Конфликты в геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

Файлы: 1 файл

ИСТОРКА.docx

— 306.18 Кб (Скачать)

Для достижения целей соглашений и развития торговых, экономических  и научно-технических связей договаривающиеся стороны, как правило, образуют соответствующие  комиссии (комитеты, рабочие группы). Они являются организационным звеном механизма двустороннего или  многостороннего сотрудничества России с зарубежными странами. Эти органы сотрудничества определяют круг вопросов, функции, порядок формирования и  методы их работы. Двусторонние межправительственные комиссии формируются из двух равноправных национальных частей. В их состав могут  входить различные рабочие группы по отраслям и проблемам сотрудничества. Для выполнения оперативной работы комиссии, в случае необходимости, создают  постоянные (секретариат) и временные  органы и рабочие группы, функционирующие  под руководством комиссии. Межправительственные комиссии могут принимать рекомендации, которые служат основой для заключения специализированных межправительственных или межведомственных соглашений. Комиссии организуют подготовку сторонами программ двустороннего сотрудничества в  согласованных областях.

Одним из центральных звеньев  МНТС на двусторонней и многосторонней основе является реализация международных  научно-технических проектов, содействующих  развитию российской прикладной и фундаментальной  науки, освоению наукоемких технологий, решению проблем социального  развития России. Сегодня в этой работе принимают участие партнеры из более чем 30 стран.

Международным научно-техническим  проектом считается комплекс мероприятий, научно-технически и экономически обоснованных, взаимоувязанных по содержанию, исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых посредством объединения научно-производственных потенциалов сотрудничающих организаций различных стран.

Выделенные средства из федерального бюджета для финансовой поддержки  работ по международным научно - техническим проектам направляются на оказание содействия выполнению обязательств Российской стороны по соглашениям  с зарубежными странами в области  науки и техники, продвижению  наукоемких технологий на мировой рынок  и установлению Россией эффективных  мирохозяйственных связей.

Так, в 1995 году была обеспечена финансовая поддержка работ российских структур различных форм собственности, выполняемых в рамках 581 международного научно - технического проекта, и проведения более 100 международных конгрессов, конференций, семинаров и симпозиумов.

Решение о финансовой поддержке  проекта принимается на основе его  всесторонней экспертизы, включающей вопросы соответствия проекта национальным приоритетам в научно - технической  сфере, его социально-экономической  значимости и эффективности, характера  и уровня международных кооперационных связей, в том числе с учетом международно-правового обеспечения  сотрудничества, аспектов лицензирования, а также оценки выбора инопартнеров и их вклада в реализацию проекта. Выделение средств производится только в рублевой части с перечислением их на соответствующие счета российских соисполнителей проекта.

Процедура выделения средств  для финансирования международных  проектов реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам оказания российским организациям финансовой поддержки из средств федерального бюджета при реализации международных научно-технических проектов.

К финансированию международных  проектов привлекаются также внебюджетные источники и средства, выделяемые для поддержки указанных проектов государственными учреждениями зарубежных стран, национальными и международными фондами и программами (например, по линии реализации германской программы  поддержки российской науки, в рамках программы INTAS).

Мероприятия в области  МНТС осуществляются в тесном взаимодействии с министерствами, ведомствами и  организациями Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется таким важнейшим вопросам российских национальных интересов, как создание системы сбора и обработки информации о научно-технических связях российских участников МНТС с целью налаживания необходимой координации их деятельности в процессе сотрудничества и оказания им действенной поддержки со стороны государства, охрана российской интеллектуальной собственности и авторских прав, недопущение неадекватной оценки интеллектуального и исследовательского вклада российских ученых, обеспечение достойного места российской науки в рамках международного разделения труда.

Цель МНТС со странами СНГ - формирование единого научно-технологического пространства и создание договорноправовой базы сотрудничества, которая призвана обеспечить согласованность мероприятий стран-участниц СНГ на двусторонней и многосторонней основе при осуществлении национальной научно-технической политики в интересах каждой страны. В результате уже проделанной работы подготовлена и одобрена Концепция единого научно-технологического пространства государств-участников СНГ, что обеспечило подписание главами правительств этих стран в ноябре 1995 года Соглашения о создании общего научно-технологического пространства участников Содружества Независимых Государств, а также ряда специализированных соглашений. Параллельно с развитием многосторонних связей последовательно формируется договорно-правовая база двустороннего научно-технического сотрудничества России со странами СНГ. Российской стороной осуществляется государственная поддержка национальных соисполнителей по более чем 30 международным научно - техническим проектам, реализуемым в сотрудничестве с научными центрами стран СНГ. При этом особое внимание уделяется вопросам совместного использования уникальных научных объектов, расположенных на территориях этих стран.

Начиная с 1991 года, значительно  активизирована работа по обеспечению  координации сотрудничества и участия  заинтересованных российских министерств, ведомств и общественных организаций  в деятельности таких международных  организаций и международных  программ как ЭКОСОС, ЕЭК ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЭСКАТО, ЮНЕП, ОЭСР, КЕС, Научный  Комитет НАТО, "ЭВРИКА", ЦЕРН, в мероприятиях "Большой Семерки" и неправительственных организаций, а также в международных программах по проблемам фундаментальной и прикладной науки.

В рамках сотрудничества с  ЕС удалось добиться открытия для  участия российских ученых ряда специализированных программ ЕС в области науки и  техники, что в значительной степени  расширяет доступ к европейским  научным разработкам и исследованиям. Только в рамках НК НАТО и специальной  программы ЕС "ИНКОКОПЕРНИКУС" за последние годы обеспечено участие  российских организаций в выполнении 570 проектов, направленных на решение  важных проблем для стран бывшего  СССР и, в частности, России.

Важное место в работе по повышению эффективности двусторонних связей отводится мероприятиям по развитию взаимовыгодного сотрудничества в  новых формах, наиболее отвечающих современным экономическим условиям, таких, например, как совместный Российско-американский Учебно - исследовательский центр космической биомедицины на базе МГУ им. М.В.Ломоносова, действующий на основе контракта между Центром и НАСА, Российско-китайский консорциум "Центр науки и высоких технологий", сформированная смешанная рабочая группа по телекоммуникациям, которая выработала совместные рекомендации, предусматривающие создание в России Международного центра по развитию сети Интернет на базе МГУ и др.

В целях организационно-методического  обеспечения МНТС выпущены сборники научных статей по проблемам научно - технологической безопасности России и передачи технологий. По указанной  проблематике проведены два научно - практических семинара с участием представителей российских организаций - непосредственных участников сотрудничества. С целью обеспечения технологической  безопасности России разработаны и  одобрены комиссией "Черномырдин-Гор", а также Европейским Сообществом, рекомендации по правам интеллектуальной собственности применительно к  международным контрактам и соглашениям  в области науки и техники.

Результаты научных разработок в сфере защиты национальных интересов  России находят практическое применение при подготовке проектов соглашений о международном научно - техническом  сотрудничестве. Так, соответствующие  положения предусмотрены в 28 межправительственных и межведомственных соглашениях, в  том числе во всех соглашениях  со странами СНГ.

Важное место в рассматриваемом  аспекте занимают вопросы введения лицензирования консультационно-посреднических услуг, связанных с передачей  результатов научно-технической  деятельности за рубеж и получением их из-за рубежа, участие в разработке порядка передачи в гражданскую  сферу объектов двойного назначения, введение системы регистрации лицензионных договоров, связанные с передачей  прав на использование за рубежом  отечественных объектов промышленной собственности, защищенных охранными  документами, разработка и предварительное  согласование с министерствами и ведомствами проекта соответствующего нормативно-правового акта. Проходят согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты нормативных документов по введению государственной аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры, к которым предлагается отнести и организации, предоставляющие консультационно-посреднические услуги по внешнеэкономической деятельности.

В числе первоочередных задач  по совершенствованию МНТС необходимо отметить формирование юридической  базы сотрудничества за счет подготовки нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективную координацию деятельности российских министерств, ведомств и  организаций в этой области, развитие и совершенствование механизма  защиты национальной безопасности и  интересов страны в научно-технической  сфере, наращивание интеграционных связей с государствамиучастниками СНГ, восстановление на новой основе научно - технических связей со странами Центральной и Восточной Европы, расширение традиционных рамок научно - технического сотрудничества на сферу совместной инвестиционной деятельности, включая передачу российских технологий за рубеж и их коммерциализацию.

Международное разделение труда - важнейшая базовая  категория, которая выражает сущность, содержание международных отношений. Так как все страны мира, так  или иначе, включены в это разделение, то его углубление определяется развитием  производительных сил, испытывающих воздействие  новейшей технической революции. Участие  в международном разделении труда  приносит странам дополнительный экономический  эффект, позволяющий полнее и с  наименьшими издержками удовлетворять  свои потребности.

Международное разделение труда (МРТ) - это устойчивая концентрация производства за определенными  странами отдельных видов товаров, работ, услуг. МРТ определяет:

1) обмен  товарами и услугами между  странами;2) движение  капитала между странами;3) миграцию  рабочей силы;4) интеграцию.

Специализация, связанная с производством товаров  и услуг, повышает конкурентоспособность.

Для развития МРТ  важное значение имеют:

1) сравнительные  преимущества - способность производить  товар с более низкой стоимостью;

2) государственная  политика, в зависимости от которой  может меняться не только характер  производства, но и характер потребления;

3) концентрация  производства - создание крупной  промышленности, развитие массового  производства (ориентация на внешний  рынок при создании производства);

4) растущий  импорт страны - формирование массового потребления сырья, топлива. Обычно массовое производство не совпадает с месторождениями ресурсов - страны организуют ресурсный импорт;

5) развитие  транспортной инфраструктуры.

Участие России в международном  разделении труда дает стране дополнительный экономически эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять  свои потребности.

Мотивы     

Основным  побудительным мотивом МРТ для России является ее стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку процесс формирования стоимости какого-либо товара не зависит от социально- экономических условий, и она образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Как известно, товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости.       

 Реализация преимуществ МРТ в  ходе международного обмена товарами  и услугами обеспечивает любой  стране и так же России при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. Однако, это не единственный побудительный мотив к участию в МРТ, поскольку, помимо вышеизложенного, использование МРТ позволяет искать решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон подобного рода проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.      

Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную, и соответственно, внешнеторговую квоты, удельный вес страны в международной  торговле по отдельным товарам, внешнеторговый оборот на душу населения и др.     

Очевидно, каждый из названных показателей  может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия  страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.     

Информация о работе Конфликты в геополитике