Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:13, реферат
1.Основные источники советского трудового права в первые годы советской власти(1917- конец 30-х гг.)
2.Изменения в праве в период 40-х – 60-х гг.
Тема 1. Развитие советского трудового права
1.Основные
источники советского
2.Изменения в праве в период 40-х – 60-х гг.
1.Основные источники советского трудового права в первые годы советской власти(1917- конец 30-х гг.)
Принципы трудового права - это основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.
Принципы трудового права — это главные правовые основы, общие положения, отражающие действующее трудовое законодательство и главные направления политики государства в сфере труда.
Сложившиеся принципы трудового
права, с одной стороны, отражают
сложившуюся систему
Современный российский законодатель
пошел по пути обязательного закрепления
принципов в принимаемых
Правовые принципы имеют значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Руководствуясь принципами, законодатель формулирует отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм действующего законодательства и определяют тенденции его развития. В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. Принципы могут быть использованы при обнаружении пробелов в праве, которые не удается заполнить, применяя аналогию закона, в этом случае на помощь приходит аналогия права, предусматривающая в решении основываться на правовые начала — принципы. Естественно, что использовать принципы в аналогии права можно только те, которые законодательно закреплены.
Поэтому принципы — это
часть права в объективном
смысле, и очень важной в понимании
этого значения является ст. 18 Конституции,
в которой сказано, что права
и свободы определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
законодательной и
Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве о труде. Именно в силу этого такая идея может определить основные черты, сущность, внутреннее развитие трудового права. В подтверждение этого положения достаточно сослаться на историю трудового права России. Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в соответствии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, как право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Принципы трудового права
имеют как теоретическое, так
и практическое значение. Зная принципы
трудового права, можно прогнозировать
развитие теории трудового права, практики
его применения, дальнейшее совершенствование
действующего законодательства о труде.
Более того, в случае обнаружения
пробелов и других недостатков в
законодательстве о труде решение
конкретных трудовых дел возможно на
основании соответствующих
Классификация принципов трудового права
Обычно для отрасли
права, например гражданского, законодатель,
юридическая наука формулируют
три — пять основных принципов
правового регулирования
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:
свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
действенное запрещение детского труда;
недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Конституционные принципы трудового права
В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования труда:
запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интс- ресов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);
запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);
обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);
право на отдых гарантируется
установленной федеральным
Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).
В ст. 2 ТК РФ упоминаются межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений:
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
обеспечение права работников
на участие в управлении организацией
в предусмотренных законом
обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
обеспечение права на охрану здоровья.
Эти принципы характерны не
только для трудового права, но и,
например, для аграрного. Защита от
безработицы — принцип и
Революционное свержение самодержавия в России в феврале 1917 г., резкое изменение соотношения классовых и политических сил в стране, демократизация политического режима, усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в том числе радикальных сил, — все это привело к активизации деятельности по осуществлению реформ трудового законодательства. В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере объективную необходимость буржуазной модернизации страны.
Наличие двоевластия в стране привело к тому, что законотворческие функции выполняли два органа: Временное правительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и Советы рабочих и солдатских депутатов, которые издавали постановления и распоряжения, относившиеся, в частности, и к правовому регулированию труда, а также заключали с организациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована Временным правительством. Наиболее известное из них — соглашение между Петроградским советом рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен (вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой рабочий день накануне воскресений без уменьшения заработной платы, и были учреждены два новых для России органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой поддержкой общественных, в том числе либеральных, сил.[6]
Фабрично-заводские комитеты должны были избираться на фабриках и заводах из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равного избирательного права. На комитеты были возложены следующие задачи: представительство рабочих в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих; разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими; представительство рабочих перед администрацией и владельцами предприятий; дача согласия на проведение сверхурочных работ.
Примирительные камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации должны были учреждаться на заводах и фабриках для разрешения недоразумений, возникающих во взаимоотношениях владельца предприятия, администрации и рабочих. При недостижении соглашения в примирительной камере предприятия спор должен был быть перенесен на разрешение центральной примирительной камеры, состоявшей из равного числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и заводчиков .
7 марта 1917 г. Петроградский
совет рабочих и солдатских
депутатов вынес постановление
о введении 8-часового рабочего
дня, которое Временное
Число актов по труду, принятых
Временным правительством, было невелико,
и они в основном санкционировали
то, что фактически возникало в
общественной жизни в ходе развития
революционных событий под
12 апреля 1917 г. было издано
Постановление о собраниях и
союзах, которое признало за всеми
гражданами право образовывать
общественные объединения в
23 апреля было издано
Постановление о рабочих
Как видно, данное постановление в основном воспроизвело содержание соглашения, заключенного незадолго до этого Петроградским советом с предпринимателями.
В августе 1917 г. Временное
правительство утвердило
Своим Постановлением от 11 октября
Временное правительство