Конфликты в геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

Файлы: 1 файл

ИСТОРКА.docx

— 306.18 Кб (Скачать)

"Мобилизация"

Содержание стратегии "Мобилизация" сводится к масштабному перераспределению  ресурсов государством и их концентрации на отобранных приоритетных направлениях (инфраструктура, энергетика, высокотехнологичное  машиностроение, нанотехнологии и т. п.). Базовыми секторами-донорами в рамках этой стратегии сегодня могут стать сектор добычи углеводородного сырья, металлургия, а также оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Добыча и экспорт природных ресурсов в одном только нефтегазовом комплексе, согласно оценкам Экономической экспертной группы (8), обеспечивают в последние годы свыше 1/3 доходов расширенного бюджета (см. табл. 2).

Развитие ОПК в рамках мобилизационной  стратегии представляет собой наиболее очевидный способ перехода от сырьевой экономики к производству высокотехнологичной  продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, он играет важную роль в реализации геополитического компонента стратегии.

Перераспределение ресурсов в сектора, объявленные "прорывными", означает относительное сокращение средств, направляемых на повышение реальных доходов населения, работающего  в бюджетном секторе, а также  неработающих граждан. В этих условиях для поддержания социальной стабильности понадобятся не только меры пропагандистского характера, доказывающие необходимость именно такой приоритетности государственных расходов (прежде всего в связи с ростом внешних угроз для страны), но и создание новых или частичное восстановление существовавших во времена СССР механизмов принуждения. Благодаря росту экспорта объемы ресурсов, которые могут быть использованы на цели потребления, в последующем, вероятно, восстановятся и даже увеличатся, однако возросшие доходы экспортного сектора в первую очередь будут направлены на дальнейшее развитие природно-сырьевой базы, ОПК и произвольно определяемых "прорывных секторов".

Рассматриваемая стратегия предполагает минимальный учет интересов граждан  при формировании повестки дня экономической  политики, а действия бизнеса будут  приводиться в соответствие с "генеральной  линией" правительства в основном административными методами (вплоть до введения штрафов за "неинновационность" или "недостаточную социальную ответственность"). Это обусловлено прежде всего низкой приоритетностью развития институтов гражданского общества и заниженной оценкой информации, получаемой па основе механизмов обратной связи между государством и обществом.

Достижение результатов в данной стратегии обеспечивается не только за счет традиционных форм вмешательства  государства в хозяйственную  жизнь, но и благодаря: а) доминированию  в экономике государственных  корпораций, ответственных за отдельные "направления прорыва" (государственное  предпринимательство);

б) государственно-частному партнерству  в форме полупринудительной ориентации частного бизнеса на достижение сформулированных государством приоритетов (9) .

Стремление к максимально полному  извлечению ренты из добывающих отраслей логически ведет к огосударствлению действующих в них предприятий, усилению прямого и/или косвенного влияния, в том числе определяющего  не только стратегические, но и тактические  решения. Наличие в числе приоритетных секторов ОПК позволяет увеличить  государственное финансирование соответствующих  НИОКР, включая и некоторые сферы  фундаментальных исследований и  образования. Именно они призваны играть роль источника продуктовых и  технологических нововведений как  материальной основы модернизации экономики. Как следствие, модернизация будет  происходить в значительной мере путем реализации программ и проектов, финансируемых за счет бюджета и/или  реализуемых на базе неравноправного  государственно-частного партнерства. На отрасли, удовлетворяющие потребительский  спрос и работающие на внутренний рынок, поддержка государства распространяться почти не будет.

Рассматриваемая стратегия обеспечит  модернизацию отраслей, объявленных "прорывными" и "приоритетными". Движущей силой  экономического роста станет экспорт  как ресурсной, так и высокотехнологичной  продукции в рамках довольно узкого сегмента, однако слабый рост (или даже стагнация) доходов большинства  населения не позволит трансформировать экспортные доходы во внутренний спрос. Этому будет способствовать, в  частности, тот факт, что для реализации данной стратегии необходимо значительное расширение государственных функций, которое потребует дополнительного  финансирования за счет ограниченных ресурсов.

Претензии на особое положение в  мире (обусловленные в том числе низкой диверсификацией источников экспортных доходов но группам отраслей) ведут к чрезмерным расходам, направленным на парирование внешних угроз. Причиной этого может служить как переоценка враждебности внешнего окружения, так и преувеличение опасности вызовов и угроз под влиянием манипулирования информацией со стороны групп, заинтересованных в получении дополнительных ресурсов для отражения соответствующих угроз. Вероятно также обострение внутренних противоречий ввиду углубления неравенства между "приоритетными" и "неприоритетными" отраслями и регионами.

Таким образом, основными ожидаемыми результатами выбора и реализации мобилизационной  стратегии являются анклавная модернизация, чрезмерное напряжение экономических ресурсов страны, пренебрежение вопросами развития прав и свобод граждан, создания необходимых для устойчивого экономического развития стимулов к нововведениям.

В реализации данной стратегии могут  быть заинтересованы в первую очередь  чиновники всех уровней, поскольку  она не предполагает существенных изменений  в сложившихся практиках управления и позволяет распространить их на новые сферы и отрасли экономики, а также часть представителей бизнеса (в первую очередь из "отраслей прорыва"), рассчитывающих получить доступ к значительным государственным  ресурсам.

В стратегии "Мобилизация" компенсации  дополнительных издержек или потерь экономических субъектов выполняют  значимую, хотя и подчиненную роль. Частному бизнесу может быть разрешена  экспансия за рубеж в обмен  на активную лояльность внутри страны.

Для массового избирателя потеря перспектив повышения материального благосостояния будет "морально компенсирована" ощущением принадлежности к "значимому" субъекту международных отношений. Данная стратегия базируется на убежденности групп, принимающих решения, в возможности "сверху" осуществить преобразования при ограниченных ресурсах и конкурирующих  отраслевых подходах. Принудительно  направляемая модернизация носит догоняющий характер, а принципиально нерыночное определение "приоритетных секторов" чревато серьезными ошибками, на исправление  которых впоследствии может не хватить  ни времени, ни ресурсов.

Другая слабость стратегии состоит  в ненадежности основного источника  финансирования - экспорта первичных  ресурсов, ввиду сильной его зависимости  от факторов, не контролируемых российской властью. К их числу в первую очередь  относятся колебания мировых  цен на энергоносители и интенсификация исследований и разработок, направленных на освоение новых источников энергии  и внедрение технологий энергосбережения. Наконец, данный вариант предполагает значительные масштабы перераспределительной  деятельности, сопровождающейся неизбежной коррупцией, которая ослабляет государство  и препятствует достижению долгосрочных целей стратегии.

"Модернизация"

Эта стратегия предусматривает  поэтапное формирование общественных коалиций, выступающих за глубокую модернизацию институциональных механизмов, которые отвечают за инновационную  и инвестиционную активность, качество общественных институтов и государственного управления. Такая модернизация возможна, как показывает мировой опыт, только на основе широкого развития частного предпринимательства. Для этого необходимы конкурентная хозяйственная среда, не зарегулированная государством, а также наличие развитой институциональной, производственной и деловой инфраструктуры, высококачественного человеческого капитала.

Результативность модернизации обеспечивается посредством:

- создания институциональной среды,  благоприятной для развития бизнеса  и некоммерческих организаций  и выполнения ими своих функций  по отношению к гражданам, на  основе качественно нового способа  формулирования правил (предусматривающего  выявление вариантов решения  проблемы, выигрывающих или проигрывающих  групп интересов, выбор решения  на базе установленных критериев  с учетом обсуждения с основными  группами и разработки системы  компенсационных мер), который обеспечивал  бы стимулы к производительной  деятельности по созданию общественного богатства, а не к его перераспределению;

- сосредоточения усилий государства  на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры, способствующей максимально полному  использованию как ресурсных  и территориальных преимуществ страны, так и творческого потенциала ее населения.

Создание институциональных предпосылок  модернизации предполагает существенное повышение уровня защищенности прав частной собственности и контрактных  прав, обеспечение квалифицированности  и подлинной независимости судов, радикальное снижение административных барьеров, усложняющих хозяйственную  деятельность, сокращение коррупции.

В свою очередь, создание инфраструктурных предпосылок модернизации подразумевает  дальнейшее повышение плотности  транспортных и информационных коммуникаций, а также эффективности работы организаций, предоставляющих банковские и иные деловые услуги, развитие системы образования и НИОКР. При условии создания необходимых  институциональных предпосылок  вложения в инфраструктуру могут  стать (и становятся, как показывает мировой опыт) выгодными И для частных инвесторов.

Для успешной модернизации необходимо, чтобы элиты, бизнес и граждане действительно  решили двигаться в выбранном  направлении. Теоретически возможна ситуация, когда модернизация проводится "беневолентным диктатором" без согласия на то со стороны общества. Но и "благонамеренный диктатор" (если он действительно существует в реальности) не свободен в своих действиях и вынужден учитывать реальные интересы общественных групп (10). Ввиду сложности задач модернизации попытки опереться на узкие группы поддержки рано или поздно ведут к неудаче, поэтому определение и согласование структуры целей в рамках данной стратегии должно опираться на широкие общественные коалиции.

В краткосрочном аспекте (два-три  года) высок риск не получить видимых  положительных результатов, поскольку  модернизация - принципиально долгосрочная стратегия, которая предполагает расширение временного горизонта принятия решений  в условиях повышения открытости экономики для международной  конкуренции. При этом доля государственных  расходов в ВВП в средне- и долгосрочной перспективе останется стабильной.

Сильной стороной данного сценария выступают позитивные долгосрочные социально-экономические последствия, заключающиеся в создании в стране базовых условий для устойчивого  экономического роста и повышения  благосостояния граждан. Формирование институциональных предпосылок, благоприятных  для развития бизнеса, позволит резко  уменьшить риски зависимости  от конъюнктуры мирового рынка сырьевых ресурсов, повысить роль внутреннего  рынка как источника спроса. Благодаря  низкой ресурсоемкости формирования институциональных  предпосылок модернизации бюджетные  средства могут быть использованы на решение актуальных проблем, включая  поддержку нетрудоспособных граждан.

Слабой стороной этой стратегии  является то, что ее реализация требует  значительных усилий власти, причем в  направлениях, для нее непривычных. Речь идет о привлечении широких  общественных сил к модернизации бизнеса, общества и государства. Фактически должен быть изменен стиль взаимоотношений  власти и гражданского общества, повышены подотчетность органов власти гражданам, ответственность чиновников за предпринимаемые  действия (или бездействие). В связи  с этим можно ожидать существенного  сопротивления стратегии модернизации со стороны определенной части бюрократии. Для его преодоления нужна  разработка не только мер контроля, но и системы компенсаций.

Данная стратегия наиболее эффективна с точки зрения обеспечения долгосрочных интересов России, но требует огромных усилий со стороны государства по активизации соответствующих действий граждан и бизнеса. Схематичное  описание стратегии "Модернизация" представлено на рисунке.

Вопрос о коалиции в поддержку  модернизации, видимо, самый сложный. Она с неизбежностью должна охватывать и гражданское общество, и бизнес, и государство. Таким образом, значительное число социальных групп оказываются  перед необходимостью перемен, в  том числе и самоограничений (включая  добровольный отказ от нарушений  налогового законодательства, усиление общественного контроля над бюрократией  и т. п.). Вопрос о компенсациях является наиболее острым еще и потому, что  ожидания положительных результатов  модернизации возникнут сразу, хотя рассчитывать на их получение молено будет лишь через определенный период времени.

Иллюстрация предложенного подхода: решение проблемы развития конкуренции

Конкуренция - способ адаптации действующих  на рынках субъектов к изменяющимся обстоятельствам экономических  обменов посредством обнаружения  новых возможностей использования  известных ресурсов, а также открытия новых ресурсов. Данный процесс служит стержнем экономического развития как  потока нововведений (не только продуктовых  и технологических, но и организационных), имеющих своим результатом создание стоимости и как следствие - экономический  рост и повышение благосостояния населения. И теоретические модели, и многочисленные эмпирические исследования показывают, что конкуренция и  стимулы к нововведениям связаны  положительно (особенно четко эта  связь прослеживается в случае изначально высокого уровня концентрации товарных рынков и наличия значительных барьеров входа) (11) .

Информация о работе Конфликты в геополитике