Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории советского права в 1922-1991 гг. и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.
Ведение…………………………………………………………2
Глава 1 Государство и право России в период становления советской власти…………………………………………………...….4
1.1 Развитие права на заре советской империи……..………..4
1.2 Конституция 1918 г…………………………...……………7
Глава 2 Советское право в период новой экономической политики, довоенное время………………………………….……….10
2.1 Развитие права 20 30 - е годы………………….…….……10
2.2 Конституция 1924 и 1936 годов…………………………..15
Глава 3 Советское право в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы………………………………….…..….18
3.1 Развитие права в военные годы……………………...…...18
3.2 Развитие права в послевоенные годы……………….…...19
Глава 4 Право от периода «застоя» и до развала советской империи………………………………………………………………..24
4.1 Развитие права. Конституция СССР 1977 года………….24
4.2 Демократическое конституционное право……...……….32
Заключение…………………………………………………….34
Список литературы…………………………………….……...36
Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства. Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе «Защита социалистического Отечеств».
Главы VI и VII раздела «Государство и личность» содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.
Национально-
Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов.
Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом. Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.
Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21). Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам.
Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые.
В разделе IХ «Действие Конституции СССР и порядок ее изменения» подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.
С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством - отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР. Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации Но все же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и их народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.18
Начался процесс расширения прав союзных республик. 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент - Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок к суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошел распад СССР на пятнадцать независимых государств. Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент - строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человеком. Попытки насильственного и ускоренного внедрения названных идеалов в жизнь на практике обернулись трагедией для России. И в этом величайший исторический парадокс почти 75-летнего развития нашей страны: оказывается, метод насильственного осчастливливания масс уничтожает саму эту благую цель - счастье людей.
Особенность советской правовой системы - абсолютный примат интересов государства над интересами личности. Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям, посягательства на социалистическую (государственную) собственность наказывались более сурово (вплоть до смертной казни), чем на личную собственность. Госсобственность в гражданско-правовых отношениях подлежала приоритетной и исключительной защите.
Так, в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. (даже в редакции 1987 г.) на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения негосударственных организаций или граждан не распространялась никакая давность, его истребование могло производиться и у добросовестного приобретателя, когда у частных лиц по постановлению правоохранительных органов (дознания, предварительного следствия, прокурора или суда) изымались драгоценные металлы и алмазы, то им при вынесении оправдательного приговора выплачивалась лишь стоимость изъятых ценностей. И наоборот: на основное государственное имущество (основные средства) взыскание кредиторов не могло быть обращено ни в коем случае. Что касается прочего госимущества, то на него взыскание обращаться могло, но лишь с определенными изъятиями. В процессуальном праве также действовал принцип приоритетной защиты интересов государства.
Сфера частного права была резко сужена - объем свободного усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми вопросами и семейными отношениями. Публично-правовое регулирование, напротив, стало господствующим, довлеющим, всеохватывающим.
Гражданские
и политические права граждан
оценивались как второстепенные
в сравнении с социально-
Судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью против инакомыслящих, инквизиционными следственными и судебными процедурами, нарушением права обвиняемого на защиту, объективным вменением, жестокостью (расстрел за хищение социалистической собственности в любых формах и размерах, уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, возможность применения за ряд преступлений высшей меры наказания - расстрела - для лиц с 12-летнего возраста) и т.д.
Но,
как ни странно, конечной целью развития
права были провозглашены, интересы
человека труда, и поэтому она
наряду с негативными чертами
имела серьезные импульсы позитивного
развития, хотя иногда чисто формального.
Государство проводило работу по
систематизации и кодификации
1. Абрамов А.В. и др. История России. Кн. 2 и 3. - М., 1993. 365 с.
2. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. - М., 1996. 148 с.
3. Большая советская энциклопедия. / Под редакцией Прохорова А.М. – М.: Советская энциклопедия. 1970 – 1977.
4. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. - М., 1994. 359 с.
5. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 1996. 435 с.
6. История государства и права СССР, ч.2 / Под ред. О.И. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. - М., 1971. 496 с.
7. История Советского государства и права. В 3-х книгах. - М., 1968. 520 с.
8. История СССР в документах и иллюстрациях / Составители В.И. Виноградов и др. - М., 1963. 568 с.
9. Кожевников М.В. История советского суда. - М., 1957. 258 с.
10. Красная книга ВЧК, т.1 и 2/ Под ред. А.С. Велидова. -М.,1989.142 с.
11. Кулешов С.В. и др. Наше Отечество, т.2. - М., 1991. 150 с.
12. Развитие кодификации советского законодательства. -М.,1968.196 с.
13. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923-1960: Справочник. - М.: Норма, 1998. 142 с.
14. Словарь-справочник по праву / Составитель А.Ф. Никитина. М., 1995. 425 с.
15. Сорок лет советского права. 1917-1957. Л., 1957. 325 с.
16. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М., 1995. 526 с.
17. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М. Норма, 2000.
18. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года – М., Зерцало-М, 2003.
19. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. –М., Зерцало-М, 2004.