Концепции советского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории советского права в 1922-1991 гг. и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………2
Глава 1 Государство и право России в период становления советской власти…………………………………………………...….4
1.1 Развитие права на заре советской империи……..………..4
1.2 Конституция 1918 г…………………………...……………7
Глава 2 Советское право в период новой экономической политики, довоенное время………………………………….……….10
2.1 Развитие права 20 30 - е годы………………….…….……10
2.2 Конституция 1924 и 1936 годов…………………………..15
Глава 3 Советское право в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы………………………………….…..….18
3.1 Развитие права в военные годы……………………...…...18
3.2 Развитие права в послевоенные годы……………….…...19
Глава 4 Право от периода «застоя» и до развала советской империи………………………………………………………………..24
4.1 Развитие права. Конституция СССР 1977 года………….24
4.2 Демократическое конституционное право……...……….32
Заключение…………………………………………………….34
Список литературы…………………………………….……...36

Файлы: 1 файл

Консепции советского права этапы и особенности.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

       Ведение…………………………………………………………2

       Глава 1 Государство и право России в период становления советской власти…………………………………………………...….4

       1.1 Развитие права на заре советской империи……..………..4

       1.2 Конституция 1918 г…………………………...……………7

       Глава 2 Советское право в период новой экономической политики, довоенное время………………………………….……….10

       2.1 Развитие права 20 30 - е годы………………….…….……10

       2.2 Конституция 1924 и 1936 годов…………………………..15

       Глава 3 Советское право в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы………………………………….…..….18

       3.1 Развитие права в военные годы……………………...…...18

       3.2 Развитие права в послевоенные годы……………….…...19

       Глава 4 Право от периода «застоя» и до развала советской империи………………………………………………………………..24

       4.1 Развитие права. Конституция СССР 1977 года………….24

       4.2 Демократическое конституционное право……...……….32

       Заключение…………………………………………………….34

       Список  литературы…………………………………….……...36

 

       

Ведение

       Актуальность  темы исследования. Теоретические основы социалистического государства  и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты  в произведениях В.И. Ленина, а  также в документах коммунистических партий и научных исследованиях  других авторов, стоящих на марксистско-ленинских  позициях.

       С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве  вообще и о социалистическом государстве  и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны  представителей самых различных  политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее  время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного  жизненного тезиса о том, что любое  учение о государстве и праве  всегда отражает определенные, нередко  весьма противоречивые политические взгляды  и интересы, а также несовместимые  друг с другом политические ценности и амбиции.

       Марксистское  учение о социалистическом государстве  и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано  ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства  и права. Однако в силу многих объективных  и субъективных причин они оказались  безуспешными. Вместо социалистического  государства и права, какими они  представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

       Марксисты всех направлений говорят о научности  и прогрессивности, развиваемых  ими идей о социалистическом государстве  и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

       Объект  исследования – законодательство СССР.

       Предмет исследования составляют нормы, заключенные, в законодательных актах СССР, регулирующие правоотношения в 1922-1991 гг.

       Методология исследования. При подготовке данной работы были применены принцип объективного рассмотрения материала, которые позволяют  изучить объект исследования во всем его многообразии и развитии. Из числа общенаучных методов в  работе использовался системный  подход, анализа и синтеза, из частнонаучных  методов были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический.

       Цель  и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории советского права в 1922-1991 гг. и выработка представления  об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

       Поставленная  цель достигалась путем решения  следующих задач:

       - изучить эволюцию законодательного  регулирования различных правоотношений  в советский период;

       - проанализировать кодификационную  работу и формирование системы  нового законодательства в СССР;

       - изучить и проанализировать законодательство  в СССР по следующим этапам:

       - развитие права в период создания  советского государства

       - право в период перехода к  социализму

       - право в период государственно-партийного  социализма (1930 - начало 1960-х гг.)

       - право в условиях кризиса социализма (1960-1991 гг.)

 

Глава 1 Государство и  право России в  период становления  советской власти.

1.1 Развитие права  на заре советской  империи

       После Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления  и углубления отношений, основанных на государственной собственности  основных средств производства, на праве государства обратить в  свою собственность любое имущество  свыше установленного им предела. Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации законодательства в период гражданской войны не было. В декретах ВЦИК и СНК законодательно закреплялся новый вид собственности - социалистическая1. Декрет «О Земле» отменял частную собственность на землю, леса, недра, воды. Декретом ВЦИК в марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г. «Основной закон о лесах» объявил верховную собственность государства на лесные угодья. 20 июня 1918 г. СНК принял декрет о национализации нефтяной промышленности, а 28 июня - Декрет о национализации всей крупной промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и парковых мельниц. К объектам социалистической собственности были отнесены также средние предприятия, а также муниципальные коммунальные предприятия и жилой фонд городов. Источниками возникновения государственной социалистической собственности являлись национализация, конфискация, секвестр, реквизиция и бесхозяйственность имущества (на основании Декрета СНК от 13.11.20 г.). Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и переходили в сферу действия административного права. В сфере гражданского права действовала правовая регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время фактически являлась придатком органов Наркомпрода. Частная и личная собственность постановлением СНК от 26.10.18 г. «Об аннулировании государственных процентных бумаг» ограничивалась верхним пределом в 10 тыс. рублей. Более того, государство ограничивало право распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от 06.09.18г. объявлялась незаконность купли-продажи строений в сельских местностях.

         Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи при снабжении предприятий и ставила их в область административного регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения.

       Сосредоточение  экономической деятельности в промышленности и транспорте в руках единого  хозяйственного субъекта - государства, принудительная поставка с/х продукции  из деревни обусловили слабое регулирование  государством обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации  много чаще действовали административно-правовые отношения. В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой собственности - размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки отходили государству2. Наследование собственности не признанной трудовой по закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения. 
Существенно было урезано авторское и изобретательское право. Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству отменялась. Право изобретателя защищалось авторским свидетельством, но не давало права собственности на изобретения (Декрет СНК от 30.07.1919 г. «Об изобретениях»).

       Таким образом, в период гражданской войны  в сфере права наблюдалось  сужение сферы гражданского регулирования  за счет роста административных правоотношений.

       Трудовое  право регулировало отношения, возникающие  на основе всеобщей трудовой повинности на всех производствах, за исключением  крестьянских хозяйств. Декретом СНК от 29.10.17 г. был установлен 8-ми часовой рабочий день, а для лиц моложе 18 лет - 6-ти часовой. С 01.11.17г. устанавливалось социальное страхование рабочих и служащих. 09.12.1918 г. был издан кодекс законов о труде, закрепивший вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и продолжительность рабочего времени. Сверхурочные работы были повсеместным явлением, уход с работы по собственному желанию был затруднен. Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации, практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом СНК от 14.11.19 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был принят декрет «О борьбе с прогулами», предусматривающий обязательное возмещение прогульщиком рабочего времени. Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны - крестьянство3.

 

1.2 Конституция 1918 г.

       Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории  конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила  принятая III съездом Советов в январе 1918 г. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства4. Проект декларации был написан В.И. Лениным.

       Текст декларации состоит из 4-х разделов: В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

         2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.

       3-й  раздел декларировал принципы  советской внешней политики - борьба  за мир, отмену тайных договоров,  уважение к национальному суверенитету  всех народов, полный разрыв  с политикой развитых буржуазных  государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.

         4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях. Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации тем не менее носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.

Информация о работе Концепции советского права