Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:44, реферат
Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе.
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
1)Причины и классификация международ.конфликтов.
«Международные конфликты»
1. Природа международных конфликтов
Причины и функции международных конфликтов
Прошлое столетие насыщено
После окончания холодной
В условиях глобализации
С крахом биполярной системы
участие в региональных
На протяжении длительного
Представители так называемой о
Причинами международных конфликтов ученые называют: » конкуренцию государств; » несовпадение национальных интересов; » территориальные притязания; » социальную несправедливость в глобальном масштабе; » неравномерное распределение в мире природных ресурсов; » негативное восприятие сторонами друг друга; » личную несовместимость руководителей и пр.
Для характеристики
Одно из признанных в западной
политической науке
Конфликт в узком смысле
Достоинством этого
Для обозначения такой фазы
в развитии международного
В период холодной войны
Исследователи различают положи
♦ предотвращение стагнации в международных отношениях;
♦ стимулирование
♦ определение степени
♦ предотвращение более
Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:
- вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;
-
усиливают стрессовое
-
порождают возможность
Концепция Хантингтона о столкновении цивилизаций
В статье "Столкновение цивилизаций" (1993) С.Хантингтон отмечает, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.
В научном плане эта статья не выдерживает критики. В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу "Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка", которая явилась попыткой привести дополнительные факты и аргументы, подтверждающие основные положения и идеи статьи и придать им академический вид.
Основной тезис Хантингтона состоит в следующем: "В мире после холодной войны самые важные различия между народами - не идеологические, политические или экономические, а культурные". Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием - цивилизацией, ибо цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, "более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами... Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран (Франции и, скажем, Алжира - К.Г.). Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином".
Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций - индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую (sinic) и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях - африканской и латиноамериканской. Облик нарождающегося мира, утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций.
Хантингтоном озабочен прежде всего судьбами Запада, и главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру по формуле "the west against the rest", т.е. Запад против остального мира.
По Хантингтону господству Запада приходит конец и на мировую арену выступают незападные государства, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. Продолжающееся сокращение материального могущества Запада еще больше уменьшает притягательность западных ценностей.
Потеряв могущественного врага
в лице Советского Союза,
Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение дрейфа Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире.
Виды международных конфликтов
В научной литературе
◊ от количества участников различают конфликты двусторонние и многосторонние,
◊ от географического распространения — локальные, региональные и глобальные,
◊ от времени протекания — краткосрочные и длительные,
◊ от характера используемых средств — вооруженные и невооруженные,
◊ от причин — территориальные, экономические, этнические, религиозные и пр.
◊ по возможности урегулирования конфликтов - конфликты с противоположными интересами, в которых выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой (конфликты с «пулевой суммой»), и конфликты, в которых существует возможность компромиссов (конфликты с «ненулевой суммой»).
Факторы и особенности международных конфликтов
В истории человечества
Внешне нынешняя конфликтность
проистекает из прекращения
Наиболее полно объяснение
Самые масштабные конфликты
Конфликты, вызванные исламским фундаментализмом, превратившимся в политическое движение и использующим религиозные догмы для установления во всем мире «исламского порядка». Многолетняя война с «неверными» ведется во всех уголках планеты с широким применением террористических методов (Алжир, Афганистан, Индонезия, Соединенные Штаты, Чечня и т. д.).
Межконфессиональные конфликты в Африке. Война в Судане, унесшая жизни 2 млн человек и вынудившая 600 тыс. стать беженцами, была вызвана прежде всего противостоянием между властью, выражавшей интересы мусульманской части населения (70%), и оппозицией, ориентированной па язычников (25%) и христиан (5%). Религиозный и этнический конфликт между христианами, мусульманами и язычниками в самой крупной стране континента — Нигерии.
Война на Святой земле, в которой главный объект спора (Иерусалим) имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта — мусульман и иудеев, но и для христиан.
Конфликт между индуистами и исламистами, возникший со времени раздела в 1947 году Индии па Индийский союз и Пакистан и таящий угрозу столкновения двух ядерных держав.