      Вместе  с этим католическая церковь желала отвоевать потерянное влияние. Усилились  цензура и инквизиция, укрепился  орден иезуитов.

      Ватикан всячески подталкивал оставшихся правителей-католиков к искоренению протестантизма в своих владениях. Габсбурги были ярыми католиками, но императорский статус обязывал их придерживаться принципов веротерпимости. Поэтому они уступили главное место в Контрреформации баварским правителям. Росла религиозная напряжённость.

      Для организованного отпора растущему  давлению протестантские князья Южной  и Западной Германии объединились в  Евангелическую унию, созданную в 1608 г. В ответ католики объединились в Католическую Лигу (1609). Оба союза немедленно были поддержаны иностранными государствами. В этих условиях деятельность общеимперских органов — Рейхстага и Судебной палаты — оказалась парализована.

      В 1617 г. обе ветви династии Габсбургов заключили тайное соглашение — договор Оньяте, урегулировавший существовавшие разногласия. По его условиям Испании были обещаны земли в Эльзасе и Северной Италии, которые обеспечили бы связь по суше испанских Нидерландов с итальянскими владениями Габсбургов. Взамен испанский король Филипп III отказался от притязаний на корону империи и согласился поддержать кандидатуру Фердинанда Штирийского. Правящий император Священной Римской империи и король Чехии Матвей не имел прямых наследников, и в 1617 г. он принудил чешский сейм признать своим преемником своего племянника Фердинанда Штирийского, ярого католика и воспитанника иезуитов. Он был крайне непопулярен в преимущественно протестантской Чехии, что и послужило поводом к восстанию, переросшему в длительный конфликт.

      Великие географические открытия середины XV — середины XVII в. Были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии. То есть металл получается лучшего качества, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. К концу XV в. были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас и астролябия), позволявшие более точно, чем раньше, определять положение корабля в открытом море. Появился новый тип судна — каравелла, которая благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра, достигая скорости 22км/ч. К тому же, появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии. Кроме того, традиционно европейцы знали только один путь в Индию — через Средиземное море, а затем — по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, с 14 — 15 вв. они господствовали на море, брали высокие пошлины с европейских купцов и пиратствовали. Из-за этого путь через Средиземное море стал очень дорогим и невыгодным, и встал вопрос о поисках новых путей в Индию. 

Задание 4.

Этапы Российской истории 

      Российская  история делилась на 4-е основных этапа: 1) первобытнообщинный, 2) феодальный, 3) капиталистический и 4) социалистический. 

  • крайне низкий уровень развития производительных сил;

  • коллективный труд;

  • общинная собственность на орудия и средства производства;

  • уравнительное распределение продуктов производства;

  • зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней   

    примитивностью. 

    Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась  охота. Постепенно она привела к  приручению животных - появилось первобытное  скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень. 
        Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"