Концепции советского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории советского права в 1922-1991 гг. и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………2
Глава 1 Государство и право России в период становления советской власти…………………………………………………...….4
1.1 Развитие права на заре советской империи……..………..4
1.2 Конституция 1918 г…………………………...……………7
Глава 2 Советское право в период новой экономической политики, довоенное время………………………………….……….10
2.1 Развитие права 20 30 - е годы………………….…….……10
2.2 Конституция 1924 и 1936 годов…………………………..15
Глава 3 Советское право в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы………………………………….…..….18
3.1 Развитие права в военные годы……………………...…...18
3.2 Развитие права в послевоенные годы……………….…...19
Глава 4 Право от периода «застоя» и до развала советской империи………………………………………………………………..24
4.1 Развитие права. Конституция СССР 1977 года………….24
4.2 Демократическое конституционное право……...……….32
Заключение…………………………………………………….34
Список литературы…………………………………….……...36

Файлы: 1 файл

Консепции советского права этапы и особенности.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

       Конституция не признавала разделения законодательной  и исполнительной властей5. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии. Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: «установление, дополнение и изменение основных начал Конституции» и « ратификацию мирных договоров». Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право «утверждения, изменения и дополнения Конституции».

       Конституция не предусматривала реализацию принципов  частного права, как и не предусматривала  конституционно-правовых ограничений  в деятельности государственных  органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет  классифицировать государственное  устройство ею закрепленное, как демократическое  и правовое. В условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.

 

Глава 2 Советское право  в период новой  экономической политики, довоенное время.

2.1 Развитие права  20 30 - е годы

 

       20-е  годы вошли в историю Советского  права как период обширных  кодификационных работ. Переход  страны к мирному строительству  требовал правового закрепления  и обеспечения социальных отношений,  насаждаемых Советской властью.  Требовалась четкая и логически  стройная система правовых актов,  что нашло отражение в составлении  кодексов законов.

         Задача кодификации законодательства исходила от партийных органов и нашла свое отражение в решениях XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате, после большой и кропотливой работы в 1922-1923 гг. в РСФСР были приняты 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, КЗОТ, Гражданско-процессуальный, Лесной6. Все законодательные акты нормативно закрепляли классовую политику Советской власти, примат государства над личностью.

       Гражданский кодекс (ГК) был принят в 1922 г. и выполнял задачу преимущественного развития социалистических отношений на базе государственной собственности  на средства производства. Состоял из 4 разделов: -

       - общая часть;

       - вещное право;

       - обязательственное право;

       - наследственное право.

       1)ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения.

       2)Частное право было ущемлено. Права физических лиц охранялись лишь в случае признания их государством и соответствующим его интересам. Государство имело исключительное право расторгать все виды сделок, если находило, что они противоречат его интересам.

       3) Устанавливались 3 формы собственности:

       - государственная;

       - кооперативная;

       - частная.

       Кодекс  стимулировал развитие первых двух (неограниченное право истребования, неограниченная исковая давность, презумпция государственной  собственности и др.) и ограничивал  частную собственность. В частной собственности могли находиться только маломерные строения и только мелкие промышленные предприятия с числом работающих не более 10 при двигателе и не более 20 при ручном производстве.

         Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб. ГК РСФСР стал отправной точкой для создания ГК союзных республик.

       Во  второй половине 20-30-х гг. в гражданском  праве свертывается понятие частной  собственности и заменяется понятием личная собственность граждан, размер которой был законодательно ограничен. Усиливаются плановые начала руководства  экономикой, плановое задание рассматривалось  как источник права. 30 января вышло  положение "О кредитной реформе", в соответствии с которым законодательно регулировалось обращение наличности между юридическими лицами, в качестве которых признавались только социалистические организации. Был ликвидирован коммерческий кредит. Все платежи и обращение  финансовых средств сосредотачивались  в учреждениях Госбанка и осуществлялась в безналичной форме. В 1928 г. в институт наследственного права были введены несовершеннолетние наследники по закону.

       Во  второй половине 30-х гг. продолжалось усиление административных правоотношений и сужение гражданского оборота. В 1935 г. руководителям предприятий запрещалась передача основных фондов иным юридическим лицам за деньги. Данные действия могли приниматься только по решению СНК. Вводилась система типовых договоров, утверждаемых СНК. Хозяйственная деятельность предприятий полностью регулировалась плановым заданием, оборотными средствами распоряжались вышестоящие органы. Гражданское законодательство 20-30-х гг. последовательно выполняло задачу сосредоточения в руках государства важнейших хозяйственных функций, а затем максимальной централизации производства7. Колхозное право зародилось с началом коллективизации, преследовало целью ввести в нормативные рамки деятельность колхозов, погасить недовольство крестьянства. Источником права явился примерный устав сельхозартелей, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., а затем и в «Уставе сельхозартелей», одобренном II съездом колхозников-ударников и утвержденным ЦИК и СНК СССР в 1935 г. Устав закреплял использование земель как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.

         Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за «палочки». Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения. Аграрное законодательство в целом служило созданию и закреплению принудительного изъятия с/х продуктов из деревни. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств.

       19 ноября 1926 г. ВЦИК РСФСР принял  новый кодекс о браке и семье.  В отличие от КоБС 1918 г. новый  кодекс приравнивал фактический  брак к зарегистрированному. Фактический  брак устанавливался судом, зарегистрированный - по предъявлению свидетельства  о браке. Кодекс устанавливал общность имущества, нажитого супругами за время брака, и права на алименты на несовершеннолетних детей в случае развода. Был установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст-18 лет. Был отменен судебный порядок развода - эту процедуру во всех случаях осуществляли органы ЗАГС. Однако споры о взыскании алиментов разрешались судом. Был восстановлен, ранее отмененный порядок усыновления.

       Переход к НЭПу в начале 20-х гг. обуславливал изменение трудового законодательства. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность. В 1921 г. Декрет СНК РСФСР отменил чрезвычайные повинности - топливную, гужевую, трудовые мобилизации и др. С 19 мая 1921 г. Постановлением СНК вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое.

         Развитие трудового права в 30-е гг. отражало общую тенденцию централизации и использовало главным образом меры внеэкономической эксплуатации, проводившееся в жизнь административно-командными методами.

       Уголовное право являлось наиболее действенным средством пресечения всякого рода оппозиционной деятельности и принуждения к выполнению властных велений государства, представляло собой наиболее эффективным инструментом проведения классовой политики и установления политико-идеологического единомыслия. Уголовное законодательство было кодифицировано в Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 июня 1922 г. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу. Например, руководителей партии эсеров судили в 1922 г. в соответствии с нормами только что принятого УК. В вину им вменялась их деятельность в период гражданской войны. УК состоял из Общей и Особенной частей. В Общей части формулировались задачи и принципы Советского уголовного права, определялись его основные институты и понятия. Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них.

       В июле 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили  новое положение о воинских преступлениях, которое состояло из 31 статьи. С принятием  Положения о воинских преступлениях 1927 г. уголовно-правовая охрана порядка несения воинской службы стала более полной и логически стройной.

       Слабые  процессуальные гарантии были свернуты. Срок следствия ограничивался 10 днями, обвинительное заключение выдавалось (если выдавалось вообще) за сутки. Процесс  проходил без участия сторон. Приговор обжалованию не подлежал, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Обвинения  в подготовке терактов и участии  в террористических организациях были частыми и излюбленными в ходе сталинских репрессий.

       В ноябре 1929 г. ЦИК СССР принял Постановление  об объявлении вне закона советских  граждан оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течении 24 часов с момента  установления личности и конфискацию  имущества. Этот закон имел обратную силу.

       В 1935 г. минимальный возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность, был снижен с 14 до 12 лет. С 1940 г. все  виновные в мелких кражах на предприятиях карались лишением свободы на срок не менее 1 года.

       Была  введена уголовная ответственность  за дисциплинарные проступки. В военно-уголовном законодательстве была введена уголовная ответственность за самовольную отлучку сроком свыше 2 часов.

       Уголовный процесс в 30-е гг. носил чисто  символический характер и сводился к нулю действием различных внесудебных  органов: особого совещания при  НКВД, различных троек на местах. За период с конца 20-х гг., до начала 40-х гг. к различным видам уголовной ответственности только по РСФСР было привлечено свыше 30 млн. чел8. (1/4 часть населения). Подавляющая часть осужденных являлась крайне дешевой рабочей силой в системе ГУЛАГа, представляя собой многочисленный ведущий отряд строителей социализма. Эта дешевая рабочая сила трудилась на строительстве большинства народно-хозяйственных объектов. Таким образом, фундамент индустриализации обернулся насильственной криминализацией всей страны. Право защищало прежде всего не интересы человека, а интересы государства.

2.2 Конституция 1924 и  1936 годов

       Конституция СССР 1924 г. В отличие от Конституции  РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела  союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ  государственного строя и институтов власти, избирательного права.

       Основной  закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял  действия республиканских конституций  РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Разработка конституции началась в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие, вместе с тем было решено окончательно утвердить текст Конституции на II съезде Советов СССР, который состоялся в конце января - начале февраля 1924 г9. Конституция состояла из двух разделов:

         1. Декларация об образовании СССР.

         2. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи). Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Договор состоял из 11 глав:

         1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

         2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.

       3. О съездах Советов СССР.

       4. О ЦИК СССР.

       5. О Президиуме ЦИК СССР.

       6. О СНК СССР.

       7. О Верховном Суде СССР.

       8. О Народных комиссариатах СССР.

       9. Об ОГПУ.

       10. О союзных республиках.

       11. О гербе, флаге, столице СССР. Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

       Высшим  органом власти СССР являлся съезд  Советов СССР, а в период между  съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х  палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся  Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК  и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК  и СНК союзных республик. Постановления  съездов Советов союзных республик  он мог только приостанавливать. За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов. Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Информация о работе Концепции советского права