Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат
Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
+После двухлетнего периода
переговоров о вступлении России в ВТО,
они практически остановились. Навязывание
России неприемлемых, а местами просто
кабальных условий членства в международном
торговом клубе оказалось тупиковой стратегией.
Теперь самое главное – с толком воспользоваться
полученной передышкой и сосредоточиться
на выработке разумного участия России
в ВТО. Появляется время и возможность
проинвентаризировать состояние и перспективы
развития ключевых отраслей хозяйства.
С тем, чтобы понять, где Россия в состоянии
конкурировать с иностранными производителями
«на их и своей площадке» хоть сейчас,
где нужны альянсы с ними же, чтобы вдохнуть
новую жизнь в сколько-нибудь жизнеспособные
отечественные производства, а кому заказывать
пышные или не очень похороны, с удовольствием
отдавшись товарному импорту.
ВТО – это, во-первых, широкая политика
по либерализации торговли, а во-вторых,
сложнейшая система правил и регламентов
отношений продавцов и покупателей. С
либерализацией Россия преуспела, тут
много ума не надо, а вот с правилами как
обычно не получается.
Действительно, что может быть свободнее
российской конкурентной среды, например
на рынке продукции легкой промышленности?
Да ничего, у нас кто угодно и где заблагорассудится
может продавать любые носильные вещи,
не платя ни копейки пошлин и не сталкиваясь
практически ни с какими ограничениями.
Или взять сельское хозяйство. Весь мир
обсуждает регламенты дотирования отрасли
(что правильнее субсидировать экспорт
или непосредственно фермеров), уровень
защитных тарифов и квот. А российский
рынок сельхозпродукции свободен от этих
«условностей», потому что на дотации
нет денег, а заградительные пошлины приведут
к невыносимой дороговизне для людей.
1. История создания
и краткая характеристика ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО)
была основана в 1995 году. Она является
продолжателем Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного
сразу после Второй мировой войны. Основу
ВТО составляют соглашения, согласованные,
подписанные и ратифицированные большинством
стран-участниц международной торговли.
Цель ВТО - помощь производителям товаров
и услуг, экспортерам и импортерам в ведении
их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей
ГАТТ. Эта система, призванная регулировать
мировую торговлю через механизм сдерживания
односторонних действий, просуществовала
почти 50 лет и доказала свою действенность
в качестве правовой основы многостороннего
товарообмена. Годы после Второй мировой
войны были отмечены исключительным ростом
мировой торговли. Рост экспорта товаров
составлял в среднем 6% в год. Общий объем
торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень
1950 года.
Система развивалась в процессе проведения
в рамках ГАТТ серий торговых переговоров
(раундов). На первых раундах в основном
обсуждались вопросы сокращения тарифов,
но позднее переговоры охватили другие
области, такие как антидемпинг и нетарифные
меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский
раунд”, - привел к созданию ВТО, которая
значительно расширила сферу действия
ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами
и торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности. Таким образом, механизм
ГАТТ был усовершенствован и адаптирован
к современному этапу развития торговли.
Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи
международной организацией, формально
таковой не являлась; ВТО же получила юридический
статус специализированного учреждения
системы ООН.
Место расположения:
Женева, Швейцария. Основана: 1 января
1995 г. Создана: по результатам
переговоров Уругвайского раунда (1986-94). Членство: 145 стран
(по состоянию на октябрь 2002 года.). Бюджет: 134 млн.швейцарских
франков (примерно 90 млн.долл США). Штат Секретариата:
500 сотрудников. Глава: генеральный
директор Супачай Паничпакди. Цели и принципы.
Всемирная торговая организация (ВТО),
являющаяся преемницей действовавшего
с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам
и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность
с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников
Организации на основе пакета Cоглашений
Уругвайского раунда многосторонних торговых
переговоров (1986-1994 гг.) Э эти документы
являются правовым базисом современной
международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает
создание постоянно действующего форума
стран-членов для урегулирования проблем,
оказывающих влияние на их многосторонние
торговые отношения, и контроля за реализацией
соглашений и договоренностей Уругвайского
раунда. ВТО функционирует во многом так
же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет
контроль за более широким спектром торговых
соглашений (включая торговлю услугами
и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной
собственности) и имеет гораздо большие
полномочия в связи с совершенствованием
процедур принятия решений и их выполнения
членами организации. Неотъемлемой частью
ВТО является уникальный механизм разрешения
торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем
либерализации и перспектив развития
мировой торговли проходит в рамках многосторонних
торговых переговоров (МТП) под эгидой
ГАТТ. К 2002 г. проведено 8 раундов МТП, включая
Уругвайский, и уже начался девятый. Главной
задачей этой влиятельной международной
экономической организации является либерализация
мировой торговли.
2. Основные соглашения
и принципы ВТО.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках
недискриминационной торговой системы,
где каждая страна получает гарантии справедливого
и последовательного отношения к ее экспорту
на рынках других стран, обязуясь обеспечивать
такие же условия для импорта на свой собственный
рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Товары
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы
в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения переговоров
по снижению таможенных пошлин и других
торговых барьеров; текст Генерального
соглашения оговаривал важные правила,
в частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение
в других соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле услугами, по
важным аспектам интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам торговой
политики.
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является
основным сводом правил ВТО по торговле
товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся
специфических секторов, таких как сельское
хозяйство и текстиль, а также отдельных
тем, например, государственной торговли,
стандартов на различную продукцию, субсидий
и действий, предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных
принципа ГАТТ – это недискриминация
и обеспечение доступа на рынок.
Принцип недискриминации
реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок
обеспечивается, помимо применения РНБ
и национального режима, также путем отмены количественных
ограничений импорта в пользу таможенных
тарифов, которые являются более эффективным
средством регулирования товарооборота,
а также гласностью и
прозрачностью в вопросах торговых режимов
стран-участниц.
Услуги
Принципы более свободного экспорта и
импорта услуг, независимо от способа
их поставки, будь то трансграничная торговля,
потребление услуг за рубежом, коммерческое
присутствие или присутствие физических
лиц, - были впервые документально закреплены
в новом Генеральном соглашении
о торговле услугами (ГАТС). Однако
в силу специфики торговли услугами режим
наибольшего благоприятствования и национальный
режим применяются здесь со значительными
исключениями, которые индивидуальны
для каждой страны. Аналогично, отмена
количественных квот носит выборочный
характер, решения о ней принимаются в
ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные
обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг
и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
3. Структура ВТО.
ВТО – это и организация, и одновременно
комплекс правовых документов, своего
рода многосторонний торговый договор,
определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами
и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение
о торговле товарами (ГАТТ) в редакции
1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение
о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались
парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому росту
и повышению экономического благосостояния
людей. Страны-члены ВТО,
которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают
эти задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения
торговых переговоров, урегулирования
торговых в соответствии с механизмом
ВТО, а также оказания помощи развивающимся
странам и проведения обзора национальной
экономической политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что
является дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но
в ВТО такой практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз
в два года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция,
которая была созвана в декабре 1999 года
в Сиэтле (США) и должна была принять решение
о начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
Очередная Министерская конференция должна
состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции
находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей
работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции
трем советам, находящимся на следующем
уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением
принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за
выполнением соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами.
Многочисленные специализированные комитеты
и рабочие группы занимаются отдельными
соглашениями системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита окружающей
среды, проблемы развивающихся стран,
процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат ВТО,
в отличие от подобных органов других
международных организаций, не принимает
решений, так как эта функция возлагается
на сами страны-члены. Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую
поддержку различным советам и комитетам,
а также Министерской конференции, оказывать
техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается более двадцати.
4. Преимущества торговой
системы ВТО.
Выгоды ВТО для потребителей, Понижение
стоимости жизни,Более широкий выбор товаров
и услуг,Выгоды ВТО для экономики страны
в целом
Экономические выгоды :1.Повышение доходов2..Повышение
занятости3..Повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности
Политические выгоды:1.Защита от лоббирования2.Борьба
с коррупцией
Выгода системы ВТО для взаимоотношений
между странами:
1.Обеспечение равных
шансов для всех участников2.Эффективный
механизм разрешения споров3.Укрепление
международной стабильности
Вступление России
в ВТО.
Вопрос о присоединении России к ВТО имеет довольно сложную историю. Известно, что с середины 40-х годов прошлого столетия СССР начал активно участвовать в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-Вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ.
В середине 80-х годов со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. российская сторона
вручила Генеральному директору
ГАТТ официальное заявление
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.
По установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.
Информационный этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО.
Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей.
К настоящему времени в Государственную Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически все законопроекты, необходимые для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс.
Присоединение состоится, когда все проблемы будут урегулированы без нанесения ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:
Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В тоже время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Вступив в ВТО, Россия может решить следующие принципиальные задачи:
После подписания между Россией и США договора
по агропромышленному комплексу возникает вопрос
о перспективах и проблемах в этой сфере.
О них прокомментировала
В итоге, ситуация может развиваться по сценарию, когда большинство мелких и средних производителей мясной продукции будут вынуждены уйти с рынка, т.к. на нем будет доминировать более дешевое и качественное мясо их других стран. Крупные компании, конечно, выживут, но, прежде всего, за счет вертикально интегрированной структуры своего бизнеса. В секторе птицеводства вступление в ВТО может значительно сократить доходы отечественных птицефабрик бройлерного направления.
Очевидно, значительно ослабнут
позиции производителей овощей и фруктов.
Это же касается и сахара. Нельзя исключать,
что нашим компаниям придется задуматься
о том, чтобы начать производить из него
топливо. Меньше других пострадают участники молочной
отрасли, т.к. этот бизнес, как правило,
локализован, деятельность предприятия привязана к