Конфликты в геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

Файлы: 1 файл

ИСТОРКА.docx

— 306.18 Кб (Скачать)

Можно сделать вывод, что роль участия России в международном разделении труда весьма значительна, в первую очередь, в осуществлении обмена товарами, услугами, знаниями с другими странами.

Экономика России в системе  международного разделения труда      

Возникновение и развитие экономических отношений  между государствами есть результат  общественного разделения труда  в международном масштабе. Международные  экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень  и направление хозяйственного развития различных стран и районов.     

Разделение  труда между странами - одна из форм общественного территориального разделения труда, выражающая специализацию трудовой деятельности в международном масштабе.      

Объективный процесс международного территориального разделения труда вовлекает в  него все страны, и чем глубже он, тем выше экономическая эффективность  развития хозяйства стран, регионов и мира в целом. Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую экономику  является одним из необходимых условий  превращения страны в демократическое  государство с развитой рыночной экономикой.     

Внешнеэкономическая деятельность относится к числу  секторов экономики, в которых переход  к рыночным механизмам приобрел наиболее очевидный характер. Либерализация  внешнеэкономических связей стала  началом радикальных рыночных реформ. За период становления рыночных отношений  в России частный сектор стал преобладать  во внешнеторговых операциях. На его  долю приходится 3/4 экспорта и 2/3 импорта  России. Внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширилось число  участников внешнеторговых операций за счет субъектов Российской Федерации.     

Включению России в мировые хозяйственные  связи благоприятствует изменение  политического климата на планете. Существовавшие ранее по отношению  к СССР, а затем и к его  преемнику Российской Федерации  жесткие дискриминационные ограничения  на развитие торговли со странами Запада практически сняты.     

Наметившийся  в последние годы значительный рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте. России отражает те изменения  в ориентирах внешнеэкономической  деятельности нашего государства, которые  складываются под влиянием многочисленных факторов. Среди них изменение  политических режимов и переход  к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.     

Распад  Советского Союза оказал значительное влияние на геополитическое положение  России и на возможности развития внешнеэкономической деятельности. В России остались 9 морских пароходств, 39 морских портов. Из 8 балтийских портов СССР Россия имеет только 3 (Санкт-Петербургский, Выборгский, Калининградский - единственная незамерзающая российская морская  гавань на Балтике).      

Два последних порта имеют небольшую  мощность. Санкт-Петербург становится основным центром связи России с  Европой, международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Зарубежными  стали для России две трети  бывшей береговой линии на Черном море. Из десятков важнейших южных  портов на Черном море в пределах Российской Федерации осталось лишь два - Новороссийск и Туапсе.      

Наряду  с изменением морских границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта. Современная Россия имеет лишь два международных железнодорожных перехода (из 25 в СССР) - на северо-западе (в Финляндию) и в Калининградской области (в Польшу).     

Современное геополитическое положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических  связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции  страны и в Европе.     

Российская  Федерация в своей внешнеэкономической  деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей. Переход  к открытой экономике способствует развитию научно-технического сотрудничества с другими странами в различных  областях знаний и производственной деятельности.      

Оно предполагает совместное осуществление  научных разработок, прогнозирование  и координацию научно-технической  деятельности; сотрудничество в области  научно-технической информации и  подготовки кадров; обмен учеными  и специалистами для работы в  научно-исследовательских и учебных  институтах стран-партнеров; обеспечение  НИОКР необходимой аппаратурой, приборами и оборудованием и  т.п.     

Наглядным примером может служить сотрудничество в подготовке и осуществлении  совместных космических программ с  Германией, США, Францией, Израилем и  другими государствами. В коммерческих запусках спутников участвуют американская корпорация "Локхид", немецкая фирма "ДАЗА".      

На  российский рынок вышли американское и французские авиастроительные фирмы. В автомобильной промышленности разворачивают свою деятельность немецкие и американские автогиганты - "Мерседес-Бенц", "Дженерал моторз", в производстве электроэнергетического оборудования - "Сименс" и "АББ", в производстве нефтеперерабатывающего и дорожно-строительного оборудования - американская фирма "Катерпиллар". Сотрудничество в мирном использовании атомной энергии осуществляется со странами Южной Америки (Чили, Бразилия) и Юго-Восточной Азии (Индия).     

К перспективным формам научно-технического сотрудничества можно отнести и  торговлю лицензиями, т.е. разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу  не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.     

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества России с другими государствами  является лизинг, представляющий собой  долгосрочную аренду машин и оборудования. Преимущества лизинга как формы  предоставления во временное пользование  определенных видов машин и оборудования заключается в том, что он позволяет  арендатору получить необходимые ему  технические средства до оплаты их полной стоимости, избежать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.     

Важное  место в экономическом развитии Российской Федерации и развитии внешнеэкономических связей занимает развитие банковской системы и кредитования. Российская Федерация устанавливает  тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным  валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР). ЕБРР взял обязательства  о предоставлении кредитов, в основном совместным предприятиям, на сумму  более 600 млн долл., приступил к созданию ряда региональных фондов в размере до 50 млн долл. каждый, в том числе в Смоленске, Мурманске, на Урале. ОПИК (Оверсиз прайвит инвестмент корпорейшн - одна из наиболее крупных страховых организаций мира в области страхования иностранных частных инвестиций) предоставила кредиты, гарантии и страхование совместным предприятиям с американским участием в России на сумму - свыше 2,5 млрд долл.

4.)Возможные варианты развития России в будущем:

      а)стратегия Ранътье б)Стратегия мобилизации в.)Стратегия модернизации

Стратегия Рантье — эта стратегия во многом является естественной попыткой отдохнуть после травмы трансформационного кризиса, опираясь на благоприятную конъюнктуру.

Стратегия Мобилизация — в этой стратегии цель и задачи страны определены довольно узкой коалицией, игнорируются инерция и усталость населения, возможен поиск сверхдержавности.

Стратегия Модернизация — этот сценарий базируется на стратегии модернизации экономики, повороте к инновационности на базе укрепления прав собственности. Устойчивость новых элит позволяет сосредоточиться на расчистке институциональной среды: 10 лет ушло на разбор «внутренних завалов», чтобы создать площадку для возникновения инновационной экономики как основы для самоуважения и достойной позиции в мире.

Три первые варианта не являются катастрофичными  для страны в том смысле, что  не должно произойти непосредственной остановки роста или кризиса  в краткосрочном плане. Важно, что  они не ведут к реальной модернизации общества, экономики и государства. В этом смысле они являются тупиковыми и не могут устроить ни общество, ни бизнес, ни политическую элиту. Отсюда интенсивные дебаты по движению вперед, которые идут между различными политическими силами и финансовыми группами с тем, чтобы обеспечить себе наилучшие условия при формировании реальной стратегии.

   Переходный период развития России был пройден в 1990-е годы во многом интуитивно, на основе сочетания поспешных и запоздалых, не всегда продуманных и сбалансированных решений. В результате экономического роста последних лет, в значительной мере обусловленного высокими мировыми ценами на товары российского сырьевого экспорта, появилась возможность выбора стратегий развития на обозримое будущее. Однако набор их реальных вариантов не столь велик. В современных условиях можно выделить четыре базовые стратегии: "Инерция", "Рантье", "Мобилизация" и "Модернизация".

Осуществление этих стратегий приводит к комплексным последствиям для  экономики страны, в частности  для ее способности адаптироваться к изменению внутренних и внешних  условий. Адаптивность является важнейшим  свойством любой экономической  системы: чем она выше, тем выше, при прочих равных условиях, долгосрочная эффективность системы. Улучшение  адаптационных свойств обеспечивает устойчивость экономической системы, уменьшение количества и масштабов  угроз, задавая тем самым благоприятные  возможности для выработки экономической  политики, которая, в свою очередь, сказывается  на адаптационных способностях системы  в будущем. Таким образом, адаптационные  свойства социально-экономической  системы являются как условием, так  и результатом проводимой политики государства.

Стратегия "Рантье"

Суть этой стратегии сводится к  централизации и перераспределению  через государственный бюджет (главным  образом в форме социальных трансфертов) ренты от природных ресурсов с  целью улучшения материального  благосостояния граждан. Данный вариант  предполагает увеличение de facto обслуживаемых социальных обязательств государства и наращивание государственных расходов (в том числе на социальные нужды и государственное управление) в процентном отношении к ВВП.

Источником средств выступают  как текущие, так и накопленные  доходы, получаемые от экспорта первичных  ресурсов. Поскольку главные бенефициары  социальной политики - нетрудоспособные граждане, работники бюджетной сферы - несли основное бремя лишений, связанных  с трансформационным спадом 1990-х  годов, движение в данном направлении  будет воспринято в обществе положительно, что обеспечит широкую поддержку  власти и существенно укрепит  социальную стабильность. Перераспределительная политика государства будет способствовать повышению уровня жизни низкодоходных групп граждан, однако неясно, снизится ли уровень социального неравенства, измеряемый с помощью коэффициента Джини (см. табл. 1).

Повышение доходов нынешних малообеспеченных слоев населения приведет к увеличению внутреннего спроса на отечественные  товары, даст импульс развитию отраслей потребительского сектора, поддержит  высокие темпы роста экономики. Расширение среднего класса обусловит  увеличение спроса на импортные товары, что усилит конкуренцию на товарных рынках и положительно скажется на качестве продукции отечественных  товаропроизводителей. Благодаря активной социальной политике удастся решить (хотя бы частично) многие социальные проблемы.

Для реализации данной стратегии  требуются:  - аккумуляция в бюджете значительной части доходов от добычи и экспорта природных ресурсов;- реализация масштабных программ государственного перераспределения; - эгалитарная, патерналистская социальная политика. Ожидаемый результат осуществления стратегии "Рантье" - сохранение социально-политической стабильности и устойчивый рост доходов населения в кратко- и среднесрочной перспективе при благоприятной конъюнктуре на мировых сырьевых рынках. Однако экономический и политический кризис в случае ее изменения может довольно быстро перечеркнуть все достигнутые результаты. С реализацией данной стратегии связан и ряд внутренних проблем. В частности, развитие потребительского сектора будет происходить на неинновационной технологической базе. Кроме того, объективные потребности малообеспеченных слоев российского общества заметно превосходят любые теоретически возможные поступления от экспорта ресурсов.

За сценарием "Рантье" стоят  традиционные для XX в. популистские коалиции, которые могут быть весьма влиятельными в стране с высоким уровнем  социального неравенства (5). Часть  политического класса, левое крыло  элиты, представители бедных слоев  населения будут по-прежнему выступать  в пользу присущего данной стратегии "возврата к справедливости". Вероятность  создания сложных компенсационных  схем "теряющим" группам в рамках данной стратегии невысока, так как  доминирующая коалиция в составе  крупного бизнеса (как государственного, так и частного), политической элиты  и широких слоев населения, живущих  сегодняшним днем., здесь заведомо не является проигравшей (6). Компенсации возможны, как правило, задним числом в случае допущения ошибок при проектировании новых правил (как при "монетизации льгот").

Ключевую роль в рамках создания коалиции поддержки данного сценария, таким образом, играют не "компенсации  проигравшим", а ресурсные трансферты в пользу членов доминирующей коалиции. Если ситуация с доходами бюджета  станет напряженной (в том числе  по причине ограниченного ввода  в действие новых мощностей в  ресурсных отраслях и вероятного ухудшения конъюнктуры на основных ресурсных рынках), то на фоне увеличивающихся  социальных обязательств возможности осуществления подобных трансфертов как средства поддержания коалиции уменьшатся. Это будет способствовать развитию событий по мобилизационному сценарию или поиску новых оснований для формирования коалиций поддержки (7). При этом данный сценарий, как и предыдущий, не требует активной позиции гражданского общества, что не позволяет распознавать угрозы и "узкие места" в инфраструктуре и архитектуре институтов на ранних стадиях возникновения проблем.

Информация о работе Конфликты в геополитике