Конфликты в геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

Файлы: 1 файл

ИСТОРКА.docx

— 306.18 Кб (Скачать)

Содействие развитию конкуренции (в тех сферах, где отсутствуют  условия для формирования естественной монополии) на практике означает, что: а) на любые рынки возможен (относительно) свободный вход новых предпринимателей;

б) между предпринимателями существует только добросовестная конкуренция;

в) органы государственной власти не занимаются выборочной поддержкой отдельных предпринимателей (при  условии обеспечения гарантий прав интеллектуальной собственности и  приравненных к ним прав на средства индивидуализации хозяйствующих субъектов  и производимой ими продукции (12) ).

Под влиянием конкуренции товары и  услуги становятся более доступными для широких слоев населения (например, автомобили, мобильная связь, сложная  бытовая техника, зарубежный туризм и т. и.) не только благодаря повышению  средних реальных доходов граждан, но и вследствие существенного снижения удельных издержек, причем потребительские  свойства товаров и услуг как  минимум не ухудшаются, а в большинстве  случаев - улучшаются. Таким образом, конечным результатом политики, направленной на развитие свободных и конкурентных рынков, является повышение материального благосостояния большинства групп населения.

Не секрет, что в России этот механизм работает плохо. Роль конкуренции  была недооценена с самого начала процесса трансформации 1990-х годов. Одно из последствий - низкий уровень  инновационной активности участников рынка как с точки зрения создания новых продуктов и технологий, обновления оборудования, повышения  качества рабочей силы, так и в  плане поиска более эффективных  форм экономической организации. Сохранение текущего положения вещей чревато нарастающим отставанием не только в сфере технологий, но и применительно к другим характеристикам производственного процесса.

Можно выделить четыре варианта реакции  на указанную проблему в рамках сценариев, охарактеризованных в предыдущем разделе.

1. "Инерция". Данный сценарий  предполагает отказ от последовательного  применения мер структурной и  конкурентной политики; они будут  использоваться лишь периодически  в зависимости от складывающейся  конъюнктуры и остроты социальных  вопросов.

2. "Рантье". Реализация этой  стратегии может опираться на  приоритетную защиту нрав потребителей  как основную цель конкурентной  политики. Однако ее инструменты,  так же как и особенности  проведения на отдельных рынках, могут существенно различаться.  В частности, на продовольственных  рынках и рынках автомобильного  бензина, где высока доля индивидуальных  покупателей, инструменты конкурентной  политики могут применяться довольно  активно, тогда как в ресурсных  отраслях их использование может  быть ограничено, а жесткость  - ослаблена (в том числе по  причине концентрации потоков  ренты в госкомпаниях). Такой вариант  будет поддержан теми же субъектами, что и первый.

3. "Мобилизация". Данный сценарий предусматривает усиление инновационной активности на основе мер государственной политики, направленных на: предоставление ресурсов (прямая финансовая поддержка, гарантии, субсидированные кредиты); создание элементов инновационной инфраструктуры в виде технико-внедренческих зон, технопарков для инновационной деятельности с осознанным ограничением (или даже мораторием) на применение мер конкурентной политики; встраивание инновационной активности компаний (особенно крупных) в "вертикаль" отношений с государством, включая механизмы государственно-частного партнерства. В настоящее время элементы данного сценария уже реализуются на практике (13) .

Особенность мобилизационной стратегии  состоит в том, что инновационная  активность будет сосредоточена  главным образом в сфере продуктовых  и технологических нововведений в "отраслях прорыва". При введении ограничений на использование инструментов конкурентной политики могут иметь  место "ошибки второго рода": наказание  невиновного или применение избыточно  жестких санкций за нарушение  законодательства о защите конкуренции. Цена подобных ошибок после принятия поправок в КоАП РФ (2007 г.), ужесточающих наказание за нарушение антимонопольного законодательства, значительно возросла (14). Соответственно внедрение нововведений, обеспечивающих радикальное улучшение позиций компании на рынке, может оказаться коммерчески не окупаемым. Вместе с тем в краткосрочной перспективе вероятны позитивные сдвиги в инновационной сфере (при условии институциональной поддержки, в том числе разработки действенных правил, регламентирующих процессы выделения и расходования бюджетных ресурсов в целевых областях).

Данная стратегия предполагает как минимум гарантии защищенности прав собственности (не столько частной, сколько государственной) и выполнения контрактов на выбранных приоритетных направлениях. Механизм дифференцированной защиты прав собственности и контрактов будет ограничивать возможности  адаптации социально-экономической  системы к изменяющимся обстоятельствам.

Такой вариант конкурентной политики будет поддержан чиновничеством, значительной частью крупного бизнеса, научно-технической интеллигенцией (в частности, представителями отраслевой науки), регионами со значительным ресурсным  потенциалом для реализации приоритетных проектов. Дополнительные "развилки" в рамках данного сценария имеют  функциональный и отраслевой характер: функциональные относятся к стратегии  отбора альтернатив и последующим  правилам работы с ними; отраслевые связаны с определением приоритетных секторов (нанотехнологии, авиастроение, энергетика и т. п.). Для достижения ощутимых результатов потребуется модернизация государства в части изменения тех пологий разработки правил (законов, постановлений) и создания механизмов, способствующих повышению качества принимаемых решений, а также обеспечивающих соблюдение установленных правил.

4. "Модернизации". Данная стратегия  предполагает усиление инновационной  активности посредством мер конкурентной  политики, направленных на пресечение  и предупреждение монополистической  деятельности участников рынка  и органов власти, исходя из  презумпции нецелесообразности  активного государственного вмешательства  (что не означает, разумеется, его  полного запрета). В рамках этой  стратегии наиболее реально становление  свободных и конкурентных рынков.

Стратегия модернизации направлена на поиск сбалансированного набора инструментов конкурентной и структурной  политики с использованием новых  институциональных технологий (в  части сравнительного анализа альтернативных вариантов распределения прав собственности, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных правил с участием не только экспертов, но и представителей целевых групп). Данный вариант позволит в долгосрочной перспективе создать  механизм, минимизирующий противоречия между различными инструментами экономической политики (в частности, в результате применения взвешенного подхода в рамках различных направлений конкурентной политики, включая антимонопольное регулирование как вертикальных, так и горизонтальных ограничивающих контрактов, контроля экономической концентрации).

5.)ВТО-причины  создания условия членства, роль  в международной торговле.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной  системы

Всемирная Торговая Организация и  проблемы присоединения России к  ВТО. 
 
Значение ВТО в развитии современной международной торговли. Структура ВТО, ее межгосударственный аппарат, основные органы, порядок принятия решений. Основные функции ВТО. Многосторонние переговоры в рамках ВТО. Роль ВТО как органа по организации и проведению многосторонних переговоров, техника этих переговоров, ВТО как орган рассмотрения спорных и конфликтных ситуаций. Система «обзоров торговой политики» стран-членов ВТО, ее значение как инструмента контроля за выполнением обязательств стран-членов ВТО. Порядок присоединения к ВТО: формальности и техника этого процесса. ВТО и другие международные организации. 
 
6.3. Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле «ГАТТ – 1994» и его отличие от «ГАТТ-1947». Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС). Соглашение о Торговых Аспектах Прав интеллектуальной Собственности (ТРИПС). Их основные положения и принципы деятельности. Значение этих соглашений для развития международной торговли. 
 
6.4. Другие соглашения ВТО: Соглашение о таможенной стоимости, соглашение о применении субсидий и компенсационных пошлин, Соглашение о применении антидемпинговых пошлин, Соглашение о защитных мерах, Соглашение о технических барьерах в торговле, Соглашение об импортном лицензировании, их основные положения и характер действия.

Членами Всемирной  торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно  действующего форума стран-членов для  урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. 
 
Список стран-членов ВТО

В ВТО входят 157 членов, в том  числе: 153(Австралия, Австрия,  Аргентина,  Барбадос, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия,  Германия,Габон, Гана, Греция, Дания, Доминика, Европейский союз, Замбия, Индия, Индонезия,Испания, Ирландия, Италия, Канада, Кувейт, Люксембург,, Маврикий, Мальта,Мексика, Мароккко, Намибия,Словакия, Сингапур,США, Таиланд, Франция, Чехия,Чили,Швейцария, ЮАР, РЕс.Корея, Япония,Ямайка, Тунис,Турция,Польша, Мальдивы, Египет,Кипр, Гаити, Бенин, Киргизия, Латвия,Хорватия, Армения, Непал, Саудовская Аравия,Вьетнам, ОАЭ, 2012год-Черногория, Самоа, Россия 22.08 и многие другие страны.. международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Функции и роль ВТО  
Основной функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.  
Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.  
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.  
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.  
ВТО постановило множество правил и соглашений по процедурам, регулирующих разрешение споров, что в свою очередь предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций.  
Также одной из задач ВТО является механизм обзора торговой политики, который заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения.  
Основным преимуществом для стран-членов ВТО является понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.  
В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.  
ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.  
За счет происходящего товарообмена происходит увеличение рынка товаров и услуг в каждой стране.  
Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.  
Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.  
Все эти факторы приводят к повышению как государственных, так и личных доходов, развитие торговли в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики, позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.  
Нельзя отрицать и политические выгоды, создаваемые деятельностью ВТО, а именно у правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом, возрастают возможности борьбы с коррупцией за счет распределения квот среди чиновников.  
Таким образом, организации ВТО в првую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разоешаеет возникающие конфликты.  
Можно отметить, что влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли

6.)Россия и ВТО.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. 
 
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью мин

Россия и ВТО

Российская Федерация 22 августа  официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). 23 июля правительство РФ уведомило  секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных  процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола  о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.

Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Однако лишь с 2000 года они переросли в  полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты присоединения страны к Всемирной торговой организации. Наиболее острыми в ходе дискуссий  оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного  и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей. Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные  пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум: если пошлины не снизятся, ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО  снова застопорится

Информация о работе Конфликты в геополитике