Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат
Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
Для достижения целей соглашений
и развития торговых, экономических
и научно-технических связей договаривающиеся
стороны, как правило, образуют соответствующие
комиссии (комитеты, рабочие группы).
Они являются организационным звеном
механизма двустороннего или
многостороннего сотрудничества России
с зарубежными странами. Эти органы
сотрудничества определяют круг вопросов,
функции, порядок формирования и
методы их работы. Двусторонние межправительственные
комиссии формируются из двух равноправных
национальных частей. В их состав могут
входить различные рабочие
Одним из центральных звеньев МНТС на двусторонней и многосторонней основе является реализация международных научно-технических проектов, содействующих развитию российской прикладной и фундаментальной науки, освоению наукоемких технологий, решению проблем социального развития России. Сегодня в этой работе принимают участие партнеры из более чем 30 стран.
Международным научно-техническим проектом считается комплекс мероприятий, научно-технически и экономически обоснованных, взаимоувязанных по содержанию, исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых посредством объединения научно-производственных потенциалов сотрудничающих организаций различных стран.
Выделенные средства из федерального бюджета для финансовой поддержки работ по международным научно - техническим проектам направляются на оказание содействия выполнению обязательств Российской стороны по соглашениям с зарубежными странами в области науки и техники, продвижению наукоемких технологий на мировой рынок и установлению Россией эффективных мирохозяйственных связей.
Так, в 1995 году была обеспечена финансовая поддержка работ российских структур различных форм собственности, выполняемых в рамках 581 международного научно - технического проекта, и проведения более 100 международных конгрессов, конференций, семинаров и симпозиумов.
Решение о финансовой поддержке
проекта принимается на основе его
всесторонней экспертизы, включающей
вопросы соответствия проекта национальным
приоритетам в научно - технической
сфере, его социально-экономической
значимости и эффективности, характера
и уровня международных кооперационных
связей, в том числе с учетом
международно-правового
Процедура выделения средств для финансирования международных проектов реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам оказания российским организациям финансовой поддержки из средств федерального бюджета при реализации международных научно-технических проектов.
К финансированию международных
проектов привлекаются также внебюджетные
источники и средства, выделяемые
для поддержки указанных
Мероприятия в области МНТС осуществляются в тесном взаимодействии с министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации. При этом основное внимание уделяется таким важнейшим вопросам российских национальных интересов, как создание системы сбора и обработки информации о научно-технических связях российских участников МНТС с целью налаживания необходимой координации их деятельности в процессе сотрудничества и оказания им действенной поддержки со стороны государства, охрана российской интеллектуальной собственности и авторских прав, недопущение неадекватной оценки интеллектуального и исследовательского вклада российских ученых, обеспечение достойного места российской науки в рамках международного разделения труда.
Цель МНТС со странами СНГ - формирование единого научно-технологического пространства и создание договорноправовой базы сотрудничества, которая призвана обеспечить согласованность мероприятий стран-участниц СНГ на двусторонней и многосторонней основе при осуществлении национальной научно-технической политики в интересах каждой страны. В результате уже проделанной работы подготовлена и одобрена Концепция единого научно-технологического пространства государств-участников СНГ, что обеспечило подписание главами правительств этих стран в ноябре 1995 года Соглашения о создании общего научно-технологического пространства участников Содружества Независимых Государств, а также ряда специализированных соглашений. Параллельно с развитием многосторонних связей последовательно формируется договорно-правовая база двустороннего научно-технического сотрудничества России со странами СНГ. Российской стороной осуществляется государственная поддержка национальных соисполнителей по более чем 30 международным научно - техническим проектам, реализуемым в сотрудничестве с научными центрами стран СНГ. При этом особое внимание уделяется вопросам совместного использования уникальных научных объектов, расположенных на территориях этих стран.
Начиная с 1991 года, значительно активизирована работа по обеспечению координации сотрудничества и участия заинтересованных российских министерств, ведомств и общественных организаций в деятельности таких международных организаций и международных программ как ЭКОСОС, ЕЭК ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЭСКАТО, ЮНЕП, ОЭСР, КЕС, Научный Комитет НАТО, "ЭВРИКА", ЦЕРН, в мероприятиях "Большой Семерки" и неправительственных организаций, а также в международных программах по проблемам фундаментальной и прикладной науки.
В рамках сотрудничества с
ЕС удалось добиться открытия для
участия российских ученых ряда специализированных
программ ЕС в области науки и
техники, что в значительной степени
расширяет доступ к европейским
научным разработкам и
Важное место в работе
по повышению эффективности
В целях организационно-
Результаты научных разработок в сфере защиты национальных интересов России находят практическое применение при подготовке проектов соглашений о международном научно - техническом сотрудничестве. Так, соответствующие положения предусмотрены в 28 межправительственных и межведомственных соглашениях, в том числе во всех соглашениях со странами СНГ.
Важное место в
В числе первоочередных задач
по совершенствованию МНТС необходимо
отметить формирование юридической
базы сотрудничества за счет подготовки
нормативно-правовых актов, обеспечивающих
эффективную координацию
Международное разделение труда - важнейшая базовая категория, которая выражает сущность, содержание международных отношений. Так как все страны мира, так или иначе, включены в это разделение, то его углубление определяется развитием производительных сил, испытывающих воздействие новейшей технической революции. Участие в международном разделении труда приносит странам дополнительный экономический эффект, позволяющий полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.
Международное разделение труда (МРТ) - это устойчивая концентрация производства за определенными странами отдельных видов товаров, работ, услуг. МРТ определяет:
1) обмен товарами и услугами между странами;2) движение капитала между странами;3) миграцию рабочей силы;4) интеграцию.
Специализация, связанная с производством
Для развития МРТ важное значение имеют:
1) сравнительные преимущества - способность производить
товар с более низкой
2) государственная политика, в зависимости от которой
может меняться не только
3) концентрация производства - создание крупной
промышленности, развитие массового производства
(ориентация на внешний рынок при создании
4) растущий импорт страны - формирование массового потребления сырья, топлива. Обычно массовое производство не совпадает с месторождениями ресурсов - страны организуют ресурсный импорт;
5) развитие транспортной инфраструктуры.
Участие России в международном разделении труда дает стране дополнительный экономически эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.
Мотивы
Основным побудительным мотивом МРТ для России является ее стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку процесс формирования стоимости какого-либо товара не зависит от социально- экономических условий, и она образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Как известно, товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости.
Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена
Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную, и соответственно, внешнеторговую квоты, удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам, внешнеторговый оборот на душу населения и др.
Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.