Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:36, реферат
X съезд Российской коммунистической партии (большевиков) в марте 1921 года принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики. Новый курс состоял в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством и обществом экономическими рычагами руководства. Он был назван Лениным Новой Экономической политикой (НЭП). Её сущность заключалось в восстановлении (в ограниченных рамках) рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Образование СССР в 1922 году…………………………………………5
3. Конституция СССР в 1924 году…………………………………………6
4. Развитие права…………………………………………………………….7
5. Заключение……………………………………………………………….14
6. Список использованной литературы……………………………………15
15
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский колледж экономики сервиса и туризма»
Реферат по дисциплине «История отечественного государства и права»
на тему: Советское государство и право в период НЭПа
Иркутск 2012
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Образование СССР в 1922 году…………………………………………5
3. Конституция СССР в 1924 году…………………………………………6
4. Развитие права…………………………………………………………….7
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………15
1. Введение
X съезд Российской коммунистической партии (большевиков) в марте 1921 года принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики. Новый курс состоял в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством и обществом экономическими рычагами руководства. Он был назван Лениным Новой Экономической политикой (НЭП). Её сущность заключалось в восстановлении (в ограниченных рамках) рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата.
Основным звеном новой экономической политики, сокращенно именуемой НЭПом, явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь стало забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало производителю возможность продать остальное на рынке, а следовательно улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве.
Основными элементами новой политики были также свобода частной торговли, разрешение аренды небольших частных предприятий, найм рабочей силы, отмена карточной системы (в 1922 году), перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость. Была сделана попытка привлечь иностранный капитал: в 1920 году был принят закон о концессиях - передаче в пользование на определенный срок иностранным государствам, компаниям, частным лицам природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству. Была проведена финансовая реформа. В 1922 году вместо обесцененных соврублей в оборот вводился новый банковский билет – червонец. В результате червонец превратился в конвертируемую валюту на мировом рынке. В стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924 г.г.валовая продукция государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. С 1923 года начался быстрый рост числа рабочих, занятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важнейших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстановился транспорт. Уже в 1922 году обозначился заметный рост производства продукции сельского хозяйства. Относительно быстрое восстановление экономики и первые успехи НЭПа во многом были обусловлены резким сокращением военных расходов. Численность вооруженных сил была сокращена с 5,3 млн. до 600 тыс.человек. Но НЭП не избавил страну от проблем, масштабы которых возрастали.
В середине 20-х годов страна переживает ряд «кризисов». Кризис сбыта продукции промышленности 1923 г., связанный с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, сильно ударил по финансовой системе государства, поставил под угрозу товарооборот государственной промышленности и крестьянского хозяйства. Кризис в области торговли в 1924 году, вызванный преждевременным наступлением на частный капитал, расстроил рыночный оборот. Диспропорции в развитии города и деревни 1925-1926 г.г., вызванные непоследовательной практикой кредитования хлебозаготовок, обострили товарный голод. Осознание заложенных в НЭПе опасностей порождало идеи о перестройке всей его системы. Отсюда ожесточенная идейно-политическая борьба в партии в 1923-1929 году по поводу дальнейшего развития страны. В решениях партии и государства, определяющих хозяйственную политику страны в 1925-1927 г.г., подчеркивалась необходимость укрепления основ хозяйственно-политической системы НЭПа, наращивание рыночных отношений. Одновременно осуществлялись шаги по линии свертывания этих отношений и подмены их административным регулированием. Так, в 1927г. резко ухудшилось положение с хлебозаготовками, поскольку рыночные цены во много раз превысили государственные, и крестьяне фактически стали бойкотировать хлебозаготовки, требуя повышения закупочных цен. Результатом стал острый продовольственный кризис. Это заставило ввести карточную систему снабжения в городах и усилить административный нажим в деревне. И ужен в 1928-1929 г.г. вновь применялись чрезвычайные методы хлебозаготовок. С экономическими методами и НЭПом в деревне было покончено. В промышленности стали сворачивать аренду, хозрасчет, самостоятельность предприятий. Договорная система была практически ликвидирована. На смену периоду рыночной, товарно-денежной экономики пришел период тотального ее огосударствления.
Основные направления НЭПа сочетались с курсом на государственное планирование народного хозяйства. В феврале 1921 года была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан), а ранее, в 1920г., был утвержден план ГОЭЛРО – первый перспективный народнохозяйственный план, предусматривающий первоочередное развитие отрасли, обеспечивающих технический прогресс всей экономики стран.
2. Образование СССР 1922 г.
Распад в 1917-1918 гг. единого, централизованного Российского государства сменился объединительным движением, которое привело к образованию СССР в 1922 г. В годы гражданской войны на окраинах бывшей Российской империи возникло несколько советских республик, которые развивались не в рамках РСФСР, а рядом с ней. В июне 1919 г. они создали военный союз. После поражения Советской власти в Прибалтике (весна-лето 1919 г.) он сохранился в рамках трех славянских советских республик. В 1920-1921 г.г. к этому союзу присоединились три закавказских советских республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен союзом хозяйственным. Согласно договорам, объединялись наркоматы, советы народного хозяйства, вводилась единая денежная система. В 1922 г. на период проведения международной экономической конференции в Генуе был оформлен дипломатический союз республик. В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик — Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).
Цементирующей силой объединительного движения стала коммунистическая партия. Республиканские компартии, созданные в 1918-1920 гг., существовали на правах областных организаций единой РКП(б). Партийное единство дополнялось единством профсоюзов.
Для разработки плана объединения всех советских республик ЦК РКП(б) создал в августе 1922 г. специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания государственного союза социалистических республик путем включения их в РСФСР на правах автономных. В основу такого решения лег проект, составленный Генеральным секретарем ЦК (с апреля 1922 г.) И.В.Сталиным и названный «планом автономизации». Ленин, выяснив, что «автономизацию» не поддержали 3 из 6 республик, предложил план союза равноправных республик: не в РСФСР, а вместе с ней социалистические республики входят «в новый союз, новую федерацию». Сталин расценил позицию Ленина как «национал-либерализм», но открыто возражать не стал.
29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра состоялся I Всесоюзный съезд Советов. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Он также избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).
3. Конституция СССР 1924 г.
Объединительное движение советских республик прошедшее этапы военного, хозяйственного, дипломатического и государственного союза, завершилось этапом конституционного оформления СССР (январь 1923 г. — январь 1924 г.). На этом этапе была разработана и утверждена Конституция СССР, созданы правительство СССР и вторая палата ЦИК Союза ССР.
В январе 1923 г. в союзных республиках были созданы конституционные комиссии. Главным итогом их работы явилось предложение создать наряду с палатой классового представительства в ЦИК СССР палаты «национального представительства». В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее. Тогда же на пост председателя СНК СССР был избран А.И. Рыков.
Конституция СССР 1924 г. повторяла основные положения Конституции РСФСР 1918 г., а также дополнялась разделом о национально-государственном устройстве нового государства. В ней провозглашались принципы построения союзного многонационального государства: добровольное, равноправное объединение суверенных республик, их право выхода из СССР. Конституция СССР 1924 г., как и Конституция РСФСР 1918 г., носила ярко выраженный классовый характер и закрепляла положения диктатуры пролетариата на территории всех союзных республик. Конституция установила государственный герб, флаг и столицу СССР — Москву. Гимном Советского Союза стал «Интернационал».
4. Развитие права.
В 1922 году для надзора за законностью действий центральных и местных органов власти и управления в стране создается прокуратура. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернский прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора. Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. По положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которых возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, дача консультаций по юридическим вопросам.
В этот период произошли изменения и в советском праве:
- Финансовое право
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с расходами. Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ – налоги. Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был подоходно- имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные предприятия.
- Гражданское право
Советское гражданское право открыто узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и сельскохозяйственные тресты. В целях защиты интересов государственных предприятий в сфере обмена и распределения создавались синдикаты. На них была «возложена роль крупной оптовой торговли по сбыту и заготовками в целях укрепления экономической позиции государственной торговли». Как правило синдикаты являлись торговыми объединениями трестов.
В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной государственной собственностью, но могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ. Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные предприятия и немуниципализированные строения. В годы восстановления народного хозяйства государство пользовалось услугами частного капитала в области производства, организуя концессии, Особый способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их». Согласно Декрету все граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения и внесении платы, могли реализовать право на горнопромысловые работы, поиск, разведку, добычу и переработку полезных ископаемых.
Гражданские кодексы советских республик подробно регламентировали различные виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства и доверенности, товарищества и др.
В связи с ростом рыночных связей приобрел широкое распространение договор купли-продажи, причем во внешней торговле советское государство сохранило свою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила договор дарения. Договор имущественного найма был направлен главным образом на урегулирование отношений, возникающих из аренды государственных предприятий и найма жилого помещения. Договор подряда широко использовался государственными предприятиями. При этом он заключался не только между социалистическими организациями.
Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа