Концепции советского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории советского права в 1922-1991 гг. и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………2
Глава 1 Государство и право России в период становления советской власти…………………………………………………...….4
1.1 Развитие права на заре советской империи……..………..4
1.2 Конституция 1918 г…………………………...……………7
Глава 2 Советское право в период новой экономической политики, довоенное время………………………………….……….10
2.1 Развитие права 20 30 - е годы………………….…….……10
2.2 Конституция 1924 и 1936 годов…………………………..15
Глава 3 Советское право в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы………………………………….…..….18
3.1 Развитие права в военные годы……………………...…...18
3.2 Развитие права в послевоенные годы……………….…...19
Глава 4 Право от периода «застоя» и до развала советской империи………………………………………………………………..24
4.1 Развитие права. Конституция СССР 1977 года………….24
4.2 Демократическое конституционное право……...……….32
Заключение…………………………………………………….34
Список литературы…………………………………….……...36

Файлы: 1 файл

Консепции советского права этапы и особенности.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

       Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. В структурном отношении  Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых  ранее не было:

       - об общественном устройстве;

       - о суде и прокуратуре;

       - об основных правах и обязанностях граждан;

       - об избирательной системе.

       Конституция сняла вопрос о классовом составе  Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней10. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата. В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126). В отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм. В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика. В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов. Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Глава 3 Советское право  в годы Великой  Отечественной войны  и послевоенные годы.

3.1 Развитие права в военные годы 

       Советское право, в частности гражданское, не претерпело существенных изменений. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы.

         Особый жилищно-правовой статус имели лица эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти. При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

       -эвакуация должна быть документально оформлена;

       -квартирная плата должна своевременно вносится;

       -лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

       Массовая  гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название «О наследниках по закону и по завещанию». Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

         Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу. Семейное право в годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание «Мать-героиня» и установлена медаль «За материнство». Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.

         Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Были приняты меры по повышению рождаемости. Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.

       Указ  от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для  выполнения различных оборонных  работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от одного до трёх часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пении.

3.2 Развитие права  в послевоенные  годы

 

       В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан  единственно правильной формой отношений  между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м. Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день.11 В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров. Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

       В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические  тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в  связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания  освобождались осужденные, срок наказания  которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину12. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления. Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам. Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

       В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление «Об усилении охраны труда подростков». Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет.

       10 марта 1956 года Президиум Верховного  Совета принял указ о сокращенной  продолжительности рабочего дня  в предвыходные и выходные  дни. Продолжительность рабочего  дня составляла 6 часов. 25 апреля 1956 года выходит указ «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины»

       Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и  рабочего были созданы трудовые комиссии. Было утверждено положение «О порядке рассмотрения трудовых споров». В связи с ходатайствами граждан 30 апреля 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство», указ в отношении шпионов, диверсантов распространил свое действие на лиц, совершивших уголовное деяние.

       Репатриированным  советским военнопленным и интернированным  по прибытии на место постоянного  жительства выдавались долгосрочные ссуды  в сумме 5-10 тыс. рублей. Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии. Многие из побывавших в фашистской неволе советских граждан, так и не получили должной компенсации за все страдания и тяжелый труд ни от Германии, ни от Советского правительства. В современных условиях их материальное положение еще более усугублялось. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских, граждан сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.» Учитывая, прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и, руководствуясь принципом гуманности, Президиум признал необходимым применить амнистию в отношении советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами13. Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

       1. Освободить из мест лишения  свободы лиц, осужденных на  срок до 10 лет за пособничество  врагу, за преступления, предусмотренные  статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного  Кодекса РСФСР.

         2. Сократить на половину назначенное судом наказание осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные статьей 1 настоящего указа.

         3. Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных на срок свыше 10 лет, лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях.

         4. Не применять амнистии к лицам, к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.

         5. Прекратить производство всех следственных дел и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершенных в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предусмотренных статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 УК РСФСР, указанных в статье 4 указа.

         6. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного указа.

         7. Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сдались в плен врагу и служили в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях. Явку с повинной рассматривали как смягчающее вину обстоятельство. Совету Министров СССР принять меры к облегчению въезда в СССР советским гражданам, находящимся за границей, а так же членам их семей, независимо от гражданства, и их трудоустройству в Советском Союзе.

         Право в послевоенные годы получило свое дальнейшее развитие. Получили свое развитие такие отрасли, как гражданское, уголовное, семейное, колхозное право и многие другие.

 

Глава 4 Право от периода  «застоя» и до развала  советской империи.

4.1 Развитие права.  Конституция СССР 1977 года

 

       Развитие  права в период замедления темпов общественного развития условно  можно разделить на два периода:

       - первый - начиная с середины 50-х годов до принятия Конституции 1977 г.;

       - второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.

       В середине 50-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового  беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов. Развитие права шло по двум основным направлениям:

       - по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни;

       - по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.

       Восстановление  и укрепление законности потребовали  ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм14. Были упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге.

Информация о работе Концепции советского права