Развитие советского трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:13, реферат

Краткое описание

1.Основные источники советского трудового права в первые годы советской власти(1917- конец 30-х гг.)
2.Изменения в праве в период 40-х – 60-х гг.

Файлы: 1 файл

Развитие советского трудового права.docx

— 28.71 Кб (Скачать)

Тема 1. Развитие советского трудового права

 

1.Основные  источники советского трудового  права в первые годы советской  власти(1917- конец 30-х гг.)

2.Изменения  в праве в период 40-х – 60-х  гг.

 

1.Основные источники советского трудового права в первые годы советской власти(1917- конец 30-х гг.)

 

Принципы трудового права - это основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.

Принципы трудового права  — это главные правовые основы, общие положения, отражающие действующее  трудовое законодательство и главные  направления политики государства  в сфере труда.

Сложившиеся принципы трудового  права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, а с другой стороны, в принципах правового регулирования трудовых отношений наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права. Поэтому изучение принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития общественных отношений по труду, в условиях рыночной экономики.

Современный российский законодатель пошел по пути обязательного закрепления  принципов в принимаемых нормативных  актах. Но, не смотря на то что Трудовой кодекс содержит статьи, в которых определяются основные начала правового регулирования, следует отличать принцип от правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения (правовую норму) на основе руководящей идеи (принципа), законодатель достигает единства нормотворческой деятельности. И следует понимать, что принцип не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С его помощью нельзя напрямую урегулировать конкретные отношения между субъектами права. Но принцип права непременно себя проявит в правовых нормах, которые обязаны соответствовать принципу. Принципы трудового права являются более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права тоже меняются — одни отмирают, другие появляются, третьи действующие наполняются новым содержанием.

 

Правовые принципы имеют  значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Руководствуясь принципами, законодатель формулирует отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм действующего законодательства и определяют тенденции его развития. В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. Принципы могут быть использованы при обнаружении пробелов в праве, которые не удается заполнить, применяя аналогию закона, в этом случае на помощь приходит аналогия права, предусматривающая в решении основываться на правовые начала — принципы. Естественно, что использовать принципы в аналогии права можно только те, которые законодательно закреплены.

Поэтому принципы — это  часть права в объективном  смысле, и очень важной в понимании  этого значения является ст. 18 Конституции, в которой сказано, что права  и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

Основополагающая идея правового  регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление  в законодательстве о труде. Именно в силу этого такая идея может  определить основные черты, сущность, внутреннее развитие трудового права. В подтверждение этого положения достаточно сослаться на историю трудового права России. Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в соответствии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, как право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Принципы трудового права  имеют как теоретическое, так  и практическое значение. Зная принципы трудового права, можно прогнозировать развитие теории трудового права, практики его применения, дальнейшее совершенствование  действующего законодательства о труде. Более того, в случае обнаружения  пробелов и других недостатков в  законодательстве о труде решение  конкретных трудовых дел возможно на основании соответствующих принципов  трудового права.

Классификация принципов  трудового права

Обычно для отрасли  права, например гражданского, законодатель, юридическая наука формулируют  три — пять основных принципов  правового регулирования отношений, являющихся предметом этой отрасли. Ранее аналогичный подход имел место  в литературе по трудовому праву. После принятия ТК РФ в учебной  литературе исследуется 19 принципов  трудового права и более. Такое  обилие принципов трудового права  объясняется тем, что законодатель объединил в ст. 2 ТК РФ международные  принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере  труда» (1998 г.), конституционные (ст. 19, 24, 30, 37, 46 Конституции РФ), отраслевые и  отдельных институтов трудового  права. Эти виды принципов целесообразно различать, подчеркивая их конкретизацию по вертикали в зависимости от юридической силы нормативного правового акта: принципы, закрепленные в Декларации МОТ, Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:

свобода объединения и  действенное признание права  на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного  или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

Конституционные принципы трудового  права

В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования  труда:

запрещаются любые формы  дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности (ст. 19);

ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);

сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются;

каждый имеет право  на объединение, включая право создавать  профессиональные союзы для защиты своих интс- ресов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);

гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);

запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);

обеспечивается труд в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);

гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);

право на отдых гарантируется  установленной федеральным законом  продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого  ежегодного отпуска;

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);

обеспечивается право  каждого на защиту государством его  трудовых прав и свобод, включая  судебную защиту (ст. 46).

В ст. 2 ТК РФ упоминаются  межотраслевые принципы правового  регулирования трудовых отношений:

запрещение принудительного  труда и дискриминации в сфере  труда;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

обеспечение права на охрану здоровья.

Эти принципы характерны не только для трудового права, но и, например, для аграрного. Защита от безработицы — принцип и трудового  права, и права социального обеспечения.

Революционное свержение  самодержавия в России в феврале 1917 г., резкое изменение соотношения  классовых и политических сил  в стране, демократизация политического  режима, усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в  том числе радикальных сил, —  все это привело к активизации  деятельности по осуществлению реформ трудового законодательства. В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере объективную  необходимость буржуазной модернизации страны.

Наличие двоевластия в  стране привело к тому, что законотворческие функции выполняли два органа: Временное правительство, принимавшее  акты, имевшие силу закона, и Советы рабочих и солдатских депутатов, которые издавали постановления  и распоряжения, относившиеся, в  частности, и к правовому регулированию  труда, а также заключали с  организациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована  Временным правительством. Наиболее известное из них — соглашение между Петроградским советом  рабочих депутатов и обществом  фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен (вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой рабочий день накануне воскресений без уменьшения заработной платы, и были учреждены два новых  для России органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой поддержкой общественных, в том числе либеральных, сил.[6]

Фабрично-заводские комитеты должны были избираться на фабриках и  заводах из числа рабочих данного  предприятия на основе всеобщего  равного избирательного права. На комитеты были возложены следующие задачи: представительство рабочих в  их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; формулировка мнений по вопросам общественно-экономической  жизни рабочих; разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений  между самими рабочими; представительство  рабочих перед администрацией и  владельцами предприятий; дача согласия на проведение сверхурочных работ.

Примирительные камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации должны были учреждаться на заводах и  фабриках для разрешения недоразумений, возникающих во взаимоотношениях владельца  предприятия, администрации и рабочих. При недостижении соглашения в примирительной камере предприятия спор должен был быть перенесен на разрешение центральной прими­рительной камеры, состоявшей из равного числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и заводчиков .

7 марта 1917 г. Петроградский  совет рабочих и солдатских  депутатов вынес постановление  о введении 8-часового рабочего  дня, которое Временное правительство,  однако, не узаконило. На многих  предприятиях, особенно в промышленных  центрах, рабочие самовольно вводили  8-часовой рабочий день.

Число актов по труду, принятых Временным правительством, было невелико, и они в основном санкционировали  то, что фактически возникало в  общественной жизни в ходе развития революционных событий под напором  масс.

12 апреля 1917 г. было издано  Постановление о собраниях и  союзах, которое признало за всеми  гражданами право образовывать  общественные объединения в целях,  не противных уголовным законам.  Однако регистрационный порядок  возникновения общественных объединений  сохранился, и право вступать в обязательственные отношения было предоставлено лишь тем обществам и союзам, уставы которых были зарегистрированы судебной властью (в регистрационных отделах окружных судов).

23 апреля было издано  Постановление о рабочих комитетах  в промышленных заведениях. Это  Постановление легализовало рабочие  комитеты на предприятиях, которые  могли создаваться по предложению по крайней мере '/,„ работников, и возложило на них следующие функции: представительство рабочих перед администрацией по вопросам их взаимоотношений (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распорядка и т. п.); урегулирование вопросов, касающихся взаимоотношений между самими рабочими; представительство рабочих в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; культурно-просветительская деятельность среди рабочих и иная деятельность, направленная на улучшение их быта. Было узаконено участие рабочих комитетов в составлении правил внутреннего распорядка. Согласно разъяснению Министерства труда (август 1917 г.) владельцы предприятий имели право увольнять членов фабрично-заводских советов только при наличии согласия примирительной камеры.

Как видно, данное постановление  в основном воспроизвело содержание соглашения, заключенного незадолго  до этого Петроградским советом  с предпринимателями.

В августе 1917 г. Временное  правительство утвердило Положение  о примирительных камерах и третейских судах. Они создавались для разрешения трудовых конфликтов. Примирительные камеры учреждались в территориальных  районах или отраслях промышленности. Третейские суды были второй инстанцией при разрешении трудовых споров.

Своим Постановлением от 11 октября  Временное правительство запретило  под угрозой административной кары наложение каких-либо денежных взысканий  на рабочих властью заведующих предприятиями. Таким образом, были отменены дисциплинарные штрафы, существовавшие в России с  самого начала формирования промышленного  производства и ставшие предметом  юридической регламентации с 1886 г.

Информация о работе Развитие советского трудового права