Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат
Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
"Мобилизация"
Содержание стратегии "Мобилизация"
сводится к масштабному
Развитие ОПК в рамках мобилизационной стратегии представляет собой наиболее очевидный способ перехода от сырьевой экономики к производству высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, он играет важную роль в реализации геополитического компонента стратегии.
Перераспределение ресурсов в сектора, объявленные "прорывными", означает относительное сокращение средств, направляемых на повышение реальных доходов населения, работающего в бюджетном секторе, а также неработающих граждан. В этих условиях для поддержания социальной стабильности понадобятся не только меры пропагандистского характера, доказывающие необходимость именно такой приоритетности государственных расходов (прежде всего в связи с ростом внешних угроз для страны), но и создание новых или частичное восстановление существовавших во времена СССР механизмов принуждения. Благодаря росту экспорта объемы ресурсов, которые могут быть использованы на цели потребления, в последующем, вероятно, восстановятся и даже увеличатся, однако возросшие доходы экспортного сектора в первую очередь будут направлены на дальнейшее развитие природно-сырьевой базы, ОПК и произвольно определяемых "прорывных секторов".
Рассматриваемая стратегия предполагает минимальный учет интересов граждан при формировании повестки дня экономической политики, а действия бизнеса будут приводиться в соответствие с "генеральной линией" правительства в основном административными методами (вплоть до введения штрафов за "неинновационность" или "недостаточную социальную ответственность"). Это обусловлено прежде всего низкой приоритетностью развития институтов гражданского общества и заниженной оценкой информации, получаемой па основе механизмов обратной связи между государством и обществом.
Достижение результатов в
б) государственно-частному партнерству в форме полупринудительной ориентации частного бизнеса на достижение сформулированных государством приоритетов (9) .
Стремление к максимально
Рассматриваемая стратегия обеспечит
модернизацию отраслей, объявленных "прорывными"
и "приоритетными". Движущей силой
экономического роста станет экспорт
как ресурсной, так и высокотехнологичной
продукции в рамках довольно узкого
сегмента, однако слабый рост (или даже
стагнация) доходов большинства
населения не позволит трансформировать
экспортные доходы во внутренний спрос.
Этому будет способствовать, в
частности, тот факт, что для реализации
данной стратегии необходимо значительное
расширение государственных функций,
которое потребует
Претензии на особое положение в мире (обусловленные в том числе низкой диверсификацией источников экспортных доходов но группам отраслей) ведут к чрезмерным расходам, направленным на парирование внешних угроз. Причиной этого может служить как переоценка враждебности внешнего окружения, так и преувеличение опасности вызовов и угроз под влиянием манипулирования информацией со стороны групп, заинтересованных в получении дополнительных ресурсов для отражения соответствующих угроз. Вероятно также обострение внутренних противоречий ввиду углубления неравенства между "приоритетными" и "неприоритетными" отраслями и регионами.
Таким образом, основными ожидаемыми результатами выбора и реализации мобилизационной стратегии являются анклавная модернизация, чрезмерное напряжение экономических ресурсов страны, пренебрежение вопросами развития прав и свобод граждан, создания необходимых для устойчивого экономического развития стимулов к нововведениям.
В реализации данной стратегии могут
быть заинтересованы в первую очередь
чиновники всех уровней, поскольку
она не предполагает существенных изменений
в сложившихся практиках
В стратегии "Мобилизация" компенсации
дополнительных издержек или потерь
экономических субъектов
Для массового избирателя потеря перспектив
повышения материального
Другая слабость стратегии состоит в ненадежности основного источника финансирования - экспорта первичных ресурсов, ввиду сильной его зависимости от факторов, не контролируемых российской властью. К их числу в первую очередь относятся колебания мировых цен на энергоносители и интенсификация исследований и разработок, направленных на освоение новых источников энергии и внедрение технологий энергосбережения. Наконец, данный вариант предполагает значительные масштабы перераспределительной деятельности, сопровождающейся неизбежной коррупцией, которая ослабляет государство и препятствует достижению долгосрочных целей стратегии.
"Модернизация"
Эта стратегия предусматривает поэтапное формирование общественных коалиций, выступающих за глубокую модернизацию институциональных механизмов, которые отвечают за инновационную и инвестиционную активность, качество общественных институтов и государственного управления. Такая модернизация возможна, как показывает мировой опыт, только на основе широкого развития частного предпринимательства. Для этого необходимы конкурентная хозяйственная среда, не зарегулированная государством, а также наличие развитой институциональной, производственной и деловой инфраструктуры, высококачественного человеческого капитала.
Результативность модернизации обеспечивается посредством:
- создания институциональной
- сосредоточения усилий
Создание институциональных
В свою очередь, создание инфраструктурных предпосылок модернизации подразумевает дальнейшее повышение плотности транспортных и информационных коммуникаций, а также эффективности работы организаций, предоставляющих банковские и иные деловые услуги, развитие системы образования и НИОКР. При условии создания необходимых институциональных предпосылок вложения в инфраструктуру могут стать (и становятся, как показывает мировой опыт) выгодными И для частных инвесторов.
Для успешной модернизации необходимо, чтобы элиты, бизнес и граждане действительно решили двигаться в выбранном направлении. Теоретически возможна ситуация, когда модернизация проводится "беневолентным диктатором" без согласия на то со стороны общества. Но и "благонамеренный диктатор" (если он действительно существует в реальности) не свободен в своих действиях и вынужден учитывать реальные интересы общественных групп (10). Ввиду сложности задач модернизации попытки опереться на узкие группы поддержки рано или поздно ведут к неудаче, поэтому определение и согласование структуры целей в рамках данной стратегии должно опираться на широкие общественные коалиции.
В краткосрочном аспекте (два-три года) высок риск не получить видимых положительных результатов, поскольку модернизация - принципиально долгосрочная стратегия, которая предполагает расширение временного горизонта принятия решений в условиях повышения открытости экономики для международной конкуренции. При этом доля государственных расходов в ВВП в средне- и долгосрочной перспективе останется стабильной.
Сильной стороной данного сценария
выступают позитивные долгосрочные
социально-экономические
Слабой стороной этой стратегии
является то, что ее реализация требует
значительных усилий власти, причем в
направлениях, для нее непривычных.
Речь идет о привлечении широких
общественных сил к модернизации
бизнеса, общества и государства. Фактически
должен быть изменен стиль взаимоотношений
власти и гражданского общества, повышены
подотчетность органов власти гражданам,
ответственность чиновников за предпринимаемые
действия (или бездействие). В связи
с этим можно ожидать существенного
сопротивления стратегии
Данная стратегия наиболее эффективна
с точки зрения обеспечения долгосрочных
интересов России, но требует огромных
усилий со стороны государства по
активизации соответствующих
Вопрос о коалиции в поддержку модернизации, видимо, самый сложный. Она с неизбежностью должна охватывать и гражданское общество, и бизнес, и государство. Таким образом, значительное число социальных групп оказываются перед необходимостью перемен, в том числе и самоограничений (включая добровольный отказ от нарушений налогового законодательства, усиление общественного контроля над бюрократией и т. п.). Вопрос о компенсациях является наиболее острым еще и потому, что ожидания положительных результатов модернизации возникнут сразу, хотя рассчитывать на их получение молено будет лишь через определенный период времени.
Иллюстрация предложенного подхода: решение проблемы развития конкуренции
Конкуренция - способ адаптации действующих
на рынках субъектов к изменяющимся
обстоятельствам экономических
обменов посредством